Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Раздел III. ЭРГОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВОСПРИЯТИЯ И ПРОЕКТИРОВАНИЯ СРЕДЫ



В.Ф. Рунге, Ю.П. Манусевич

Рекомендовано Учебно-методическим объединением

по образованию в области архитектуры в качестве

учебного пособия для специальности 290200

 

«Дизайн архитектурной среды»

направления 630100 «Архитектура»

и специальностей 052400 «Дизайн среды»

и 052500 «Искусство интерьера»

направления 530000 «Культура и искусство»




 


Москва • «Архитектура-С» • 2005

Библиотека СГИ


ОГЛАВЛЕНИЕ


 


ПРЕДИСЛОВИЕ ......................................................................................................................................................................................5

ВВЕДЕНИЕ............................................................................................................................................................................................10

Раздел I. ОСНОВЫ ЭРГОНОМИКИ

Глава 1. Этапы развития эргономики................................................................................................................................... 14

1.1. История эргономических исследований................................................................................................................ 14

1.2. Современные эргономические исследовательские программы................ ,................................................... 18

Глава 2. Основные понятия эргономики................................................................................................................................. 21

2.1. Факторы, определяющие эргономические требования ................................................................................. 24

2.2. Вопросы комфортного пребывания человека в архитектурной среде......................................................... 26

2.3. Освещение как объект комплексного эргономического анализа.................................................................... 31

2.4. Светотехническое оборудование .......................................................................................................................... 40

2.5. Цвет и жизнедеятельность человека в архитектурной среде......................................................................... 43

2.6. Влияние цвета и света на восприятие объемов в пространстве................................................................... 47

Глава 3. Антропометрические требования в эргономике............................................................................................... 50

Глава 4. Эргономический расчет параметров рабочего места......................................................................................... 62

4.1. Базы отсчета и расчет параметров рабочего места.......................................................................................... 66

4.2. Средства оснащения и параметры рабочего места.......................................................................................... 77

4.3. Методы эргономических исследований................................................................................................................. 77

РАЗДЕЛ П. ЭРГОНОМИКА и ОБОРУДОВАНИЕ ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ СРЕДЫ

Глава 5. Задачи эргодизайна в средовом проектировании............................................................................................... 94

5.1. Эргономическая программа проектирования среды обитания...................................................................... 95

5.2. Основные элементы оборудования и наполнения среды .............................................................................. 99

5.3. Эргономические требования к мебели................................................................................................................ 102

Глава 6. Оборудование жилой среды.................................................................................................................................... 107

6.1. Предметный комплекс в жилище........................................................................................................................... 107

6.2. Эргономическая оценка кухонного оборудования............................................................................................ 114

6.3. Оборудование ванной комнаты .......................... '.............................................................................................. 135

6.4. Проектирование среды для детей................................................................................................................... ^143

■-V (

Глава 7. Оборудование интерьеров общественных зданий................................................................................ I.. 151

7.1. Рабочее место в офисе............................................................................................................................................ 151

7.2. Оборудование детских дошкольных и школьных учреждений .................................................................... 163

7.3. Оснащение медицинских учреждений................................................................................................................. 168

Глава 8. Эргономика среды обитания престарелых и инвалидов............................................................................ 171

8.1. Работоспособность. Причины и виды ее снижения ....................................................................................... 171

8.2. Требования эргономики к городской среде, учитывающей нужды пожилых людей и инвалидов .. 175

8.3. Формирование комфортной среды для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата .... 182

Раздел III. ЭРГОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВОСПРИЯТИЯ И ПРОЕКТИРОВАНИЯ СРЕДЫ

Глава 9. Физиология зрения и визуальная среда.......................................................................................................... 193

Глава 10. Эргономика восприятия средовых объектов и систем.................................................................................... 198

10.1. Восприятие и информационное взаимодействие ............................................................................................ 198

10.2. Роль «гештальтов» в процессах восприятия....................................................................................................... 200

10.3. Перцептивные «стереотипы».................................................................................................................................. 204

10.4.Зрительные искажения............................................................................................................................................... 206


Глава 11. Средства и системы визуальной информации.............................................................................................. 211

11.1. Способы кодирования информации. Определение основания кода......................................................... 220

11.2. Пользователь и принципы устройства интеллектуальных систем............................................................. 223

Глава 12. Значение когнитивной психологии для эргодизайна среды....................................................................... 226

12.1. Формирование архитектурных прототипов как способ опознания среды .............................................. 232

12.2. Проблема образного восприятия в архитектуре............................................................................................. 233

Глава 13. Видеоэкология ........................................................................................................................................................ 241

Глава 14. Оптические иллюзии и приемы их коррекции в архитектуре...................................................................... 246

Глава 15. Эргономика и учебное системно-средовое проектирование..................................................................... 261

15.1.Дифференциация ситуаций в средовой системе с позиций эргодизайнерского подхода................... 261

15.2. Значение эргодизайнерских элементов в композиции средового объекта.............................................. 266

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.....................................................................................................................................................................................272

ПРИЛОЖЕНИЯ...................................................................................................................................................................................275

Использованная литература....................................................................................................................................................326

-


 


--' -


 

. ■ ■


ПРЕДИСЛОВИЕ

За недолгие — с первой трети прошлого века — годы своего существования эргономика прошла стремительный путь развития и взросления. Начав с простейших советов как сделать более удобной форму рукоятки у молотка или отвертки, она превратилась в многоуважаемого консультанта, разбирающегося практически во всем, что касается благоустройства, комфорта и безопасности человеческой деятельности — от расположения приборов на панели управления автомобиля до распорядка рабочего дня на швейной фабрике. Впервые за века существования человечества эргономика сделала главным в образе жизни конкретного человека, в организации его работы и быта не результаты его работы (инструменты, изделия, квадратные метры тканей, скорость движения на дороге и другие «реальности», делающие нашу жизнь полнее, богаче, лучше, удобнее), а самого человека, его самочувствие, удовольствие, подходящий лично ему ритм собственного дыхания. Вместо «пользы вообще» эргономика на своем знамени написала: польза для конкретного работника, пользователя, для того мужчины, той женщины, того ребенка, которому должно быть полезно данное дело, кресло, место под солнцем.

В результате во много раз повысилась реальная производительность труда, эффективность отдыха, качество получаемого от жизни удовольствия. И движение это весьма далеко от завершения.

Во-первых, мы все больше и больше узнаем о человеке, его возможностях и потребностях, претворяя эти знания в правила и рекомендации эргономической науки.

Во-вторых, мы непрерывно придумываем и создаем новые и новые процессы, приборы, материалы и I другие обстоятельства жизни, требующие всестороннего эргономического осмысления.

EQ ■

I

| Но главное — наше время поставило и решает (пока по частям) невообразимо трудную задачу

полностью продуманного и экспериментально проверенного формирования материально-физических и эстетических условий труда и быта всех людей на всей Земле. Задачу комплексного созидания среды человеческого обитания. Для начала — среды архитектурной, т.е. соединяющей в желанное целое наши представления о красоте и пользе.

Архитектурная среда — специфическая область дизайнерской деятельности, отмеченная теорией и признанная практикой во второй половине XX века — и сегодня вызывает споры исследователей и проектировщиков, поскольку слишком мало времени прошло для выработки устойчивого свода научных представлений об архитектуре — этой ближайшей родственнице другой сферы забот о нашем окружении.

Правда, дизайн архитектурной среды уже одним названием попытался указать свою профессиональную специфику: «дизайн» как моделирование и реализация идеальных представлений о материально-физических условиях нашего бытия; «ср_еда» как «всеобщая» форма окружения человека, включающая все естественные и искусственные ^вязи с этим окружением, «архитектурная» — т.е. в конечном счете художественно осмысленная, переводящая моменты утилитарно-прагматические в ранг идейно-эстетических переживаний. Таким образом средовой дизайн, в отличие от «старшей сестры», сразу ограничил круг своих интересов, обозначив себя как преимущественно «потребительское» предметно-пространственное искусство, оставив высокие сферы духовных запросов зодчеству.

К сожалению, это ничуть не уменьшило скрытое соперничество между этими ветвями пространственного творчества. Тем более что новое, архитектурно-дизайнерское направление, по сути, взяло под свое крыло огромный массив проектного формирования рядовых объектов и сооружений. Прежде всего отчетливо прагматических, массовых — жилье, производственные здания, соцкультбыт и т.п., — до того безраздельно принадлежавших архитектуре. И тут же привлекло для


своих нужд — как и положено дизайну — смежные прикладные науки, их специалистов и формы проектной деятельности — технологов, экологов, инженерные дисциплины, социологические исследования и эргономику. Причем последняя стала, по сути, краеугольным камнем методологии средового проектирования, поскольку именно эргономика является соединительным звеном между его базовыми понятиями — «среда» как конечный продукт проектного творчества и «человек» как его заказчик и потребитель.

Формы приложения принципов и установок эргономики к дизайну среды особенно наглядно ощущаются при анализе сути новой профессии, которая практически сводится к проектному

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.