Познер указал, что возможность монополизации отрасли порождает конкуренцию за будущую эконом прибыль, что отвлекает ресурсы от других видов использования, так
что альтернативную ценность этих ресурсов надо учитывать в качестве издержек монополии. Монополист осуществляет затраты на сохранение монопольной позиции.
Такими затратами следует считать издержки на создание барьеров входа на рынок для потенциальных конкурентов. Существует много способов достижения монопольной
позиции в отрасли: формирование картеля, получение патента или лицензии, лоббирование в целях установления импортных квот или тарифов, взятки гос чиновникам, огромные затраты на рекламу и продвижение товара на рынок, наличие незагруженных мощностей и т. д. Результатом такого рода активности
является получение монопольной прибыли. Предприниматели будут конкурировать за возможность монопольного положения в отрасли до тех пор, пока издержки такой конкуренции не окажутся равными ожидаемым от монополизации выгодам. Иначе говоря, в долгосрочном периоде монопольная прибыль целиком расходуется на поддержание монопольной позиции. Поэтому величина монопольной прибыли в отрасли может служить показателем альтернативных издержек монополизации,
следовательно, она должна быть включена в величину чистых потерь от монополии. Доля чистых потерь в альтернативных издержках монополии при прочих равных условиях тем ниже:
• чем ниже ценовая эластичность спроса в равновесии конкурентного рынка;
• чем ниже коэффициент Лернера монопольной власти.
Таким образом, совокупные потери от монополии тем выше:
• чем больше совокупная выручка производителей в конкурентной отрасли;
• чем выше индекс Лернера монопольной власти;
• чем выше ценовая эластичность спроса в условиях совершенной конкуренции.
Познер подсчитал, что для авиаперевозок при эластичности спроса в 2,5 и монопольной надбавке, составляющей 66% конкурентного уровня, совокупные чистые потери от монополии равняются 20% выручки монополистов отрасли.
Однако величина монопольной прибыли не всегда может точно указать величину альтернативных издержек монополизации. Некоторые издержки монополизации непосредственно затрагивают непроизводительные издержки монополии (например, расходы на адвокатов или на рекламу, на встречи с представителями государственной власти). В этих случаях они включаются не в прибыль монополии, а в ее издержки,
хотя на их величину должны быть увеличены и чистые потери от монополии. Кроме того, если монополия является негулируемой, ее прибыли могут быть значительно меньше прибылей нерегулируемой монополии. Но поскольку часть получаемого государством с монополии налога тратится на регулирование этой самой монополии, то величину затрат на проведение регулирования (контроль за поведением монополии,
сбор налога и т. д.) также следует относить к альтернативным издержкам монополизации.
С другой стороны, нельзя рассматривать альтернативные издержки монополизации только как негативный фактор экономики. Монопольная прибыль может возникать за счет более эффективного использования ресурсов данной фирмой
по сравнению с мелкими фирмами-конкурентами, или монополия может быть создана за счет инноваций. К тому же, склонность к инвестированию у крупной фирмы-монополиста может оказаться выше, чем у мелкой фирмы-конкурента, что тоже ведет к получению излишней прибыли. В данных случаях монопольная прибыль будет служить стимулом к динамизму рынка, а конкуренция за достижение монопольной власти на рынке будет способствовать развитию производства в данной отрасли.Предыдущие рассуждения относительно эффективности распределения ресурсов в условиях свободной конкуренции и монополии исходили из того, что издержки производства остаются одними и теми же, независимо от структуры рынка. Однако изменение структуры рынка, как правило, влечет за собой и изменение величины издержек. Потери благосостояния от монопольной власти существенно зависят от того,