Формирование городской среды, роль оборудования в удовлетворении потребностей населения города в целом и каждого отдельного человека — многосторонняя сложная проблема. Коснемся только некоторых моментов, непосредственно связанных с тематикой данного пособия.
Многообразие средовых ситуаций возникает не только в связи с конкретными особенностями места и характером его функционального освоения, но и с интенсивностью использования и разнообразием средовых ожиданий различных возрастных и социальных групп. Универсальные эргономические методы позволяют более детально соотносить потребности населения с элементами городского пространства. Очевидна связь проблемы мобильности в архитектуре со средствами эргодизайна, которые могут способствовать развитию современных пространственных условий.
Наиболее очевидно проявляют себя элементы когнитивной эргономики и законы формообразования знаковых систем с использованием различных типов и длин алфавитов для кодирования средовой информации. Прежде всего они задействованы при создании различных навигационных систем города.
Обширное информационное пространство включает в себя среду объектов культуры, тематических парков, транспортно-коммуникационных узлов, зоопарков, спортивных сооружений, объектов с интерактивной системой общения с потребителем, пространств фестивалей и приключений, научно-познавательных центров и т.д. Оперативная информация зачастую представляется в виде карт, схем и указателей. Форма ее представления обычно базируется на стереотипах восприятия и пространственного поведения, которые сложились в ходе практической деятельности. Контакты человека со средой зависят от степени погружения в среду, от возможности удовлетворения как самых общих потребностей, так и индивидуальных.
Среда должна отвечать ожиданиям людей, предвосхищая их, и будучи исчерпывающей, не становиться избыточной. Практически визуальные решения информационных включений делятся при этом на три типа: определяющие ориентацию, подсказывающие формы поведения и формирующие эмоциональные состояния. Каждому типу отвечают отработанные дизайнерские приемы и средства, при этом на практике эти типы пересекаются и формируют разнообразные пограничные ситуации.
Типы ситуаций, в которых информационные системы играют важную роль, дифференцируются по интенсивности их использования. Так, наиболее концентрировано комплексная навигация представлена в системе метро, аэропортов, железнодорожных вокзалов, мест активного перемещения
261
человеческих потоков. Целью создания любой навигационной системы является считывание информации путем восприятия простых знаковых систем и их интерпретация с помощью образного видения. Навигационные системы в виде карт-схем, указателей, информационных блоков, пиктографических изображений плотно пронизывают структуру городского центра, крупных функциональных узлов, спортивных и функциональных комплексов и т.д., развиваясь от центра к периферии в системах коммуникации и локальных узлах (как, например, автобусные остановки, входы в ландшафтные комплексы и т.п.).
Существуют интересные примеры проектных воплощений, когда информационные структуры отвечают познавательным запросам различных возрастных групп. Такие решения встречаются в среде научно-познавательных комплексов, в музеях, зоопарках и т.п.
Знаки, диаграммы, такие стереотипные представления информации, как устойчивые фольклорные формы или их инновационные изображения, пронизывают внутреннюю и внешнюю среду различных объектов. В комплексных информационных программах выбранные цветовые сочетания могут приобретать устойчивую ассоциацию во всей гамме продукции: от интерьера к экстерьеру, уличным
баннерам и другим средовым элементам. §.
Q-U
Типы пользователей также могут различаться. Зачастую в неравных условиях при использовании тех 5 или иных фрагментов среды оказываются люди, ограниченные физическими или возрастными
особенностями, языковыми преградами или национальными привычками. Им приходится использовать |
большие ресурсы для того, чтобы получить определенный набор услуг в среде, преодолевая В
ориентационные, языковые или адаптивные барьеры. Для разрешения данных ситуаций эффективно £■
привлечение сведений и рекомендаций по эргономике, разработанных для разных возрастных групп. *
Наиболее типичные средовые конфликты возникают: в транспортных узлах (проблема безопасности, §-
комфортного освещения, наличие достаточного набора элементов благоустройства и информации); о
в местах пересечения транспортного и пешеходного движения; в зонах отдыха и пешеходных путей, =
зонах проведения досуга, прогулок, выгула собак и пр. Эти проблемы должны каждый раз | выстраиваться сообразно конкретной ситуации, но вместе с тем они достаточно типичны и влияют
на комфорт повседневного проживания, который во многом и определяет ощущения благополучия |
и защищенности горожан в среде. £
s. о
о.
(Т)
Увеличение габаритов и массы зданий, протяженности и площадей пространств, укрупнение масштаба
застройки городов являются объективной реальностью. Поэтому очень важно в этих условиях
создание зон сомасштабных человеку, позволяющих ему чувствовать себя комфортно в сложном д
Ле Корбюзье более 60 лет назад в своей работе «Планировка города» прозорливо отметил: «Огромные конструкции будущей планировки раздавят нас: нужно найти общую меру между нами и этими гигантскими произведениями». И там же: «Улица будет перестроена главным образом при помощи элементов, соответствующих человеческому масштабу».
Городское оборудование и выполняет роль носителя человеческого масштаба (рис. 143). Понятия «городское оборудование» и «элементы наполнения городской среды» охватывают широкий круг объектов, сооружений и малых форм всех сфер жизнедеятельности на пространствах улиц и площадей, скверов и парков (рис. 144, 145), в т.ч.:
• торговля и питание (киоски, павильоны, тенты и пр.);
• связь и информация (телефоны-автоматы, почтовые ящики, информационные установки);
• транспорт (навесы и павильоны у остановок, опоры контактных сетей, светофоры, дорожные знаки);
• коммунально-хозяйственные службы (фонари и др. установки освещения, емкости для мусора, туалеты и пр.);
О)
s
X
О о.
Ш о
О-
I
О-
0)
о
о
I
О-
Рис. 143. Городская среда: примеры из отечественной (А, Б, В) и зарубежной практики (Г, Д, Е)
I
CL
Ф О
Рис. 144. Типы оборудования для города: пиктограммы (А); светильники (Б); оборудование для связи и транспорта (В); для детских площадок (Г); киоски и павильоны (Д)
264
О)
о
Q-
О) О-
!
о
X
о
Рис. 145. Объекты городской среды
• уличная мебель, оборудование площадок во дворах, парках и скверах (детских, спортивных, для животных и пр.);
• устройства разграничения зон улиц и площадей (ограды, барьеры, турникеты);
• визуальная информация (указатели, названия улиц и площадей, номера домов, табло, пиктограммы и пр.).
Перечень можно продолжить, включив элементы декоративного оформления и пр.
Объекты оборудования городской среды чаще всего встраиваются в сложившуюся градостроительную ситуацию, соседствуют с архитектурой, дополняют ее, позволяют добиться сомасштабности с человеком. Это существенно усложняет задачу проектировщиков, требует гибкости, нахождения компромиссных решений с учетом конкретных условий.
Для многих элементов городского оборудования характерен относительно короткий срок «жизни», периодическая сменяемость, подвижность во времени и пространстве: оформление витрин, информационные системы, реклама и т.д. Существует сезонная изменчивость, особенно для средней полосы и, тем более, северных районов: тенты, легкие павильоны, мебель, цветочницы (рис. 146) убираются на конец осени, зиму и начало весны. Но есть объекты, которые по своей долговечности вполне могут соперничать с архитектурными сооружениями. Они в первую очередь обеспечивают нормальное функционирование систем предметно-пространственной среды и являются связующим звеном между человеком и архитектурой в контексте материальной и духовной культуры.