Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Связь с предшествующими дисциплинами



Эргономика как научная дисциплина сформировалась в результате дифференциации и интеграции научных знаний. Поэтому из социально-экономических дисциплин эргономика использует понятия трудовой деятельности, экономического эффекта. Из специальных дисциплин эргономика использует знания о конкретной трудовой деятельности отдельных работников железнодорожного транспорта: ДСП, ДНЦ, составителя поездов, приемосдатчика и др. Эргономика базируется на системном подходе и системах управления. Поэтому важно знать рабочие места работников железнодорожного транспорта, технические средства, применяемые на них.

Связь с последующими дисциплинами

Полученные знания по дисциплине закрепляются студентами в ходе второй технологической практики, которая проводится на отделения железных дорог или в дорожных диспетчерских центрах управления перевозками.

Знания, полученные при изучении «Основ эргономики» будут востребованы при изучении дисциплины «Информационные технологии на транспорте» и в ходе выполнения выпускной квалификационной работы по специальности 190701 «Организация перевозок и управление на транспорте (железнодорожный транспорт)».

Содержание дисциплины

2.1 Лекционный курс– 16 часов

№ п/п Темы лекционных занятий (с изложением основных вопросов, изучаемых на занятиях) Количество часов
Очная форма обучения Заочная форма обучения
Эргономика – наука о труде. Основное содержание дисциплины. Применяемая терминология (тезаурус). Цели и задачи дисциплины. 0,5
Предмет и задачи эргономики. Объективный характер возникновения и развития эргономики. Роль отечественных и зарубежных ученых. Межпредметные связи эргономики. Научно-технический прогресс и эргономика. Объект и предмет эргономики. Триединый характер главной задачи эргономики. Методологические средства эргономики (принцип и методы). Задачи эргономики на железнодорожном транспорте. Социальное значение эргономики. 0,5
Методы эргономики. Общая характеристика методов. Методы наблюдения и опросы. Профессиографирование. Разработка и содержание профессиограммы. Моделирование в эргономике и применение ЭВМ. 0,5
Человек как элемент системы «человек-машина-среда». Роль и место человека-оператора. Линейная модель человека – оператора. Принятие решения. Рабочие движения человека-оператора. Антропометрические характеристики человека. Поиск интегральных критериев учета целостной характеристики человека как личности. 0,5
Воздействие на человека факторов внешней производственной среды. Классификация факторов окружающей среды. Адаптация организма человека к этим воздействиям. 0,5
Эргономические основы проектирования техники и организация рабочих мест. Структура эргономических свойств и показателей техники. Учет требований эргономики при проектирование техники. Рабочее место, рабочее сидение и эргономические требования к ним. Рабочие движения человека-оператора и их оптимизация. Органы управления и эргономические требования к ним. Основные направления эргономической стандартизации (эргономические ГОСТы, справочные данные и др. документы).
Система «человек-машина-среда» на железнодорожном транспорте. Транспортные эргатические системы и их классификация. Задачи исследований и перспективы применения этих систем на железнодорожном транспорте. Сфера взаимодействия человека-оператора и техники на транспорте. Показатели деятельности людей в эргатических системах, предельно-допустимые нормы загрузки. 0,5
Эргатические системы в процессах управления перевозками на железных дорогах. Диспетчерские системы управления движением поездов. Диспетчер как звено эргатической системы. Условия осуществления и психофизиологические особенности трудовой деятельности поездных диспетчеров. Оценка их загрузки. Требования эргономики к рабочим местам диспетчерского персонала. Эргономические направления совершенствования диспетчерских систем управления движением поездов.
Надежность и эффективность эргатических систем. Понятие надежности эргатической системы. Ошибки человека-оператора. Вероятность безошибочной работы. Анализ и оценка надежности работы человека-оператора. Вероятность безотказной работы техники. Методы оценки надежности интерфейса взаимодействия человека и технических средств. Эффективность транспортных эргатических систем. Сущность и структура экономической оценки эргономических разработок. Источники экономического эффекта.
  Итого:

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.