Тема мысленных образов в последнее время вызывает большой интерес у многих исследов^ области когнитивной психологии. Основной вопрос в области когнитивной психологии — vj\ информация хранится в памяти. Некоторые утверждают, что составные части мысленных о6у< это на самом деле образ, т.е. мы храним в памяти «изображенные» объекты. Другие утвержу вся информация хранится в абстрактной форме и что когда мы субъективно ощущаем мыс/у' образ, на самом деле мы сперва вызываем из памяти абстрактную репрезентацию этого обМзатем восстанавливаем из нее сам образ. Есть те, кто полагает, что некоторая информация^ в виде образов, а некоторая — в абстрактном виде. Как это часто бывает: все знают, что vjj образы, но их когнитивные свойства известны лишь приблизительно. Можно ли отличить oy'j сконструированный в воображении, от того, который воспринимается в действительности? С (
2 а. ш о.
к а.
И О
CD
3I-^гф с о то
S
о
\
s.
и
£ а.
i
о
§
X
о
I
m
233
«образ» является одной из центральных категорий в архитектуре. Вся творческая деятельность архитектора ставит конечной целью создание ярких и запоминающихся средовых образов, которые бы интерпретировались у реципиента (горожанина, зрителя) во множественные картины, соответствующие определенному типу восприятия. Разделяют творческий образ, существующий у автора, и множество образов у пользователей. Эта множественность возникает сообразно личному багажу знаний, пристрастиям, целям нахождения человека в среде. И чем избыточнее среда, тем больше «ключей» для активации того или иного образа у человека. Под мысленным образом понимается представление в уме неприсутствующего объекта или события.
Исследования образов возродились в конце 1960-х годов. Тема мысленных образов является также частью более широкой проблемы: как информация хранится в памяти и воспроизводится из нее. Можно утверждать, что зрительная информация кодируется в виде внутренней «картины» и реактивируется путем воспроизведения этой картины как при просмотре альбома. С другой стороны, можно утверждать, что зрительная информация фильтруется, суммируется и хранится в виде абстрактных «высказываний» об этом образе. В этом случае реактивация этих воспоминаний осуществляется через воспроизведение абстрактного кода, из которого, в свою очередь, и составляется ассоциированный с ним субъективный образ. И наконец можно также утверждать, что некоторая =
информация хранится зрительно, а некоторая — в абстрактном виде, т.е. в памяти существуют g-
несколько кодов. Последняя версия называется гипотезой двойного кодирования. Эти два кода — g
образный и вербальный — могут перекрываться при обработке информации — с большим акцентом на §
том или на другом. Например, знакомая и легко называемая картина может быть закодирована и §■
образно, и вербально (словесно), но доступ к вербальному коду затруднен вследствие наличия В
дополнительной информации, — т.е. вербальный код возникает после активации образного. £■
Для архитектурно-дизайнерской деятельности «картина» фиксируется прежде всего образным кодом.
о.
Вообще образный код, видимо, более подходит для конкретной, чем для абстрактной информации, a g
вербальный код скорее пригоден для обработки абстрактной информации. Это не означает, что все з
слова равно «абстрактны», а все картинки равно «конкретны»; некоторые зрительные стимулы — 1 скажем, изображение горы, дерева и т.п. — лучше представлены в образных кодах, чем вербальных.
S
ж
U
Шепард полагает, что связь между мысленным образом и внешним объектом, вызвавшим этот образ, |
аналогична отношению между замком и ключом. Физически замок и ключ различны, но на i
функциональном уровне между ними существует взаимно однозначное соответствие: только ° подлинный ключ откроет конкретный замок. Функция этого объекта (как и ключа) — активировать
нервный процесс. Результаты исследований, проведенных группой Шепарда, представляют собой н
серьезный аргумент в пользу существования умственных образов, которые если не идентичны Ц
структурно реальному объекту, то как минимум связаны с ним функционально. 2.
Способность человека к воображению является мощным свойством памяти. Но образы играют важную роль и в повседневной жизни, когда мы работаем и передвигаемся во внешней среде. Людей и других земных существ объединяет общий трехмерный мир, и люди для выживания должны уметь пользоваться образами, чтобы перемещаться в пространстве и избегать вреда для себя. Существует понятие «когнитивного картирования», которое означает общее знание пространства. Ученые пришли к выводу, что при ориентации люди используют два типа информации — знание маршрута и топографическое знание. Знание маршрута касается конкретных путей перемещения из одного места в другое, т.е. описание маршрута. Топографическая информация относится к более глобальным отношениям между элементами среды, а один из способов формирования топографического знания — это изучение карты. Для запоминания географической информации люди используют концептуальные стратегии. Возможно в процессе когнитивного картирования человек создает даже более сложные формы или абстрактную информацию (см. рис. 130, 131).
Можно предположить, что географическая информация структурирована в памяти в виде абстрактных обобщений, а не в виде конкретных образов. Картирование есть форма символьной репрезентации;
234
U
I
Q.
о
I
о
I a>3-
Рис. 131. Значение прототипа (А); схемы средовых ситуаций (простые и сложные) в профессиональном сознании (Б)
считается что когнитивные карты точно описывают физический, а иногда и концептуальный мир. Большая часть нашей внутренней деятельности связана с использованием символов и манипулированием ими. Превосходство графики в том, что она дает наибольшую информацию за кратчайшее время. Есть предположение, что образ обладает пространственными свойствами, и что чем больше сканируемое расстояние, тем больше времени на это требуется.
Проблема образного восприятияархитектурно-дизайнерской среды является одной из центральных в архитектурной теории. Когнитивная психология подтверждает правильность деления функционирования прототипа на «внешнюю» и «внутреннюю» форму. При этом именно «внешняя» форма функционирования прототипа содержит {рис. 132, 133, 134) в себе знания о закономерностях пространственного поведения людей, особенностях восприятия и умения пользоваться системами информационных знаков и т.д. В то время как «внутренняя» форма (рис. 235, 136) содержит закономерности пространственной организации типа в виде устойчивых пространственных схем, форм, моделей и т.п., что и составляет «паттерн» с набором его устойчивых признаков. Такой тип восприятия выделяет как значение повторяющегося, устойчивого в архитектурном типе или некой архитектурно-дизайнерской системе, так и находит объяснение роли индивидуального при формировании уникальных образов, которые воспринимаются на фоне имеющихся и хранящихся знаний.
Когнитивная психология открывает интересные возможности для осмысления развития архитектурно-дизайнерской среды, т.к. она ориентирована на привнесение научных подходов, связанных с человеком, и может открыть в развитии пространства новые ракурсы и понятия. В полной мере это относится и к определению задач визуальной организации среды в целом, и ее элементов в отдельности.
235
I
m о
ш о
s
u
s я о
X
о
О-
I
Рис. 132. Влияние прототипа на характер жизнедеятельности человека в среде. «Внешняя» форма
функционирования прототипа
Рис. 132—134 даны по кн. 62
236
та
I
I
о
X
в
I
о
Рис. 133. Стереотипы пространственного поведения
I
О о.
I
ф о о.
N.
fT)
I
Рис. 134. Зависимость структуры пространства и способов его освоения человеком
I
га
г
о
Re о го
Рис. 135. «Внутренняя» форма функционирования прототипа (А); устойчивые пространственные структуры (Б)
239
Рис. 136. Многообразие средовых паттернов, их опознавание по прототипу (пешеходная улица)
(рис. архит. Т. Малявкиной)
ГЛАВА 13. ВИДЕОЭКОЛОГИЯ
В последние годы все активнее о себе заявляет ВИДЕОэкология — область знаний о взаимоотношении человека с окружающей его видимой средой (см. Филин А.В. Видеоэкология). Ее появление обусловлено тем, что с середины XX века резко изменилась городская визуальная среда в сторону господства темно-серого цвета, преобладания прямоугольных объемов, прямых линий и углов. Достаточно остро проблема организации комфортной визуальной среды стоит при создании интерьеров в заводских цехах и фабриках, школах и институтах, больницах, поликлиниках и т.п.
Массовые средства транспорта также меняют визуальное восприятие окружающей среды, затрагивая два аспекта: движущиеся объекты в поле зрения пешехода и визуальное перемещение статичных объектов для пассажиров транспорта.
Привычную визуальную среду человека изменила и продолжительная работа в помещениях: новые, отличные от природных отделочные материалы, новые источники света и варианты освещения, рассматривание мелких деталей при чтении, письме и на производстве, многочисленные индикаторы, экраны компьютеров и т.д.
Компьютеры и телевизоры создают дополнительную нагрузку на зрение в производстве, быту, на отдыхе. В зонах отдыха, на предприятиях, концертах к ним добавляются резкие световые и цветовые эффекты. Насыщенность визуальной среды зрительными элементами оказывает на человека сильное влияние.
Все это весьма отличается от естественной природной среды, в которой человечество как биологический вид привыкло жить тысячелетиями. В связи с вышеперечисленными факторами, специалисты по видеоэкологии рассматривают постоянно видимую среду и ее состояние как важный экологический фактор.
Были выделены два типа дискомфортных визуальных сред — «гомогенные» и «агрессивные» поля городской среды, которым были присвоены определенные характеристики.
«Гомогенные» поля — голые стены из бетона и стекла, глухие заборы, перегородки, асфальтовое серое покрытие и пр.
«Агрессивные» поля — преобладание одинаковых ординарных элементов (ряды окон на плоских стенах, ординарный геометрический рисунок обоев и пр.), от которых рябит в глазах.
Оба типа отличаются отсутствием композиционных, привлекающих внимание визуальных структур.
Видеоэкология в настоящий момент не имеет разработанных нормативных документов по формированию визуальной среды, в частности по допустимым размерам «гомогенных» и «агрессивных» полей в архитектуре города, но акцентирует внимание на визуальном качестве среды, подчеркивая актуальность этого фактора для комфортного в ней проживания.
Типы визуальной среды
Гомогенная видимая среда — это такая среда, в которой либо совсем отсутствуют видимые элементы, либо их количество резко снижено.
В однородной гомогенной среде (равномерные поверхности большого размера) в сознании человека может возникнуть эффект «пустого поля». Это происходит, если при автоматии саккад на сетчатке не
16 Э 924 24-1
возникает перепада освещенности фоторецепторов — объект становится как бы неподвижен относительно фоторецепторов, и человек перестает его видеть через 1—3 с.
В городской среде существует много видимых гомогенных полей (в частности торцы зданий, фасады из стекла больших размеров, асфальтовые покрытия, панельная нарезка фасадов и др. ориентированые пространства), где взгляду не за что зацепиться после очередной саккады. В такой среде амплитуда саккад увеличивается в 3—5 раз, т.е. автоматия саккад переходит на поисковый режим с максимальной амплитудой, что приводит к быстрому утомлению глаз.
Утверждение по поводу получения интересного эффекта в городской среде от отражения объектов (деревьев, облаков и т.д.) на фасадах зданий, облицованных стеклом, не совсем верно ввиду местных климатических особенностей, т.к. при пасмурной погоде (а таких дней в году в Москве около 70 %) большая часть поверхности остается гладкой, зеленоватой, однородной.
В современной градостроительной практике при многоэтажной застройке увеличиваются разрывы между зданиями, что приводит к созданию незамкнутых внутриквартальных пространств, оторванных друг от друга. В подобной среде отсутствуют камерные интимные пространства, где человек чувствует себя защищенным. С позиций видеоэкологии такую среду также можно отнести к гомогенным полям, т.к. в ней отсутствует достаточное количество элементов для фиксации взгляда. В подобной среде у человека увеличивается нагрузка на зрение, т.к. после очередной саккады нет детали для осуществления фиксации, что ведет к увеличению амплитуды саккадических движений глаз. Длительное пребывание в подобной среде ведет к ощущению дискомфорта. Гомогенная среда вынуждает рассматривать предметы с большей тщательностью, т.к. при попадании в поле зрения гомогенной поверхности в мозг поступает недостаточно информации, что вызывает определенный психологический дискомфорт.
Даже такой прием, как внесение цветовых деталей на плоские торцы зданий, должен сопровождаться организацией их в предметные формы и линии, т.к. цвет без контуров и ориентиров приближает среду к гомогенной.
Агрессивная визуальная среда— это окружающая среда, в которой человек одновременно видит большое количество одинаковых элементов (рис. 137). Термин «агрессивное поле» повторяет название картины художника Т. Юккера, где несколько тысяч гвоздей вбиты на половину свой длины в плоскость полотна размером 1,5 х 2 м на расстоянии 15 мм друг от друга. На этой картине, согласно законам физиологии, человек в результате неосознанных движений глаз видит только шляпки гвоздей. Подобная плотность расположения абсолютно идентичных объектов превращается для глаз в негативный фактор.
Гомогенные поля воспринимаются глазом легче, чем агрессивные. Из экспериментальных тестов было выяснено, что т.н. тест «прожектор», состоящий из концентрических окружностей, агрессивней чем «ткань в горошек» при положительном контрасте (черный на белом). При частом расположении однородных элементов условия для фиксации взгляда усложняются, при редком расположении фиксация осуществляется проще. Испытуемые, с тем чтобы снизить напряжение глаз, нередко образуют мнимые квадраты, например из 8-ми горошин вокруг одной центральной (рис. 138).
При мобилизации внимания для поиска детали подавляется автоматия саккад. При высокой плотности одних и тех же элементов глаз физически не может справиться с задачей фиксации одного элемента. В архитектуре агрессивная среда угадывается в организации многооконных фасадов панельных жилых домов. Человек не может точно определить, какое окно он зафиксировал до саккады, а какое после нее. Нарушается основная функция зрения — определение направления, куда смотрят глаза, и того, что они видят. Благодаря автоматии саккад взгляд переносится с одного окна на другое через 0,5—1,0 с. При этом после каждой саккады в мозг идет одна и та же информация: назойливый повтор — «окно», «окно», «окно». Какие-либо акценты отсутствуют, а фиксировать одно окно среди большого их количества глаз физически не может. Аналогична реакция на здания с
л
О-а
к
S X
га
СО
О О.
I
ф
I
Т S S о
I
О-
m
I
242
о
i
£
243
О. о
т а>
о
О-
Рис. 138. Образцы агрессивных видимых полей и примеры их сочетания: а — «тельняшка», б — «ткань в
горошек», в — «прожектор»
а. с:
вертикальным рустом (трудно определить, на какой руст человек смотрит). При большом количестве одинаковых объектов в поле зрения (горошины на ткани, полоски на «тельняшке», концентрические кольца в «прожекторе») человек не может установить, на каком объекте он фиксировал свой взгляд до саккады, а на каком — после. Глаз легко теряет тот объект, который только что фиксировал. При высокой плотности визуальных элементов попытка фиксировать один из них ведет к автоматии саккад. Одновременно наступает стабилизация медленных движений глаз — они стоят, как «вкопанные».
При формирование ритмических рядов в визуальной среде надо иметь в виду, что область ясного видения сетчатки глаза составляет 2°. Так, черная точка размером 7 мм в диаметре хорошо фиксируется на белом листе бумаги с расстояния 0,8 м. В этом случае она вписывается в область ясного видения. Труднее фиксировать 2 точки такого же размера. Они тоже вписываются в область ясного видения, но в этом случае человек уже не знает, какую точку он фиксирует в конкретный момент. Еще труднее рассмотреть 3 одинаковых объекта, т.к. оба крайних попадают на границы области ясного видения и т.д. Для успешной фиксации два одинаковых элемента должны быть разнесены не менее, чем на 2°, а общее число одинаковых элементов не должно превышать 5. Для того, чтобы не наблюдалось явление монотонности, число однотипных объектов в пейзаже не должно превышать 13. Вероятно, в городских условиях эта цифра должна быть еще меньше — 5— 9 одинаковых элементов. Монотонность в пейзаже наблюдается, если однотипные объекты разнесены на 1°—2°. В агрессивном поле число одинаковых элементов доходит до 100 и более.
Оптимальным видимым полем можно считать поле, удовлетворяющее следующим требованиям:
• размер объекта 1°;
• расстояние между объектами 2,5°;
• число однотипных объектов не более 5.
При этом фиксировать по одному объекту из любого ряда легко последовательно, но легче рассматривать ряд разных объектов.
£ О
I О.
I
244
о
§
I
CD
В агрессивных видеополях мозг страдает от избытка одной и той же повторяющейся информации, вызывающей невольное раздражение и уныние, но проблемы видеоэкологии не исчерпываются изучением гомогенных и агрессивных визуальных полей в городской среде.
В агрессивной и гомогенной среде не могут полноценно работать фундаментальные механизмы зрения: бинокулярный аппарат, конвергенция и дивергенция, автоматия саккад. Это приводит к физиологическим и биологическим расстройствам функционирования зрения и в целом мозга. Более того, агрессивная среда провоцирует агрессивность людей (вернее — это один из компонентов целой системы негативных провоцирующих явлений).
Комфортная визуальная среда — это среда с большим разнообразием элементов в окружающем пространстве. Для нее характерно: наличие разнообразных силуэтов, кривых линий разной толщины и контрастности, острых углов (особенно в верхней части видимой картины) в виде вершин, заострений и т.п., разнообразие цветовой гаммы, сгущение и разрежение видимых элементов и разная их удаленность.
В комфортной визуальной среде все механизмы зрения работают в предпочтительном режиме. Полноценный отдых человека заключается в том, что все автоматийные процессы организма, обеспечивающие основные физиологические функции, работают без насилия, без чрезмерного воздействия со стороны внешних и внутренних факторов. Взаимодействие человека с внешней средой определяется принципом наименьшего принуждения.
Проблемы восприятия среды, поставленные видеоэкологией, решаются в области архитектуры и дизайна с использованием различных приемов колористики, озеленения и благоустройства, созданием камерных городских пространств и т.п. При этом видеоэкологами приветствуется использование широкой цветовой гаммы с яркими цветовыми акцентами деталей в композиционных узлах, деление больших поверхностей на отдельные цветовые участки, исключение больших монотонных поверхностей, насыщение города скульптурой и т.п. средствами. В интерьерных пространствах предлагается использовать красивоцветущие растения — бегонию, примулу, азалию, фуксию и т.п. При формировании изделий промышленного дизайна видеоэкологи рекомендуют обращаться к образцам природного и растительного мира, тем самым удовлетворяя человеческую потребность в метафоризации. Большая освещенность создает хорошие условия для фиксации взгляда после саккады, поэтому видеоэкологи заостряют внимание на хорошей освещенности интерьеров.
Отсутствие в области видеоэкологии регламентов и нормативов частично восполняется работой экологического Совета, который осуществляет независимые экспертизы проектов рекламных щитов и вывесок. В суммарной оценке качества жизни в различных районах города рассматривается показатель комфортности визуальной среды, который назван как «эстетическая привлекательность и визуальный комфорт». Этот показатель фигурирует при экспертной оценке наравне с транспортными, торговыми, экологическими факторами, а также социальным составом и криминальной обстановкой в районе, которые в совокупности определяют качество и стоимость жилья. Кроме того, специалисты по видеоэкологии настаивают на необходимости проведения анализа и составления карты «загрязнения» видимой среды городов.