«Старые» и «новые пути» в историографии середины ХХ столетия. «Научная история» и проблема междисциплинарности. История и социальные науки: междисциплинарная ситуация 1960–1970-х годов. Дискуссии об отношениях между историей и социологией. От «старой» к «новой» социальной истории. Этапы развития «новой социальной истории».
Парадигма социально–структурной истории. Количественные методы в исторических исследованиях. Заимствование методов смежных наук (исторической демографии, социологии, антропологии, психологии) и проблема их адаптации. Движение за «историю снизу».
«Новая историческая наука» и историческая антропология. От «истории снизу» к «истории изнутри». Рост новых субдисциплин. Обновление концептуального аппарата и исследовательских методов. Бум конкретных социально–исторических исследований. Появление новых исторических журналов.
Изменения в системе университетского образования. Формирование новых научных центров. Деятельность исторических обществ. Историческая наука во Франции. «Методологическая революция» школы «Анналов». «Глобальная история» и концепция исторического времени Ф. Броделя. «Сериальная история» П. Шоню. Дискуссии о Французской революции (Ж. Лефевр, А. Собуль, Р. Мунье, Ф. Фюре, Д. Рише и др.). Интерпретация перехода от феодализма к капитализму у М. Вовеля. Развитие исторической демографии и региональной истории. «Неподвижная история» Э. Леруа Ладюри. Труды Ж. Дюби, Ж. Ле Гоффа и других представителей третьего поколения школы «Анналов».
«Социальная история ментальностей». История ментальностей и историческая антропология.
Историческая наука в Великобритании. Теоретико-методологические поиски и дискуссия о «старых» и «новых» путях в исторической науке. Марксистская методология истории в британской историографии и ее творческое развитие в работах Э. Томпсона, Э.Хобсбоума, К.Хилла, Р. Хилтона, Дж. Рюде. Концепции «всеобщего кризиса XVII века». Дискуссии вокруг интерпретаций Английской революции середины XVII века.
«Новая рабочая история» и ее эволюция. Дискуссия о природе британского империализма и значении колониальной империи. «Новая социальная история» и ее различные направления. Г. Перкин и его концепция социальной истории. Кембриджская Группа по изучению социальных структур и населения: от исторической демографии к демосоциальной истории. «Гений локальной истории» У. Хоскинс и его школа. Социальная история в радикально–демократической интерпретации: «история снизу» и школа «Исторической мастерской» Р. Сэмюэла.
Социальная антропология и история народной культуры (работы К.Томаса, А. Макфарлейна, П. Берка и др.). История "народной культуры" как аналог истории ментальностей: сходство и различие.
Историческая наука в США. От теории «консенсуса» к «новой исторической науке». Упадок прогрессистской школы. Рост интереса к истории идей: школа А. Лавджоя. Труды Р. Хофстедтера. Д. Бурстин. Работы А.М. Шлезингера-младшего о «Новом курсе» и циклическом развитии американской истории. Школы «политического идеализма» и «реальной политики» в истории международных отношений. Новые тенденции в 1960–1980–е годы. Оформление радикально–демократического направления (Д. Лемиш, С. Линд, Ю. Дженовезе): «история снизу». «Новая экономическая история» и изучение проблем промышленного переворота, аграрных отношений, рабовладения.
Американская клиометрия: Р. Фогел, Д. Норт. «Новая рабочая история» в трудах Г. Гатмана. «Новая политическая история» о политической культуре и поведении электората (М. Холт, У.Д. Бернхэм). История внешней политики в работах Г. Колко, Т. Маккормика и др.
Историческая наука в ФРГ. Немецкий историзм в 1950–60–е годы. Г. Риттер. Гейдельбергская школа В. Конце. Работы Х. Бёме. Марбургская школа. Становление социально–критической школы. Разработка теорий модернизации. Влияние идей Макса Вебера. Работы Ю. Кокки, Г.А. Винклера, В. Моммзена и др. Новая концепция немецкой истории Г.–У. Велера. История и типология фашизма. Дискуссии немецких историков. Немецкая историческая антропология. История повседневности. Работы А. Людтке, Х. Медика, Ю. Шлюмбома. Разработка микроисторических подходов.