Экономическая результативность рынка имеет несколько измерителей, однако чаще всего экономисты используют следующие три :
а) эффективность распределения ресурсов;
б) нововведения (технологический процесс);
в) несправедливость при распределении.
Рассмотрим их несколько подробнее
Эф-ть распределения рес-ов, имеет след элем-ты:
— внутр эф-ть, или «Х-эф-ть» (деловую эф+ть), связанную с тем, что ф-мы стимулир и инициируют раб-ов на максим усилия и избегают нецелевого и непродуктивного проведения операций, вводят жесткий контроль за эф-ю и рациональностью поведения работников;
— эф-сть распределения рес-ов м/у рынками и ф-ми так, чтобы максимиз ценность интегрального рез-та;
— меры, исключающие потери ресурсов и включ рекламу, побуждающую покупателей изменять свои предпочтения к продукции фирм.
Конкуренция и результативность Конкуренция достигает целей эф-ти, прогресса и соц справедливости, когда она является совершенной, что опирается на следующие условия:
1. Абсолютное знание всеми участниками всех нынешних и буд условий на рынке (идеальная информационная симметрия).
2. Абсолютная мобильность ресурсов и участников рынка.
3. Рациональное поведение всех участников — потребители максимизируют полезность, производители — прибыль.
4. Стабильность выделенных предпочтений, технологий, окружающей среды в условиях равновесия.
5. Отсутствие нерыночных отношений м/у потребителями и производителями (например, нотариус консультирует бесплатно парикмахера в обмен на бесплатную стрижку).
6. Чистая конкуренция с обеих сторон на каждом рынке — у каждой фирмы малая доля на рынке.
При этих условиях связь каждой из фирм с рынком очевидна и не вызывает трудностей
Эффективный результат конкуренции является достаточно прочным (устойчивым); любая дополнительная прибыль является сравнительно небольшой.
Вместе с тем, в области совершенных рынков всегда существуют определенные ограничения, которые обусловливают сравнительно малую область эфф-ти. Это связано со след. условиями.
1 сущ внешние последствия, связанные с изменениями окруж среды.
2 эффективное распределение не гарантирует справедливости исхода из этических критериев, причем по многим соображениям, вытекающим из прав собственников.
3 технологический процесс может выступать мощным фактором и обеспечения эфф-ти, и нестабильности для различных фирм.
4. производители далеко не всегда находят общий язык с потребителями.
5. необходимо назвать и такие факторы, которые во многом все-таки оказываются за пределами системы конкуренции и ею не управляемы.
Картельные соглашения
На любом олигопольном рынке у фирм есть стимулы координировать свою производственную деятельность и политику ценообразования посредством ограничения объема выпуска фирм (квот) и назначения одинаковых цен для увеличения совокупной прибыли отрасли и индивидуальных прибылей каждой из фирм. Ассоциация фирм, которые заключили явное или тайное соглашение о координации своей деятельности, называется картелем. Если картель включает все фирмы, действующие в отрасли, отрасль становится монополией, и фирмы получают монопольную прибыль. Фирмам очень выгодно заключать картельные соглашения. Но если картель уже сформирован и эффективно ограничивает выпуск и цену на рынке, у каждой фирмы появляется стимул нарушить картельное соглашение путем увеличения квот выпуска или понижения цены. В этом случае фирма-нарушитель привлекает дополнительное количество потребителей, в результате чего ее прибыль возрастает. Однако подобным образом могут рассуждать все фирмы-участницы картеля, что ведет к нарушению картельного соглашения. Для поддержания картельных соглашений в течение продолжительного времени требуются дополнительные усилия продавцов-участников соглашения. В противном случае картельные соглашения были бы, как правило, весьма недолговечными.