Редактор Турбо-Паскаля позволяет оперировать кусками (блоками) текста: копировать, удалять их, перемещать и т.п. Прежде чем манипулировать с блоком, его сначала надо выделить. Блок выделяется:
курсор помещается в начало выделяемого участка текста, затем нажимается сочетание клавиш “Ctrl”, “K”, “B”;
затем курсор помещается в конец выделяемого текста и нажимается сочетание клавиш “Ctrl”, “K”, “K”.
Намеченный участок текста будет выделен инверсным изображением (темные буквы на светлом фоне). Чтобы отменить выделение блока, следует нажать “Ctrl”, “K”, “H”. После того, как блок выделен, с ним можно выполнять ряд операций:
1. Копирование блока
Поместить курсор туда, куда следует скопировать блок, нажать “Ctrl”, “K”, “C”;
2. Перемещение блока
Поместить курсор в то место программы, куда следует перенести блок, нажать “Ctrl”, “K”, “V”;
3. Удаление блока
Независимо от местоположения курсора, для удаления выделенного блока надо нажать “Ctrl”, “K”, “Y”;
Поместить курсор в нужное место текста, нажать “Ctrl”, “K”, “R”, после чего последует запрос об имени файла; когда имя будет указано, содержимое файла поместится в то место программы, где стоял курсор.
Основные клавиши работы с Турбо-Паскалем:
F10 – начать работу с главным меню;
ESC – выйти из меню обратно в окно EDIT;
F2 – записать текст программы из окна EDIT в дисковый файл;
F3 – загрузить текст из дискового файла в окно редактора;
Ctrl/F9 (то есть одновременное нажатие клавиш “Ctrl” и “F9”) – компилировать программу в оперативной памяти, после чего запустить программу на выполнение;
Alt/X – завершить работу с Турбо-Паскалем, выйти в DOS;
Alt/F5 – переход в окно пользователя, повторное нажатие этих клавиш вернет окно EDIT.
Окно пользователя (User Screen) – окно, в котором выполняется составленная пользователем программа. По завершению программы, на экране моментально высвечивается окно EDIT, которое закрывает собой User Screen с выведенными на него результатами расчета. Чтобы иметь возможность детально ознакомиться с результатами работы программы, нажимаем Alt/F5. После этого окно EDIT с текстом программы исчезнет, его заменит изображение экрана с результатами расчета. Повторное нажатие Alt/F5 вернет на экран текст программы.
Основы алгоритмизации
Алгоритм
Понятие алгоритма такое же основополагающее для информатики, как и понятие информации. Название "алгоритм" произошло от латинской формы имени величайшего среднеазиатского математика Мухаммеда ибн Муса ал-Хорезми (Alhorithmi), жившего в 783—850 гг. В своей книге "Об индийском счете" он изложил правила записи натуральных чисел с помощью арабских цифр и правила действий над ними "столбиком", знакомые теперь каждому школьнику. В XII веке эта книга была переведена на латынь и получила широкое распространение в Европе.
Алгоритм – подробное описание последовательности действий, позволяющих решить конкретную задачу. Элементарные действия, на которые разбивается алгоритм, называются инструкциями или командами.
Основными свойствами алгоритма являются:
дискретность — представление алгоритма в виде последовательности шагов;
массовость — применимость алгоритма к некоторому множеству исходных данных;
определенность — за конечное число шагов либо должен быть получен результат, либо доказано его отсутствие;
однозначность — при повторном применении алгоритма к тем же исходным данным должен быть получен тот же результат.
На практике наиболее распространены следующие формы представления алгоритмов:
словесная (запись на естественном языке);
графическая форма (изображения из графических символов);
псевдокоды (описания алгоритмов на условном алгоритмическом языке, включающие в себя как элементы языка программирования, так и фразы естественного языка, общепринятые математические обозначения и др.);
программная форма (тексты на языках программирования).
При графическом представлении алгоритм изображается в виде последовательности связанных между собой функциональных блоков, каждый из которых соответствует выполнению одного или нескольких действий.
Такое графическое представление называется схемой алгоритма или блок-схемой. В блок-схеме каждому типу действий (вводу исходных данных, вычислению значений выражений, проверке условий, управлению повторением действий, окончанию обработки и т.п.) соответствует геометрическая фигура. Блоки соединяются линиями переходов, определяющими очередность выполнения действий. В таблице приведены основные блоки.
Блок
Назначение
Начало, конец алгоритма
Ввод значений переменных с клавиатуры
Блок действий, присвоение переменным вычислительных значений
Проверка условия и выбор одного из двух возможных путей дальнейшего решения
Блок цикла
Обращение к подпрограмме
Вывод результатов на печать
Алгоритмы можно представлять как некоторые структуры, состоящие из отдельных блоков. Логическая структура любого алгоритма может быть представлена комбинацией трех базовых структур: следование, ветвление, цикл. Характерной особенностью базовых структур является наличие в них одного входа и одного выхода. При разработке блок-схемы допускается делать любые записи внутри блоков, однако эти записи должны содержать достаточно информации для выполнения очередных действий.