Глава 1. Этапы развития эргономики................................................................................................................................... 14
1.1. История эргономических исследований................................................................................................................ 14
1.2. Современные эргономические исследовательские программы................ ,................................................... 18
Глава 2. Основные понятия эргономики................................................................................................................................. 21
2.1. Факторы, определяющие эргономические требования ................................................................................. 24
2.2. Вопросы комфортного пребывания человека в архитектурной среде......................................................... 26
2.3. Освещение как объект комплексного эргономического анализа.................................................................... 31
2.4. Светотехническое оборудование .......................................................................................................................... 40
2.5. Цвет и жизнедеятельность человека в архитектурной среде......................................................................... 43
2.6. Влияние цвета и света на восприятие объемов в пространстве................................................................... 47
Глава 3. Антропометрические требования в эргономике............................................................................................... 50
Глава 4. Эргономический расчет параметров рабочего места......................................................................................... 62
4.1. Базы отсчета и расчет параметров рабочего места.......................................................................................... 66
4.2. Средства оснащения и параметры рабочего места.......................................................................................... 77
4.3. Методы эргономических исследований................................................................................................................. 77
РАЗДЕЛ П. ЭРГОНОМИКА и ОБОРУДОВАНИЕ ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ СРЕДЫ
Глава 5. Задачи эргодизайна в средовом проектировании............................................................................................... 94
5.1. Эргономическая программа проектирования среды обитания...................................................................... 95
5.2. Основные элементы оборудования и наполнения среды .............................................................................. 99
5.3. Эргономические требования к мебели................................................................................................................ 102
Глава 6. Оборудование жилой среды.................................................................................................................................... 107
6.1. Предметный комплекс в жилище........................................................................................................................... 107
6.3. Оборудование ванной комнаты .......................... '.............................................................................................. 135
6.4. Проектирование среды для детей................................................................................................................... ^143
■-V (
Глава 7. Оборудование интерьеров общественных зданий................................................................................ I.. 151
7.1. Рабочее место в офисе............................................................................................................................................ 151
7.2. Оборудование детских дошкольных и школьных учреждений .................................................................... 163
7.3. Оснащение медицинских учреждений................................................................................................................. 168
Глава 8. Эргономика среды обитания престарелых и инвалидов............................................................................ 171
8.1. Работоспособность. Причины и виды ее снижения ....................................................................................... 171
8.2. Требования эргономики к городской среде, учитывающей нужды пожилых людей и инвалидов .. 175
8.3. Формирование комфортной среды для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата .... 182
Раздел III. ЭРГОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВОСПРИЯТИЯ И ПРОЕКТИРОВАНИЯ СРЕДЫ
Глава 9. Физиология зрения и визуальная среда.......................................................................................................... 193
Глава 10. Эргономика восприятия средовых объектов и систем.................................................................................... 198
10.1. Восприятие и информационное взаимодействие ............................................................................................ 198
10.2. Роль «гештальтов» в процессах восприятия....................................................................................................... 200
Глава 11. Средства и системы визуальной информации.............................................................................................. 211
11.1. Способы кодирования информации. Определение основания кода......................................................... 220
11.2. Пользователь и принципы устройства интеллектуальных систем............................................................. 223
Глава 12. Значение когнитивной психологии для эргодизайна среды....................................................................... 226
12.1. Формирование архитектурных прототипов как способ опознания среды .............................................. 232
12.2. Проблема образного восприятия в архитектуре............................................................................................. 233
Глава 13. Видеоэкология ........................................................................................................................................................ 241
Глава 14. Оптические иллюзии и приемы их коррекции в архитектуре...................................................................... 246
Глава 15. Эргономика и учебное системно-средовое проектирование..................................................................... 261
15.1.Дифференциация ситуаций в средовой системе с позиций эргодизайнерского подхода................... 261
15.2. Значение эргодизайнерских элементов в композиции средового объекта.............................................. 266
За недолгие — с первой трети прошлого века — годы своего существования эргономика прошла стремительный путь развития и взросления. Начав с простейших советов как сделать более удобной форму рукоятки у молотка или отвертки, она превратилась в многоуважаемого консультанта, разбирающегося практически во всем, что касается благоустройства, комфорта и безопасности человеческой деятельности — от расположения приборов на панели управления автомобиля до распорядка рабочего дня на швейной фабрике. Впервые за века существования человечества эргономика сделала главным в образе жизни конкретного человека, в организации его работы и быта не результаты его работы (инструменты, изделия, квадратные метры тканей, скорость движения на дороге и другие «реальности», делающие нашу жизнь полнее, богаче, лучше, удобнее), а самого человека, его самочувствие, удовольствие, подходящий лично ему ритм собственного дыхания. Вместо «пользы вообще» эргономика на своем знамени написала: польза для конкретного работника, пользователя, для того мужчины, той женщины, того ребенка, которому должно быть полезно данное дело, кресло, место под солнцем.
В результате во много раз повысилась реальная производительность труда, эффективность отдыха, качество получаемого от жизни удовольствия. И движение это весьма далеко от завершения.
Во-первых, мы все больше и больше узнаем о человеке, его возможностях и потребностях, претворяя эти знания в правила и рекомендации эргономической науки.
Во-вторых, мы непрерывно придумываем и создаем новые и новые процессы, приборы, материалы и I другие обстоятельства жизни, требующие всестороннего эргономического осмысления.
EQ ■
I
| Но главное — наше время поставило и решает (пока по частям) невообразимо трудную задачу
полностью продуманного и экспериментально проверенного формирования материально-физических и эстетических условий труда и быта всех людей на всей Земле. Задачу комплексного созидания среды человеческого обитания. Для начала — среды архитектурной, т.е. соединяющей в желанное целое наши представления о красоте и пользе.
Архитектурная среда — специфическая область дизайнерской деятельности, отмеченная теорией и признанная практикой во второй половине XX века — и сегодня вызывает споры исследователей и проектировщиков, поскольку слишком мало времени прошло для выработки устойчивого свода научных представлений об архитектуре — этой ближайшей родственнице другой сферы забот о нашем окружении.
Правда, дизайн архитектурной среды уже одним названием попытался указать свою профессиональную специфику: «дизайн» как моделирование и реализация идеальных представлений о материально-физических условиях нашего бытия; «ср_еда» как «всеобщая» форма окружения человека, включающая все естественные и искусственные ^вязи с этим окружением, «архитектурная» — т.е. в конечном счете художественно осмысленная, переводящая моменты утилитарно-прагматические в ранг идейно-эстетических переживаний. Таким образом средовой дизайн, в отличие от «старшей сестры», сразу ограничил круг своих интересов, обозначив себя как преимущественно «потребительское» предметно-пространственное искусство, оставив высокие сферы духовных запросов зодчеству.
К сожалению, это ничуть не уменьшило скрытое соперничество между этими ветвями пространственного творчества. Тем более что новое, архитектурно-дизайнерское направление, по сути, взяло под свое крыло огромный массив проектного формирования рядовых объектов и сооружений. Прежде всего отчетливо прагматических, массовых — жилье, производственные здания, соцкультбыт и т.п., — до того безраздельно принадлежавших архитектуре. И тут же привлекло для
своих нужд — как и положено дизайну — смежные прикладные науки, их специалистов и формы проектной деятельности — технологов, экологов, инженерные дисциплины, социологические исследования и эргономику. Причем последняя стала, по сути, краеугольным камнем методологии средового проектирования, поскольку именно эргономика является соединительным звеном между его базовыми понятиями — «среда» как конечный продукт проектного творчества и «человек» как его заказчик и потребитель.
Формы приложения принципов и установок эргономики к дизайну среды особенно наглядно ощущаются при анализе сути новой профессии, которая практически сводится к проектному