Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Тема 2. Античная историография



История исторической науки

 

программа курса, планы семинарских занятий, контрольные вопросы к зачету

(для студентов специальности История)

 

Нефтекамск 2011

 

 

 

 

Программа курса «История исторической науки. Историография» для студентов исторического факультета

Составитель: Г.Р. Шагапова к.и.н., доцент

Пояснительная записка

(цели и задачи) к программе курса

«История исторической науки. Историография»

 

Курс «История исторической науки. Историография» изучается студентами исторического факультета дневного отделения на четвертом курсе в седьмом и восьмом семестрах и студентами заочного отделения на четвертом курсе восьмом семестре. Изучение данной учебной дисциплины, вместе с источниковедением завершает профессиональное становление студента – историка. Курс «Истории исторической науки. Историографии» включает в себя изучение основных этапов в развитии исторического знания, систематизированный анализ важнейших методологических концепций, знакомство с основными школами и направлениями в исторической науке, характеристику трудов их крупнейших представителей, рассмотрение важнейших проблем мировой и национальной истории с точки зрения различных концепций и методологических подходов.

Хронологические рамки курса охватывают историю историографии от ее истоков в культуре древних цивилизаций до настоящего времени (рубеж XX – XXI вв.). Особое внимание уделяется различным формам познания прошлого в их историческом развитии, взаимоотношениям истории с другими областями знания, наиболее распространенным концептуальным моделям исторического развития, принципам анализа исторических источников, социальным функциям истории, специфическим чертам исторического знания.

Построение курса построено в соответствии с проблемно–хронологическим принципом изложения материала. Восприятие и изучение прошлого рассматривается как явление, органически связанное с развитием общества и культуры. В курсе раскрываются основные формы и уровни исторического знания: миф, рациональное знание, академический историзм, новейшие направления исторических исследований. Значительная часть содержания курса посвящена особенностям формирования и развития отечественной историографии. В заключительной части курса рассматриваются современные дискуссии о состоянии и перспективах исторической науки, ее роли в обществе, о взаимодействии истории и политики, истории и идеологии.

Тематический план курса

Наименование раздело и тем курса Количество часов
Лекции Семинары Сам.работа
  1 семестр      
1. Введение    
2. Античная историография
3. Средневековая историография
4. Историография эпохи Возрождения
5. Западноевропейская историография в XVII – начале XVIII века
6. Русская историческая мысль в XVI – начале XVIII века
7. Историография эпохи Просвещения
8. Западноевропейская историография в первой половине XIX века
9. 2 семестр    
10. Русская историография в первой половине XIX века
11. Историография второй половины XIX века: превращение в «науку»
12. Национальные традиции в историографии
13. Российская историческая наука второй половины XIX века
14. Историческая наука в конце XIX – начале XX века
15. Российская историческая наука в конце XIX – начале XX века
16. Развитие мировой историографии в первой половине XX века
17. Становление советской историографии
17. Историческая наука во второй половине XX века
18. Советская историография во второй половине XX века
19. Историография на рубеже веков
ВСЕГО

 


Программа курса

«История исторической науки. Историография»

Введение

 

Понятие «историография». Его многозначность и изменчивость. Современные трактовки. Возможные ракурсы историографического исследования, их специфика, эвристический потенциал и ограничения.

История историописания. Тематическая историография, или историография проблемы. Субдисциплинарная историография.

История исторической науки. История исторической культуры. История историографии как часть интеллектуальной истории. Ее взаимодействие с другими участками этого полидисциплинарного пространства.

Предмет, цели и принципы историографического анализа. Характеристика комплексного подхода. Проблематика курса. Социокультурные и организационные условия. Внутренняя логика развития исторического знания. История историографии и история исторической мысли. Историография и источниковедение. Историография и методология истории. Историография и науковедение. Основные аспекты и методология современного историографического исследования.

Понятия «историографический факт» и «историографический источник». Виды историографических источников. Периодизация истории историографии. Понятия школ и направлений в истории историографии.

 

Тема 2. Античная историография

 

Культура архаических обществ. Роль мифологии в создании картины мира. Мифология в архаических обществах Древнего Востока (Древний Египет. Месопотамия, Древняя Индия. Древний Китай) и в древних цивилизациях Европы (Крит и Микены, Ахейская Греция).

Теократический историзм Ветхого Завета. Гомер: первый опыт переживания прошлого как истории. Гесиод (VII в. до н.э.) и его поэма «Работы и дни»: от мифа к логосу. Рассказ о пяти «веках» как первая схема исторического развития человечества.

Греческая культура в классический период: процессы индивидуализации и рационализации. Натурфилософия. Расцвет театра и ораторского искусства. Поэтика и риторика. История как жанр литературы. Первые историки.

«Отец истории» Геродот (490–428 гг. до н.э.). Предмет истории – «великие и удивления достойные деяния». Глубина исторической ретроспективы. Устная традиция и исторический метод Геродота.

Фукидид (464–400 гг. до н.э.) и его прагматическая история». История как генезис событий «настоящего». Психологизация истории. Рационалистический метод Фукидида: критерии достоверности и отбор свидетельств. Аристотель (384–322 гг. до н.э.) и его концепция истины: противопоставление истории и поэзии (драмы). Историческое повествование и концепция мимесиса.

Исократ (436–338 гг. до н.э.) и его ученики: «парадигматическая» история. Слияние истории с риторикой. Дидактическая тенденция: обучение на примерах и «уроки истории».

Главные центры эллинистической культуры. Александрийский Мусейон – академия наук древности. Профессионализация и дифференциация научных занятий. Основные философские школы. Стоики и эпикурейцы.

Полибий и первая «всеобщая история». Понятие «ойкумены» и идея «всемирной истории» как единой истории греческого мира.

Греческое наследие и специфика римской культуры. От опытов «всеобщих историй» к «внутренней» истории Рима. Традиция римской анналистики. Гай Саллюстий Крисп (86–35 гг. до н.э.): опыт написания «современной истории».

Тит Ливий (59 г. до н.э. – 17 г. н.э.): ранняя история Рима, сотканная из легенд. Зачатки исторической критики. История и мораль: дидактическая функция истории.

Публий Корнелий Тацит (ок. 55 – ок. 120): риторическая история из примеров политических «пороков» и «добродетелей». Представление о неизменности человеческой природы и исторический скептицизм.

История в биографиях великих людей: характер личности как фактор истории. Параллельные биографии Плутарха (41–126) и «Жизнеописание двенадцати цезарей» Гая Светония Транквилла (70–160).

«Деградация» античной исторической традиции: «последний римский историк» Аммиан Марцеллин (330–400). Герой истории – Империя.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.