Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ СИТУАЦИЙ В СРЕДОВОЙ СИСТЕМЕ С ПОЗИЦИЙ ЭРГОДИЗАЙНЕРСКОГО ПОДХОДА



Формирование городской среды, роль оборудования в удовлетворении потребностей населения города в целом и каждого отдельного человека — многосторонняя сложная проблема. Коснемся только некоторых моментов, непосредственно связанных с тематикой данного пособия.

Многообразие средовых ситуаций возникает не только в связи с конкретными особенностями места и характером его функционального освоения, но и с интенсивностью использования и разнообразием средовых ожиданий различных возрастных и социальных групп. Универсальные эргономические методы позволяют более детально соотносить потребности населения с элементами городского пространства. Очевидна связь проблемы мобильности в архитектуре со средствами эргодизайна, которые могут способствовать развитию современных пространственных условий.

Наиболее очевидно проявляют себя элементы когнитивной эргономики и законы формообразования знаковых систем с использованием различных типов и длин алфавитов для кодирования средовой информации. Прежде всего они задействованы при создании различных навигационных систем города.

Обширное информационное пространство включает в себя среду объектов культуры, тематических парков, транспортно-коммуникационных узлов, зоопарков, спортивных сооружений, объектов с интерактивной системой общения с потребителем, пространств фестивалей и приключений, научно-познавательных центров и т.д. Оперативная информация зачастую представляется в виде карт, схем и указателей. Форма ее представления обычно базируется на стереотипах восприятия и пространственного поведения, которые сложились в ходе практической деятельности. Контакты человека со средой зависят от степени погружения в среду, от возможности удовлетворения как самых общих потребностей, так и индивидуальных.

Среда должна отвечать ожиданиям людей, предвосхищая их, и будучи исчерпывающей, не становиться избыточной. Практически визуальные решения информационных включений делятся при этом на три типа: определяющие ориентацию, подсказывающие формы поведения и формирующие эмоциональные состояния. Каждому типу отвечают отработанные дизайнерские приемы и средства, при этом на практике эти типы пересекаются и формируют разнообразные пограничные ситуации.

Типы ситуаций, в которых информационные системы играют важную роль, дифференцируются по интенсивности их использования. Так, наиболее концентрировано комплексная навигация представлена в системе метро, аэропортов, железнодорожных вокзалов, мест активного перемещения

261


человеческих потоков. Целью создания любой навигационной системы является считывание информации путем восприятия простых знаковых систем и их интерпретация с помощью образного видения. Навигационные системы в виде карт-схем, указателей, информационных блоков, пиктографических изображений плотно пронизывают структуру городского центра, крупных функциональных узлов, спортивных и функциональных комплексов и т.д., развиваясь от центра к периферии в системах коммуникации и локальных узлах (как, например, автобусные остановки, входы в ландшафтные комплексы и т.п.).

Существуют интересные примеры проектных воплощений, когда информационные структуры отвечают познавательным запросам различных возрастных групп. Такие решения встречаются в среде научно-познавательных комплексов, в музеях, зоопарках и т.п.

Знаки, диаграммы, такие стереотипные представления информации, как устойчивые фольклорные формы или их инновационные изображения, пронизывают внутреннюю и внешнюю среду различных объектов. В комплексных информационных программах выбранные цветовые сочетания могут приобретать устойчивую ассоциацию во всей гамме продукции: от интерьера к экстерьеру, уличным

баннерам и другим средовым элементам. §.

Q-U

Типы пользователей также могут различаться. Зачастую в неравных условиях при использовании тех 5
или иных фрагментов среды оказываются люди, ограниченные физическими или возрастными

особенностями, языковыми преградами или национальными привычками. Им приходится использовать |

большие ресурсы для того, чтобы получить определенный набор услуг в среде, преодолевая В

ориентационные, языковые или адаптивные барьеры. Для разрешения данных ситуаций эффективно £■

привлечение сведений и рекомендаций по эргономике, разработанных для разных возрастных групп. *

Наиболее типичные средовые конфликты возникают: в транспортных узлах (проблема безопасности, §-

комфортного освещения, наличие достаточного набора элементов благоустройства и информации); о

в местах пересечения транспортного и пешеходного движения; в зонах отдыха и пешеходных путей, =

зонах проведения досуга, прогулок, выгула собак и пр. Эти проблемы должны каждый раз |
выстраиваться сообразно конкретной ситуации, но вместе с тем они достаточно типичны и влияют

на комфорт повседневного проживания, который во многом и определяет ощущения благополучия |

и защищенности горожан в среде. £

s. о


о. (Т)

Увеличение габаритов и массы зданий, протяженности и площадей пространств, укрупнение масштаба

застройки городов являются объективной реальностью. Поэтому очень важно в этих условиях

создание зон сомасштабных человеку, позволяющих ему чувствовать себя комфортно в сложном д

урбанистическом «организме». Оборудование, информационное наполнение, ландшафтный дизайн

могут обеспечить достижение этой цели. <£?

Ле Корбюзье более 60 лет назад в своей работе «Планировка города» прозорливо отметил: «Огромные конструкции будущей планировки раздавят нас: нужно найти общую меру между нами и этими гигантскими произведениями». И там же: «Улица будет перестроена главным образом при помощи элементов, соответствующих человеческому масштабу».

Городское оборудование и выполняет роль носителя человеческого масштаба (рис. 143). Понятия «городское оборудование» и «элементы наполнения городской среды» охватывают широкий круг объектов, сооружений и малых форм всех сфер жизнедеятельности на пространствах улиц и площадей, скверов и парков (рис. 144, 145), в т.ч.:

• торговля и питание (киоски, павильоны, тенты и пр.);

• связь и информация (телефоны-автоматы, почтовые ящики, информационные установки);

• транспорт (навесы и павильоны у остановок, опоры контактных сетей, светофоры,
дорожные знаки);

• коммунально-хозяйственные службы (фонари и др. установки освещения, емкости для
мусора, туалеты и пр.);


О)

s

X

О о.

Ш о

О-

I

О-

0)

о

о

I

О-


Рис. 143. Городская среда: примеры из отечественной (А, Б, В) и зарубежной практики (Г, Д, Е)




I

CL

Ф О


Рис. 144. Типы оборудования для города: пиктограммы (А); светильники (Б); оборудование для связи и транспорта (В); для детских площадок (Г); киоски и павильоны (Д)

264


О)

о

Q-

О) О-

!

о

X

о


Рис. 145. Объекты городской среды



• уличная мебель, оборудование площадок во дворах, парках и скверах (детских, спортивных,
для животных и пр.);

• устройства разграничения зон улиц и площадей (ограды, барьеры, турникеты);

• визуальная информация (указатели, названия улиц и площадей, номера домов, табло,
пиктограммы и пр.).

Перечень можно продолжить, включив элементы декоративного оформления и пр.

Объекты оборудования городской среды чаще всего встраиваются в сложившуюся градостроительную ситуацию, соседствуют с архитектурой, дополняют ее, позволяют добиться сомасштабности с человеком. Это существенно усложняет задачу проектировщиков, требует гибкости, нахождения компромиссных решений с учетом конкретных условий.

Для многих элементов городского оборудования характерен относительно короткий срок «жизни», периодическая сменяемость, подвижность во времени и пространстве: оформление витрин, информационные системы, реклама и т.д. Существует сезонная изменчивость, особенно для средней полосы и, тем более, северных районов: тенты, легкие павильоны, мебель, цветочницы (рис. 146) убираются на конец осени, зиму и начало весны. Но есть объекты, которые по своей долговечности вполне могут соперничать с архитектурными сооружениями. Они в первую очередь обеспечивают нормальное функционирование систем предметно-пространственной среды и являются связующим звеном между человеком и архитектурой в контексте материальной и духовной культуры.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.