Научно-технический прогресс, наряду с огромными положительными результатами, уже вызвал и продолжает вызывать определенные отрицательные социальные последствия. Все новые технические средства (машины, механизмы, «умные» приборы, в т.ч. компьютерное оборудование), новейшие технологические процессы, синтетические материалы и т.д. облегчают процесс труда, повышают его производительность, ускоряют передвижение в пространстве людей и грузов, позволяют достигать высот в космосе и глубин в океане, совершенствовать архитектурную среду. Но одновременно растет количество аварий, техногенных катастроф, ухудшается экологическая обстановка. Часто эти негативные моменты обусловлены «сбоями» в деятельности людей, их неспособностью адекватно реагировать на изменяющиеся условия природной и рукотворной окружающей среды.
Современное производство, авиация, водный и наземный транспорт, системы обслуживания, да и бытовая среда, широко оснащаемые сложными техническими системами, предъявляют к человеку повышенные требования, вынуждающие его работать в экстремальных ситуациях на пределе психофизиологических возможностей. Недостаточная двигательная активность в труде и бытовой обстановке становится все более распространенным фактором, снижающим физические показатели организма и ухудшающим здоровье.
Неблагоприятные условия окружающей человека среды, несогласованность ее элементов (особенно технической аппаратуры, приборов) с объективными потребностями и возможностями человека, затрудняют или делают практически невозможным выполнение жизненных функций. Проектируя среду, в которой человек живет, работает и отдыхает, нельзя забывать и о таких понятиях как «эффективность», «комфорт», «безопасность», «удовлетворение» и пр. Другими словами, в современном средовом (архитектурно-дизайнерском) проектировании необходим максимальный учет человеческих факторов.
Под человеческими факторами в эргономике понимается совокупность анатомических, физиологических, психологических и психофизиологических особенностей человека, а также социально-психологических моментов, оказывающих влияние на эффективность его жизнедеятельности в контакте с машинами и средой.
Проблема оценки и учета человеческих факторов в жизни человека так же стара, как орудия труда и рукотворная среда обитания. Еще в доисторические времена их удобство и соответствие потребностям людей были, по образному выражению английского ученого Б. Шеккела, вопросом жизни и смерти: если человек изготавливал плохое орудие и не мог достаточно эффективно его применять, на свете очень скоро становилось одним плохим конструктором меньше.
Однако научное осознание этих проблем началось относительно недавно и прошло несколько стадий. До начала XX века учеными, прежде всего практиками, целенаправленно исследовались во взаимодействии с человеком главным образом ручной инструмент и оружие, в первой половине XX века — машины, станки, механизмы, транспортные средства.
Только после Второй мировой войны учет человеческих факторов вылился в самостоятельную научную дисциплину, которая возникла на стыке наук о человеке и технике. В разных странах она получила разное название: в США — «исследование человеческих факторов», в Англии — «эргономика», в Германии — «антропотехника» и» др. Сейчас практически повсеместно распространен английский термин.
О
и
о
Физические и психологические проблемы экипажей подводных лодок ВМФ
ПРОФЕС-CMOtWto-
Рис. 1. Учет человеческих факторов — вопрос жизни и смерти при создании оружия с древних времен
и до наших дней
15
Развитие эргономики началось с модернизации военной техники. В США, Великобритании и других странах к созданию новых образцов и модернизации старых были привлечены значительные силы ученых, изучавших человека. Так, например, первые конструктивные решения при создании органов управления самолетов принимались на уровне здравого смысла, команда набрать высоту сопровождалась логикой рулевого управления — «ручка на себя», посадка — «ручка от себя». Постепенно формировались требования к оформлению лицевых поверхностей приборов, приемы типизации размещения приборов для выработки профессиональных динамических стереотипов — относительно устойчивой системы реакций организма на воздействие внешней среды. Итоги и опыт, в частности, Второй мировой войны, поставили вопросы междисциплинарного взаимодействия специалистов, дали импульс исследованию путей повышения эффективности боевой деятельности, созданию безопасности и комфорта солдат в полевых условиях, предотвращению травматизма, ускорили разработку моделей восприятия и переработки информации человеком. И каждая последующая война ставила эти вопросы на новом уровне сложности.
В 1960-е годы эргономика все больше использовалась при проектировании средств транспорта и оборудования производственной среды и космической техники.
В авиации, космосе, на атомных станциях, в автоматизированном производстве все острее вставала проблема изучения деятельности человека-оператора, взаимодействующего не с реальными объектами, а их с информационными моделями. Т.е. на первый план выходили вопросы считываемое™, обобщения и соотнесения информации с действительностью при отображении
реальной обстановки.
t
У
Космическая эргономика решала и решает задачи обеспечения жизнедеятельности в полете, рассматривая вопросы сенсорной изоляции (бедность и однообразие впечатлений), гипокинезии — ограниченной мышечной активности, проектирования оборудования космических станций.
При создании не имеющих прототипа автоматизированных систем управления производством проектируются и новые виды человеческой деятельности. Здесь на этапе моделирования различных форм поведения с помощью эргономических методов определяются возможности и пределы работоспособности человека, приемы его адаптации к меняющимся условиям труда и т.д. Эргономика рассматривает проблему мотивации трудовой деятельности, в основе которой лежат взаимосвязанные критерии возможностей и особенностей человека, переносимость труда, привлекательность задач, приемлемость работы и удовлетворение от нее.
В последнее время эргономика активно изучает противоречия техногенного и гуманистического подходов к организации нашей жизни. Моделирование систем с участием человека намного сложнее моделирования техногенных структур, на его поведение может влиять множество компонентов, которые трудно заранее предугадать, т.к. они могут быть обусловлены самочувствием, настроением и другими «случайными» факторами. В имитационном моделировании деятельности эргономика считает человека самым сложным элементом в системе «человек—машина—среда», непредсказуемость его поведения должна рассматриваться не как помеха в налаженном автоматизированном производстве, а как источник творческих приращений в труде. Особое внимание уделяется конструкциям роботов, вопросам безопасности работ с ними, распределением функций между человеком и машиной. Более того, в противовес идеям заводов-автоматов, беспилотных самолетов, автоматизированных систем ПВО или управления воздушным движением, эргономика подчеркивает бесценность человека, кдк, сложных информационных систем.
70-е годы XX века стали эпохой развития эргономики потребительских товаров и услуг, в это время в процессе формообразования предмета все большее место начали занимать вопросы удобного и безопасного пользования бытовыми изделиями, предотвращения бытового травматизма. Особое внимание обращалось на проблемы создания безопасного окружения ребенка, росло движение в защиту прав потребителей, стала обязательной экспертиза новых промышленных изделий.
16
В 1980-е на первое место выходит эргономика компьютеров, встают вопросы их проектирования: от простейших видов — формы мониторов и клавиатур — до проблем разработки понятного для пользователя языка и адаптивных обучающих и диалоговых систем, т.е. вопросы «когнитивной эргономики», от проектирования рабочих мест до создания рабочих станций.
Последние десятилетия приоритетными являются направления эргономики информации, досуга, не снижается темп работ в областях военной и космической техники. Эргономическое сопровождение в военной сфере начинается от формулирования тактических требований до обучения эксплуатирующего технику персонала и формирования тылового обеспечения. Эргономические исследования становятся частью научно-исследовательских и опытно конструкторских разработок в ВВС и НАТО, в корпорации «Локхид» (авиация и космос) в США, в деятельности фирмы «Ксерокс» и др. Эргономисты участвуют в подготовке программ полетов человека в космос и медицинских телеметрических систем, в разработке качественно нового поколения вооружения, глубоководной техники, модернизации операторских мест на атомных станциях, где требуется новая структура деятельности оператора.
Для обмена идеями и организации эффективной работы в сфере эргономики в мире сформировались международные и национальные специализированные сообщества. Во многих странах для знакомства с достижениями в области эргономики публикуются регулярные отчеты. В 1959 году появилась первая статья, посвященная эргономическим проблемам взаимодействия человека и ЭВМ, в 1969 году состоялась первая конференция в рамках симпозиума по проблемам «человек—машина». В 1970 году были образованы исследовательские эргономические центры в Великобритании и США. В частности, в Великобритании расположен Международный центр анализа информации в области эргономики; ежеквартально издается журнал «Эргономические рефераты» по проблемам робототехники, потребительских товаров, дисплеев, ручных орудий труда, железнодорожного транспорта и других объектов и сфер, с которыми взаимодействует человек.
--ли..*- i ■ - .-!.■;;-.,.: ■—#..-, й-~".1«.;
На Международных эргономических конференциях представляются доклады из Великобритании, Франции, США, Финляндии, Нидерландов, Канады, Швеции, Норвегии о практических достижениях эргономики для пожилых людей и инвалидов, о внедрении этих достижений на производстве, в интерьерных и городских пространствах.
Эргономист Б. Шеккел предложил следующую периодизацию этапов развития эргономики в XX веке:
50-е годы — военная эргономика;
60-е годы — промышленная эргономика;
70-е годы — эргономика потребительских товаров и услуг;
80-е годы — эргономика компьютеров;
90-е годы — лидируют направления эргономики информатизации (новые информационные
технологии), досуга и космоса.
И, видимо, следующий шаг в развитии эргономической науки произойдет, когда изучение отдельных, даже самых животрепещущих направлений в эргономике сменится комплексным, глобальным исследованием проблем эргономического обеспечения всей трудовой и бытовой деятельности человека на Земле. Именно к этому ведет логика ее саморазвития, причем в наше время уже сложились условия для такого поворота событий.
В нашей стране Первая Всероссийская инициативная конференция по научной организации труда и производства была проведена в 1921 году. Тогда была выдвинута идея создания особой научной дисциплины — эргологии.Известный психолог В.Н. Мясищев считал целесообразным систематизировать знания с точки зрения их отношения к труду и «объединить эту точку зрения единым термином «эргология» — «учение о работе человека».
Еще в 1920-е годы во ВХУТЕМАСе была поставлена задача подготовить для промышленности художников-мастеров, чтобы производственное искусство преображало предметы труда и быта.
с-1 •■ ---------
2 Э-924
С самого начала во ВХУТЕМАСе педагоги (Родченко) искали стык производственного искусства с психологией и физиологией, создавая новые художественные образцы промышленных изделий. В 1927 году во ВХУТЕИНе была создана психотехническая лаборатория, в которой производились экспериментальные исследования с целью выявления закономерностей психофизиологии восприятия форм. В 20—30-е годы XX столетия были проведены первые психофизиологические исследования, связанные с реконструкцией рабочего места вагоновожатого и крановщика, с изучением видимости дорожных знаков. В 1935 году при проектировании Московского метрополитена преследовалась идея удобства обслуживания пассажиров, которой были подчинены отделка вагонов, знаки визуальной коммуникации и т.д. В послевоенные годы опыт проектирования рациональных изделий распространился на авиапромышленность и судостроение.
Последующие десятилетия в нашей стране, по ряду причин, не были отмечены существенными достижениями эргономических исследований. Только в 1962 году, с образованием государственной системы дизайна, становлением научных учреждений, объединенных под флагом ВНИИТЭ (Всероссийский научно-исследовательский институт технической эстетики), начался новый этап развития эргономики в России. В названном институте был создан первый в стране отдел эргономики. За пару десятилетий отечественная эргономика прошла большой путь, чему в немалой степени способствовало освоение творческого наследия ученых 1920—1930-х годов, занимавшихся изучением трудовой деятельности человека и формированием эргологии. От первых поисковых и далеко несовершенных работ эргономика развилась в достаточно мощное направление научных исследований и практических разработок.
ВНИИТЭ проводило координацию работы разветвленной сети организаций, осуществлявших разработки теоретической и практической проблематики эргономики. В эту сеть входили институты, специализировавшиеся в областях психологии, гигиены и охраны труда, АН, АПН, АМН, ВЦСПС, Институт медико-биологических проблем, университеты, другие учреждения и организации, обладавшие значительным научным потенциалом. Приоритетными направлениями работы ученых-эргономистов того времени были системные исследования в сфере эргономики производства. Немало опыта было получено в области проектирования бытовой техники, мебели, в автомобилестроении, оборудования диспетчерских центров и др. Многие из этих наработок, прежде всего в станкостроении, сельскохозяйственном машиностроении, были внедрены. Особенно велики успехи эргономики в освоении космоса, где и сегодня наши скафандры, технологии управления космическими аппаратами, эргономика систем жизнеобеспечения на орбите остаются эталонными.
К сожалению следует отметить, что в повседневной отечественной практике эрго-дизайнерского проектирования все еще существует большой разрыв между эргономическим знанием и его применением. Специалисты отмечают печальный факт состояния сегодняшних наших достижений в области «мирной» эргономики, состояния, которое приоткрылось в последние годы благодаря реализации процессов конверсии в военной промышленности и широкой интервенции на наш потребительский рынок зарубежной бытовой и производственной техники.