Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ



 

Данные методические указания по самостоятельной работе студентов (СРС) составлены в соответствии с учебной программой курса «История исторической науки. Историография». Программа спецкурса рассчитана на 216 часов занятий, в том числе аудиторной работы – 108 часа и 108 часов внеаудиторной работы.

Цели и задачи СРС по курсу. Ведущая цель – формирование учебно-познавательной самостоятельности (УПС) у студентов в соответствии с концепцией организации самостоятельной работы студентов. Задачи:

• углубленное изучение отдельных тем и проблем спецкурса;

• закрепление и развитие навыков работы с различными источниками информации

(сбор, обработка, анализ);

• развитие навыков научно - исследовательской работы;

• реализация творческого потенциала.

 

1. РЕЖИМ И ХАРАКТЕР СРС

 

предполагает реализацию нескольких форм учебной работы:

1) лекционное изучение основной проблематики курса, предполагающее активную работу студентов с лекционным материалом (конспектирование, обсуждение проблемных вопросов с преподавателем);

2) в середине курса запланирован письменный контроль в виде теста либо контрольных вопросов по содержанию лекций, с целью проверки усвоения полученных знаний.

Студенты в рамках самостоятельной работы изучают некоторые темы, которые не включаются в содержание курса или рассматриваются в небольшом объёме.

Общее количество часов самостоятельной работы студентов – 108. В том числе:

• проработка лекционного материала и подготовка к практическим занятиям – 90 часов;

• выполнение творческих заданий – 18 часов.

В соответствии с концепцией организации СРС выделяются следующие виды СРС:

Текущая проработка материала (ТПМ)

Учебно-исследовательская работа (УИР).

Учитывая то, что, дисциплина преподается на 3-м курсе и, студенты имеют уже

определённый уровень развития навыков проработки материала на уровне воспроизведения, упор при организации СРС делается на ТПМ и УИР в равной степени.

 

2. ФОРМЫ КОНТРОЛЯ И ВИДЫ СРС

 

Текущий контроль – вопросы для проверки усвоения материала, доклады на практических занятиях, письменная контрольная работа, подготовка материалов для круглых столов и дискуссий, участие в дискуссиях, тест. Итоговый контроль – экзамен.

Доклады на практических занятиях (ТПМ). Доклад – публичное выступление, представляющее собой развернутое изложение на определенную тему. Составные элементы доклада:

1. Вступление - обоснование темы, объект исследования.

2. Краткий обзор литературы по теме доклада.

3. Изложение темы, ее анализ.

4. Подведение итогов (краткие выводы).

Продолжительность выступления – 15-20 минут. Доклад оценивается максимально в 5 баллов. Доклад должен продемонстрировать умение студента обобщать (реферировать) различные источники информации (бумажные, мультимедиа, Интернет).

Теоретическое сообщение. Сообщение - изложение информации по определенному вопросу. Схема подготовки сообщения:

1. Выбрав тему сообщения, прочитайте соответствующую книгу, главу, раздел, параграф, фрагмент книги и составьте план сообщения на основе этого источника.

Точно сформулируйте, что именно Вы хотите сказать.

2. Помните, что основное правило сообщения - доказательность фактов и выводов.

Ссылайтесь на источник знаний (автор, название книги, год и место издания).

3. Привлеките дополнительную литературу (см.: список литературы к семинарскому занятию).

4. Изучая литературу, делайте выписки на отдельных листочках, указывая тему выписки.

5. Составьте развернутый план с указанием в скобках фактического материала, на который будете ссылаться.

6. Оформите сообщение (систематизируйте выписки в необходимой последовательности).

7. Завершите сообщение краткими выводами.

8. Принесите на семинарское занятие выписки, план сообщения и список изученной

литературы.

План выступления:

1. Тема сообщения.

2. Перечень источников.

3. Раскрытие темы сообщения.

Продолжительность выступления - 5-6 минут.

Подготовка материалов к практическим занятиям (УИР)

Подготовка материалов осуществляется в группах по 4-5 человек (каждая группа готовит материалы по двум темам). Студенты самостоятельно подбирают фактический и аналитический материал по выбранной проблеме, систематизируют и анализируют его. Результаты исследования докладываются и выносятся на обсуждение. Выполнение данного задания носит исследовательский, творческий характер. Помимо сбора и обработки информации, каждая группа студентов должна самостоятельно организовать и провести дискуссию по изученной проблеме или выбрать иную форму подачи и обсуждения материала. Подготовка каждой темы оценивается максимально в 5 баллов.

Контрольная работа – является отчётом студента о том, насколько он овладел учебным материалом по данной теме. При заочной форме обучения контрольные являются основной формой промежуточного контроля знаний студентов. Алгоритм написания контрольной работы следующий. Студенты самостоятельно выбирают тему контрольной работы из списка предложенного преподавателем либо в деканате. Далее, подбирается необходимая для раскрытия темы литература, составляется выписка или конспект, выстраивается план изложения. В соответствии с вопросами плана пишется текст. Объём контрольной работы должен составлять не более 10 страниц печатного текста. Необходимым условием к оформлению является наличие титульного листа, развёрнутого плана, списка использованной литературы. Условием положительной оценки содержания работы является отсутствие грубых ошибок и приемлемая степень раскрытия вопроса. Работа не может быть засчитана, если обнаруживается факт дословного списывания источника. Однако, осмысленное переложение своими словами учебного текста вполне допустимо.

 

3.КОНСПЕКТИРОВАНИЕ ЛЕКЦИЙ И ПРОРАБОТКА ЛЕКЦИОННОГО МАТЕРИАЛА

 

Грамотное составление конспектов лекций по курсу крайне важно, прежде всего в силу недостаточности учебной литературы по курсу.

Работа на лекции

• Готовьтесь к лекции (настрой, предварительное ознакомление с материалом).

• Приходите на лекцию заранее.

• Избегайте бесцельной траты времени в аудитории.

• Имейте с собой: разлинованную тетрадь или листы с полями, две-три ручки со стержнями разных цветов, линейку, карандаш и резинку.

• В конспекте в верхней части листа следует указывать тему лекции и дату. Желательно вести записи на одной стороне листа, что облегчает процесс поиска.

• Обращайте внимание на главное: лекция имеет определенную структуру (логическую конструкцию) и ваша задача – выявить ее основные пункты. Не записывайте все, что говорит лектор: старайтесь в первую очередь слушать, а потом уже писать и рисовать.

• Используйте технику конспектирования: метод точек-тире удобен для отражения логической связи отдельных положений: главный заголовок отмечается точкой,

подзаголовки помещаются с отступом примерно в сантиметр и помечаются тире, под подзаголовки снова помечаются точкой и т.д. Хорошо подчеркивать заголовки разными цветами. Пользуйтесь сокращениями, где это возможно (общепринятыми и индивидуальными).

• Если что-то не ясно – запишите и задайте вопрос по ходу лекции или в ее конце,

спросите во время консультации, поищите в учебнике, спросите другого преподавателя, обсудите этот вопрос в группе.

• Основное правило конспектирования: важнее понять логику изложения в целом, чем записать несвязанные, обрывочные фрагменты.

Указания к последующей работе над лекцией

• Повторите изученный материал по конспекту.

• Выделите и уточните непонятные предложения.

• Неоконченные фразы, пропущенные слова и другие недочеты в записях устраните,

пользуясь материалами из учебника и других источников.

• Завершите техническое оформление конспекта (произведите подчеркивания, выделите главное, отметьте разделы и подразделы, вопросы и подвопросы).

• Если пропущено занятие, оставьте несколько свободных страниц. Содержание пропущенного материала можно и нужно восполнить во время самостоятельной работы.

Работа на семинарских занятиях

• Готовьтесь к каждому семинару, просматривайте конспект лекций, рекомендованную литературу, составляйте схемы выступлений.

• Прослушайте доклад, выступление, запишите в тезисной форме самое главное и нарисуйте схемы.

• Выступайте на семинарах при малейшей возможности, участвуйте в дискуссиях.

 

4. РАБОТА С ЛИТЕРАТУРОЙ

 

Работа с текстом учебной и научной литературы имеет разнообразные формы.

Во-первых, конспектирование. Конспект – это краткая письменная фиксация основного содержания источника. Существует плановый, текстуальный и тематический тип конспектов. Чтобы составить плановый конспект, можно заранее составить план из интересующих вас вопросов и затем кратко излагать, что сообщает по этому поводу источник. В конспект должно попадать не всё содержание, а только то, что необходимо для работы. Всю книгу рекомендуется не читать, а просматривать, и выбирать те места, которые вас интересуют. Текстуальный тип конспекта состоит из цитат изучаемого вами текста источника. Вы составляете конспект только словами автора книги. Тематический конспект организуется так, чтобы одновременно проработать несколько источников по одной теме.

Во-вторых, составление плана. План – это логический каркас исследования проблемы. Самой простой формой является развёрнутый план, для лучшего понимания внутренней логики изучаемого текста. План может быть простым, состоящим из общих заголовков, относящихся к крупным частям текста, или сложным, развёрнутым, включающим более дробные логические членения в виде параграфов и подпараграфов. Начинать лучше с простого плана, а затем совершенствовать его вглубь, детализируя изложение.

В-третьих, можно делать просто выписки. Это упрощённая форма конспекта, когда из текста выбирается только то, что относится к изучаемой теме и записывается в виде отдельных, не связанных между собой единой логикой записей. В-четвёртых, можно составлять тезисы – это краткая формулировка основных положений содержания книги или статьи. Основные тезисы – это чёткое, лаконичное изложение в пронумерованных пунктах главных идей, содержащихся в источнике. Вначале можно составлять простые или более сложные тезисы, на первых порах включающие цитаты или прямой пересказ авторского текста. После переработки они становятся основными.

Важно правильно хранить обработанный вами материал. Созданную базу данных удобнее всего хранить в форме картотеки в алфавитном либо систематическом порядке в зависимости от специфики записей. Помимо компьютерного архивирования созданной вами базы данных можно изготовить карточки самостоятельно и разместить их по рубрикам в алфавитном порядке. Вверху на карточке или листе конспекта указывается тема, фамилия автора, название книги, выходные данные, номера использованных страниц. Хорошая организация картотеки позволит вам легко ориентироваться в ней при работе. Работа с научными и учебными источниками становится основанием для написания докладов, рефератов, курсовых и дипломных работ, являющихся учебно-научной формой контроля знаний.

 

5.ВЫПОЛНЕНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ТВОРЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ

 

Данный вид заданий является индивидуальной работой, цель которой заключается в раскрытии творческих способностей у студента посредством проведения оригинального описания, сравнения или анализа по указанным проблемам. Студент должен ориентироваться на критическое мышление, которое позволило бы ему найти нестандартное решение в данных заданиях (задачах). При этом важно, чтобы он самостоятельно смог проявить свои способности по поиску необходимого учебного и научного материала, а так же воспользовался иными источниками информации, позволяющими ему добиться полноты и оригинальности исполнения задания. Кроме того, если контрольная работа выявляет уровень подготовленности и усвоения знаний дисциплины студента, то индивидуальные творческие задания должны быть показателем его общей эрудиции, интеллектуального и аналитического потенциала. В этой связи выполнение творческих заданий предполагает некоторые формальные отступления, например, при стилистическом оформлении работы, манере подачи материала, вступительной и заключительных частях исследования и т.п. При подготовке работы студент должен помнить, что данный вид учебной деятельности является творческим и самостоятельным. Главная проблема на начальном этапе сводится к поиску первичной информации. С этой целью необходимо посещать научные библиотеки, информационные центры, уметь пользоваться электронными информационными системами. При рассмотрении задания оцениваются, в том числе, и способность студента к самостоятельному поиску специализированной информации, полнота и новизна собранных данных.

Первый этап работы заключается в изучении теоретических положений, концепций, взглядов на содержание и сущность рассматриваемой проблемы. Изучение теории вопроса поможет определить критерии для сравнительного анализа.

На втором этапе работы необходимо выбрать объект для сравнения в соответствии с темой задания или составить план комплексного анализа изучаемой проблемы в соответствии с теоретическими положениями.

На третьем этапе – непосредственно провести сравнение по выбранным параметрам или осуществить научный анализ, дать научный прогноз и сделать обобщающие выводы.

При оформлении текста, содержащего результаты выполнения индивидуального творческого задания, рекомендуется придерживаться следующей схемы:

1. Введение - развернутая формулировка проблемы, предполагаемые пути и способы ее решения.

2. Теоретическая часть - реферативное изложение основных теоретических концепций, имеющих отношение к рассматриваемой проблеме.

3. Аналитическая часть - анализ имеющегося фактического материала.

4. Выводы.

5. Список источников и литературы (не менее десяти наименований).

Требования к оформлению рукописи - стандартные для письменных работ.

Обязательно наличие ссылок на цитируемые материалы.

Работы, представляющие собой реферат, а также включающие в себя материалы без ссылок или устаревшие данные, оцениваться не будут.

Выполнить творческое задание "сходу", "в один присест" невозможно. Необходима планомерная и основательная проработка темы исследования.

Самостоятельная работа по курсу историографии предусматривает обязательное изучение одной из рекомендуемых монографий. Основная задача этого вида самостоятельных занятий заключается в том, чтобы студенты лучше уяснили специфику историографической литературы, расширили свои представления о конкретных этапах историографии, школах и направлениях, их отдельных представителях. В течение семестра каждый из студентов должен пройти собеседование с преподавателем по теме изучаемой монографии.

Самостоятельная работа над курсом историографии предусматривает изучение, осмысление текста лекции, учебников и учебных пособий.

Основная задача данного вида работы – систематизация полученных знаний, изучение тем, которые из-за недостатка времени были опущены в лекциях.

Самостоятельная работа студентов в совокупности с другими видами занятий должна обеспечить студентам: четкое представление об основных закономерностях и специфических чертах развития отечественной исторической мысли, исторических предпосылках формирования данного направления в исторической науке; умение дать оценку данной концепции, четкое определение - общественно-политические потребности, какого класса определяли это направление в историографии, и какую роль оно сыграло в идейной борьбе своего времени: анализ реального вклада, внесенного данным направление в познании прошлого, как с точки зрения его конкретного изучения, так и в области развития методологии научного познания; умение оценивать значение данного направления для нашей современной исторической науки, того, какие результаты осуществленных этим направлением исследований сохраняют свое значения, а какие отброшены последующим развитием науки.

 


СПИСОК

монографий для самостоятельного изучения

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.