Самарский Государственный университет путей сообщения
Кафедра «Железнодорожные станции и узлы»
Утверждаю
Начальник УМУ
______________А.Б. Фокеев
«___»___________ 2009 г.
рабочая программа
по дисциплине
«Основы эргономики»
блок «ОПД»; раздел «Региональный»
для студентов очной и заочной форм обучения
специальности 190701 «Организация перевозок и управление на транспорте (железнодорожный транспорт)»
Вид учебных занятий
Количество часов
Очная форма
обучения
Заочная форма обучения
Всего часов по дисциплине
В т.ч. часов аудиторных занятий
Лекции
Практические занятия (семинары)
Лабораторные занятия
Самостоятельная работа
Индивидуальные занятия (КСР)
Курсовой проект (семестр)
Курсовая работа (семестр)
РГР (контрольная работа) (количество/семестр)
1/8
Экзамен (семестр)
Зачет (семестр)
Самара 2009
Регистрационный номер__________________
Рабочая программа составлена на основании Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования специальности 190701 «Организация перевозок и управление на транспорте (железнодорожный транспорт)»
согласовано
Директор института/ Управления и экономики
«___»______________2009 г. ________________ П.Б. Романова
(подпись)
Председатель учебно-методической
комиссии направления
«___»______________2009 г. ________________ П.Б. Романова
(подпись)
Рабочая программа утверждена на заседании кафедры «Железнодорожные станции и узлы» (протокол № 10 от 14 мая 2009 г.)
(дата)
Заведующий кафедрой
«___»______________2009 г. ________________ В.И. Варгунин
(подпись)
Составитель рабочей программы: Варгунин Владимир Иванович, заведующий кафедрой «ЖСУ», профессор, к.т.н.
Цели и задачи дисциплины, её место в учебном процессе, требования к уровню освоения содержания дисциплины
Цели и задачи изучения дисциплины
Цель дисциплины:
Приобретение студентами знаний в области учета функциональных возможностей и особенностей человека в трудовых процессах с целью создания таких условий, методов и организации трудовой деятельности, которые делают труд человека наиболее производительным и, вместе с тем, способствуют его всестороннему духовному и физическому развитию, обеспечивают комфорт и безопасность работающему, сохраняют его здоровье и работоспособность. Изучение и учет человеческого фактора при проектировании и эксплуатации систем «человек – машина – окружающая среда» (СЧМ), предназначенных для управления процессами перевозок на железнодорожном транспорте.
Задачи дисциплины:
Выработка у студентов исходных ориентиров для работы, связанной с проектированием и созданием максимально эффективных и надежных систем управления и условий труда персонала, управляющего движением поездов, соответствующих возможностям человека и способствующих длительному сохранению его работоспособности.
Требования к уровню подготовки студента, завершившего изучение данной дисциплины
Изучив дисциплину,
- студент должен знать и уметь использовать:
– эргономические требования к проектированию СЧМ в целом, их специфику в условиях управляющей деятельности на железнодорожном транспорте;
– эргономические требования к каждому компоненту СЧМ: человеку-оператору (ограничения, свойственные человеческому организму, которые должны быть согласованы с характеристиками технических средств и параметрами производственной среды), техническим средствам, рабочим местам, производственной среде;
– эргономические основы эксплуатации СЧМ, направленные на создание условий, при которых обеспечивается сохранение здоровья оператора, максимальная производительность его труда;
– эргономические показатели эффективности и надежности функционирования СЧМ;
– методы повышения надежности СЧМ, в том числе АСУ на железнодорожном транспорте;
- студент должен приобрести навыки:
– в разработке и внедрении в производство эргономических принципов и рекомендаций;
– сознательного сотрудничества со специалистами по учету человеческого фактора при коллективных разработках эргатических систем;
– проведения технико-экономических расчетов при разработке эргономических мероприятий, направленных на совершенствование транспортных систем «человек – машина – среда», в том числе и АСУЖТ;
– освоения тенденций развития эргономики.
Краткая характеристика дисциплины, её место в учебном процессе
«Основы эргономики» – комплексная научно-техническая дисциплина. Изучение указанной дисциплины отражает потребности общественного производства в синтезе достижений социально-экономических, естественных и технических наук применительно к задачам исследования и проектирования организации труда, повышения его эффективности и качества, что отвечает реализации общих требований к подготовке специалиста по управлению процессами перевозок на железнодорожном транспорте, особенно в условиях внедрения автоматизированных рабочих мест и систем управления.