Объект - исследование механизма, приводящего производст деят-ть в возможно более полное соответствие со спросом на товары и услуги.
Предмет - связан с рын. подходом, в соответствии с кот потребители и производители действуют на основе ценовых сигналов, порожденных спросом и предложением
Спец. по ТОР должны владеть 3-мя группами методов:
Во-первых, професс подготовкой в области теории микроэконом,
Во-вторых, использованием современных стат методов
В-третьих, професс знакомством с методами и результатами
истор исследований потока истор событий,
Проблемы системности и комплексности исследования.
Системность означает использование в исследованиях ТОР элементов теории больших систем. В соответствии с этой теорией, любая сис-ма (в том числе сис-ма экономики отраслевых рынков) может быть представлена в виде большой системы, допускающей ее последовательную декомпозицию (разбиение) на последующие подсистемы по определенным критериям. Комплексность исследований ТОР означает необходимость
всестороннего описания всех качественных признаков отраслевых рынков, характеризующих сами рынки.
Социальные издержки картелизации.
Поскольку стимулами к созданию картеля является возможность получать высокую прибыль в долгосрочном периоде, а деятельность по заключению такого рода соглашения связана с издержками, эти издержки картелизации пропорциональны величине потенциальной картельной прибыли, и величину прибыли можно трактовать в качестве социальных издержек картелизации (издержек, связанных с поведением поиска ренты потенциальных участников картеля). Эти издержки представляют собой чистые потери для экономики в результате картелизации (отвлечение ресурсов на процесс картелизации вместо производственного процесса.
Если в отрасли действует несколько крупных фирм, то их поведение оказывается стратегическим – формы принимают во внимание ожидаемую реакцию конкурента на свои действия. Возникает взаимная зависимость фирм друг от друга, которую сами фирмы хорошо осознают. Стратегическое поведение может осуществляться в двух основных формах: сотрудничество и конкуренция. Сотрудничество фирм-олигополистов приводит к возникновению в отрасли картеля, действующего либо как монополия (при объединении всех фирм отрасли), либо как доминирующая фирма(если картель объединяет только часть фирм). Условием стабильности картеля служит наказание – резкое снижение рыночной цены и прибыли фирмы-нарушителя по сравнению с дисконтированной стоимостью картельных поступлений. Конкуренция олигополистов может происходить в отношении количества (фирмы определяют выпуск, а рынок устанавливает цену), либо цены (фирмы определяют цену, рынок устанавливает объем выпуска). Конкуренция фирм в отношении количества рассматривается в модели Курно, в отношении цены – в модели Бертрана. Возможности и стимулы ценовой войны в духе Бертрановской конкуренции ограничены дифференциацией продукта, заинтересованностью мощности. Конкуренция фирм лидера и последователя предполагается как ценовое лидерство по Фортхаймеру или количественное лидерство по Штакельбергу.
Гарвадская пародигма
Сист подход-это и есть гарвадская парадигма (структура→ поведение→результат)
Эта пар-ма была предложена проф- Гарводс универс.: Мейсоном и Бейном в 40-50-е гг 20в.
Сначало была ориентирована на эмпирические (опытные) исследования.
Мейсон и Бейн высказали гипотезу о сущ. прямой связи м/у структур рынка, поведением фирм на рынке и результативностью функцион рынка
Объект исслед парадигмы- возможность предсказать параметры функцион рынка после анализа его структуры и поведением фирм
Как предполог в сер 20 в эффективное функционир должно автоматич исследов из рациональной рыночной структуры.
Понятие результативн включ в себя:
1) Решение о целесообразности производить определенную продукцию в необход объемах и с использованием определенной технологии должно быть эффект-м с позиций эконом расходования рес-ов и соответствовать потребностям развития общества.
2) Динамика производительности фирм должна быть прогрессивной, т.е.
сопровождаться экономией факторов производства при увеличении выпуска продукции более высокого качества, снижении общественных издержек и поддержании роста долгосрочных доходов на душу населения.
3)Дея-ть производителей должна способствовать полному использованию рес-ов, особенно трудовых.
4)Распределение доходов должно быть соц – справедливым, что
обеспечивает разумную стабильность цен.
Методы предотвращения нарушения картельного соглашения
К основным методам предотвращения нарушения картельного соглашения относятся:
-контроль большего числа показателей, чем только цена. Эффективные картельные соглашения включают спецификацию не только продажной цены, но и других показателей, которые легче проконтролировать, таких как: квота производства, ограничения покупки/продажи в отношении дилеров, нормы расходов на НИОКР, территориальные и/или продуктовые ограничения маркетинговой и сбытовой деятельности;
-раздел рынка сбыта между участниками картеля. Каждому участнику выделяется особая территория или особый класс потребителей, так что контроль за соблюдением соглашения значительно облегчается , а последствия нарушения уменьшаются (поскольку оказывают влияние только на выделенную область деятельности);
-использование особых условий. Картельное соглашение может включать в себя условие о том, что продавец не будет продавать другим покупателям/дилерам по цене ниже установленного картелем уровня для данного класса товаров или потребителей;
-контрольные цены. Члены картеля могут договориться о том, что если цена на рынке падает ниже определенного заранее уровня (контрольной цены), каждая фирма-участник получает право осуществлять политику самостоятельно, в том числе расширять выпуск. Картель при этом фактически распадается, а период получения дополнительной прибыли фирмой-нарушителем сокращается.
5. Определение рынка и отрасли. Границы рынка
Отрасль- сов-ть предприятий, производ продукты с использов однотипных технологий и рес-ов
Рынок- сов-ть условий, осущ. Сделок купли-продажи, объединяет фирмы производ товары-субститы
Критерии опред рынка:
Наличие близкого заменителя определяется по значению перекресной ценовой эластичности спроса.
Если для товара из ближ тов групп перекресная цен эластичность < 1, то эти товары не явл заменителями данного товара=>производители и продавцы данного продукта могут рассматрив в качесте обособленного рынка.