Деятельность в эргономике. Мотив, цель, способ достижения цели, структура деятельности. Исполнительная и познавательная деятельность человека – оператора, методы ее исследования.
Функциональное состояние человека – оператора. Методы его оценки, изменения функционального состояния человека – оператора в процессе трудовой деятельности.
Анализаторы человека – оператора. Характеристики зрительного, слухового, вестибулярного и тактильного анализаторов.
Характеристика отдельных факторов окружающей среды на рабочем месте. Микроклимат, освещенность, светоцветовое оформление. Механические колебания. Производственные излучения.
Информационные модели в эргономике. Средства и системы отображения информации. Мнемознаки, мнемосхемы, табло коллективного пользования и эргономические требования к ним. Сигнализаторы звуковые, словесные сигналы предостережения.
Групповая деятельность операторов. Виды и особенности деятельности. Профессиональный отбор и обучение операторов.
Пути рационализации труда человека – оператора и способы повышения эффективности функционирования транспортных эргатических систем. Проективная и коррективная эргономика. Основные направления эргономического совершенствования организации и оборудования рабочих мест отдельных работников, связанных с организацией движения поездов. Факторы, определяющие роль и место человека – оператора в АСУ движением поездов.
Итого:
Практические занятия – 16 часов
№
п/п
Темы практических (семинарских) занятий
Количество часов
Очная форма обучения
Заочная форма обучения
Самостоятельная работа
Очная форма обучения
Заочная форма обучения
Методы эргономики и их использование в системах «человек – машина – среда»
Эргономическая оценка рабочего места дежурного по станции
Составление алгоритма деятельности дежурного по станции
Анализ организации автоматизированных рабочих мест оперативного персонала железных дорог
Составление профессиограммы деятельности человека-оператора в системе «человек – машина – среда»
Содержание понятия «условия труда». Классификация и оценка тяжести труда
Определение количественных характеристик напряженности и тяжести труда, а также надежности человека – оператора. Надежность систем «человек – машина – среда»
Итого:
Подготовка к экзамену.
В период экзаменационной сессии в соответствии с расписанием.
Самостоятельная работа
Общее количество часов сам. раб. по дисциплине
В том числе по семестрам
Очная форма обучения
Заочная форма
обучения
У студентов очной и заочной форм обучения она включает самостоятельное изучение отдельных тем и их конспектирование, а у студентов заочной формы обучения дополнительно выполнение контрольной работы (на выполнение контрольной работы – 15 часов).
Учебно-методическое обеспечение дисциплины
3.1 Основная литература
3.1.1 Учебники, учебные пособия
1. Мунипов В.М., Зинченко В.П. Эргономика: Человеко-ориентрованное проектирование техники, программных средств и среды: Учебник для вузов.-М.: ЛОГОС, 2001.-356 с.: ил.
2. Абрамов А.А. Основы эргономики: Учебное пособие. – М.: РГОТУПС, 2001.- 264 с.
3.1.2 Учебно-методические указания
1. Методические указания к выполнению контрольной работы по дисциплине: «Основы эргономики» для студентов специальности 190701 заочной формы обучения / Составитель В.И. Варгунин. – Самара: СамГАПС, 2004. – 19 с.
2. Методические указания к выполнению практических работ по дисциплине: «Основы эргономики» для студентов специальности 190701 «Организация перевозок и управление на траспорте (железнодорожный транспорт» очной формы обучения / Составители: В.И. Варгунин, В.В. Головин. – Самара: СамГУПС, 2008. – 60 с.
3.2 Дополнительная литература
Официальные издания
1. Правила технической эксплуатации железных дорог РФ. – М.: Транспорт, 2000.
Периодические, массовые, центральные и местные общественно-политические издания