Предтеча историографии XIX века И.–Г. Гердер (1744–1803): идея взаимодействия внутренних и внешних факторов исторического процесса. Множественность культур и единство всемирной истории. Идея о национальных характерах. Сравнительно–исторический метод. Влияние Французской революции на европейскую историческую мысль.
Открытие доступа к государственным архивам. Рост общественного интереса к истории и ее «демократизация». Изменение тематики исторических сочинений.
Утрата интереса к всемирной истории: от идеи единого человечества к идее национального органического развития. Историческая культура романтизма: идеализация и «присвоение» прошлого. Реабилитация средневековья в политической публицистике (Э Берк, Л. Бональд, Ж. Де Местр, Шатобриан) и в художественной литературе (Вальтер Скотт и Виктор Гюго), в философии истории (Ф. Шлегель).
Историческая школа права (К.–Ф. Савиньи, К.–Ф. Эйхгорн) и понятие «народного духа». Апелляция к первоисточникам.
Успехи филологической критики текстов (Ф.–А. Вольф, братья Гримм) и пересмотр важнейших вопросов источниковедения.
Б.–Г. Нибур (1776–1831): новый этап в совершенствовании критики источников. Приемы исторической критики: выяснение происхождения источника, заимствований, достоверности традиции. Метод исторической аналогии.
Синтез романтизма и Просвещения в «Философии истории» Гегеля (1770–1831) и восстановление в правах всемирной истории. Исторический процесс и его закономерности.
Идея прогресса и универсальности исторического развития. Леопольд фон Ранке (1795–1886) и его критический метод. Разработка новых исследовательских приемов (глубокая внутренняя критика источника, сопоставление свидетельств), опора на официальные документы. Особый вид исторических произведений для написания политической истории – регесты. Семинары Ранке. Историки «школы Ранке» по всей Европе. Критика Л. Ранке гегелевской концепции истории и телеологической теории прогресса. Взгляды Ранке на всемирную историю в его сочинении «Об эпохах новой истории».
Гейдельбергская школа. Ф.–Х. Шлоссер (1776–1861) и его «Всемирная история». Карл Риттер (1779–1859) и историко-географическая школа.
О. Тьерри (1795–1856) и идея «борьбы рас»: влияние идей Сен-Симона. Драматизированная история в «Правдивой истории Жака Простака». «Письма об истории Франции». «Опыт истории происхождения и успехов третьего сословия» и другие произведения. «Философская школа».
Ф. Гизо (1787–1874): историк и политик. Историческая концепция Гизо. «Опыт истории Франции» (1823) и «История Английской революции» (1826/27). От политических учреждений к отношениям собственности: «социальный вопрос и борьба классов за власть». Практическая польза и «уроки истории».
«История Франции» Ж. Мишле (1798–1874). Расширение круга источников: литература, предметы материальной культуры, природные объекты. «Вживание» в прошлое и темперамент историка. «Ведьма» (1864) – язык и стиль. Ф. Минье (1796–1876) и «История Французской революции» (1824).
Откровенная «партийность» британских школ политической истории. Становление вигской историографической традиции. Апология современного политического устройства как результата эволюционного развития. Зачинатель традиции вигской школы политической истории – Генри Галлам (1777–1859). «Обзор состояния Европы в средние века» (1818) и «Конституционная история Англии от Генриха VII до Георга II» (1827). Поступательное движение нации к свободе и политическому идеалу – конституционной монархии.
Т.Б. Маколей (1800–1859) и его исторический бестселлер – «История Англии от восшествия на престол Якова II». Исторические этюды и публицистика. Как надо писать историю: размышления над проблемой соединения двух начал – познавательного и эстетического, научной точности и художественных достоинств. «Переживание» истории и историческая эссеистика. История в мастерских литературных портретах. Торийская школа.
Томас Карлейль (1795–1881) – историк, философ, публицист. Беллетризованная история и специфика ее источниковой базы: нарративные, эпистолярные, мемуарные материалы и приоритет интуиции перед критическим анализом. Влияние немецких романтиков начала XIX века на исторические взгляды Карлейля. История как борьба добра и зла, веры и неверия.
Роль личности в его исторических построениях: «культ героев». Учение о «героях и толпе». Выделение эпох по типу героев. Нарушение социальной гармонии и поиски «новых героев» в эпоху Реформации в Германии, Английской революции 1640–1660 гг., Французской революции 1789 г. Смена идеалов и героев после революции 1848 г.: «История Фридриха II Прусского». Дж. Э. Фроуд (1818–1894) и его труды по новой истории. Отказ от теории и отрицание научного характера истории. Идеал истории «без всякого морализирования и философствования». Хаос доступных данных о прошлом и произвол историка.