Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Тема 8. Западноевропейская историография в первой половине XIX века



 

Предтеча историографии XIX века И.–Г. Гердер (1744–1803): идея взаимодействия внутренних и внешних факторов исторического процесса. Множественность культур и единство всемирной истории. Идея о национальных характерах. Сравнительно–исторический метод. Влияние Французской революции на европейскую историческую мысль.

Открытие доступа к государственным архивам. Рост общественного интереса к истории и ее «демократизация». Изменение тематики исторических сочинений.

Утрата интереса к всемирной истории: от идеи единого человечества к идее национального органического развития. Историческая культура романтизма: идеализация и «присвоение» прошлого. Реабилитация средневековья в политической публицистике (Э Берк, Л. Бональд, Ж. Де Местр, Шатобриан) и в художественной литературе (Вальтер Скотт и Виктор Гюго), в философии истории (Ф. Шлегель).

Историческая школа права (К.–Ф. Савиньи, К.–Ф. Эйхгорн) и понятие «народного духа». Апелляция к первоисточникам.

Успехи филологической критики текстов (Ф.–А. Вольф, братья Гримм) и пересмотр важнейших вопросов источниковедения.

Б.–Г. Нибур (1776–1831): новый этап в совершенствовании критики источников. Приемы исторической критики: выяснение происхождения источника, заимствований, достоверности традиции. Метод исторической аналогии.

Синтез романтизма и Просвещения в «Философии истории» Гегеля (1770–1831) и восстановление в правах всемирной истории. Исторический процесс и его закономерности.

Идея прогресса и универсальности исторического развития. Леопольд фон Ранке (1795–1886) и его критический метод. Разработка новых исследовательских приемов (глубокая внутренняя критика источника, сопоставление свидетельств), опора на официальные документы. Особый вид исторических произведений для написания политической истории – регесты. Семинары Ранке. Историки «школы Ранке» по всей Европе. Критика Л. Ранке гегелевской концепции истории и телеологической теории прогресса. Взгляды Ранке на всемирную историю в его сочинении «Об эпохах новой истории».

Гейдельбергская школа. Ф.–Х. Шлоссер (1776–1861) и его «Всемирная история». Карл Риттер (1779–1859) и историко-географическая школа.

О. Тьерри (1795–1856) и идея «борьбы рас»: влияние идей Сен-Симона. Драматизированная история в «Правдивой истории Жака Простака». «Письма об истории Франции». «Опыт истории происхождения и успехов третьего сословия» и другие произведения. «Философская школа».

Ф. Гизо (1787–1874): историк и политик. Историческая концепция Гизо. «Опыт истории Франции» (1823) и «История Английской революции» (1826/27). От политических учреждений к отношениям собственности: «социальный вопрос и борьба классов за власть». Практическая польза и «уроки истории».

«История Франции» Ж. Мишле (1798–1874). Расширение круга источников: литература, предметы материальной культуры, природные объекты. «Вживание» в прошлое и темперамент историка. «Ведьма» (1864) – язык и стиль. Ф. Минье (1796–1876) и «История Французской революции» (1824).

 

Откровенная «партийность» британских школ политической истории. Становление вигской историографической традиции. Апология современного политического устройства как результата эволюционного развития. Зачинатель традиции вигской школы политической истории – Генри Галлам (1777–1859). «Обзор состояния Европы в средние века» (1818) и «Конституционная история Англии от Генриха VII до Георга II» (1827). Поступательное движение нации к свободе и политическому идеалу – конституционной монархии.

Т.Б. Маколей (1800–1859) и его исторический бестселлер – «История Англии от восшествия на престол Якова II». Исторические этюды и публицистика. Как надо писать историю: размышления над проблемой соединения двух начал – познавательного и эстетического, научной точности и художественных достоинств. «Переживание» истории и историческая эссеистика. История в мастерских литературных портретах. Торийская школа.

Томас Карлейль (1795–1881) – историк, философ, публицист. Беллетризованная история и специфика ее источниковой базы: нарративные, эпистолярные, мемуарные материалы и приоритет интуиции перед критическим анализом. Влияние немецких романтиков начала XIX века на исторические взгляды Карлейля. История как борьба добра и зла, веры и неверия.

Роль личности в его исторических построениях: «культ героев». Учение о «героях и толпе». Выделение эпох по типу героев. Нарушение социальной гармонии и поиски «новых героев» в эпоху Реформации в Германии, Английской революции 1640–1660 гг., Французской революции 1789 г. Смена идеалов и героев после революции 1848 г.: «История Фридриха II Прусского». Дж. Э. Фроуд (1818–1894) и его труды по новой истории. Отказ от теории и отрицание научного характера истории. Идеал истории «без всякого морализирования и философствования». Хаос доступных данных о прошлом и произвол историка.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.