Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

ЗАВЕРШЕНИЕ КОЛОНИАЛЬНОГО ЗАХВАТА КАЗАХСТАНА РОССИЕЙ И ЕГО ПОСЛЕДСТВИЯ



Стараясь всеми силами удержать Семиречье, кокандский хан принял меры для усиления своих войск в Аулие-Ате, Мерке, Пишпеке и Токмаке.

Возведенное в 1859 г. в пограничном районе Старшего жуза и Северного Киргизстана укрепление Кастек ста-д ло одним из опорных пунктов России в этом регионе. Отсюда началось продвижение русских войск через Чуйскую долину в сторону Аулие-Аты, Шымкента и Ташкента. В 1860 г. отряд под командованием полковника Циммермана вошел в Чуйскую долину. 26 августа был взят Токмак, а в сентябре, после 5-дневной осады, — Пишпек, один из главных центров власти Коканда. Несмотря на поражение, хан направил в сторону Верного 2 отряда общей численностью в 22 000 человек. Казахские правители разделились надвое. Одни, склонившиеся на сторону султана Садыка, сына Кенесары, боролись против русских войск, другие поддерживали царскую администрацию и были готовы противостоять кокандскому хану.

В октябре 1860 г. русские войска во главе с Г.А.Колпаковским сразились с кокандскими отрядами. В 3-дневном сражении 19—21 октября 1860 г. вблизи Узынагаша кокандские войска были разбиты. Узынагашская битва выявила военную слабость Коканда.

Вслед за этими событиями казахи из пределов Аулие-Аты, Шымкента и Ташкента стали спешно откочевывать в районы, уже вошедшие в состав Российской империи. В 1863 г. российское подданство приняли 4000 семей рода конырат и 5000 семей из рода бестан-балы. В октябре 1862 г. русскими войсками вторично был взят Пишпек. Это окончательно подорвало власть Коканда над казахскими и киргизскими территориями.

Новое мощное наступление русских войск началось весной 1864 г. В мае из Верного вышли войска под командованием полковника Черняева, которые за короткое время штурмом взяли Аулие-Ату, Ак Мечеть, Тур-кестан, Мерке. Для сопротивления русским войскам кокандский правитель Алимкул пытался заключить союз с Хивой и Бухарой, но безуспешно.

Русские отряды Черняева 22 сентября 1864 г. ворвались в Шымкент. Весной 1865 г. бухарский эмир развернул военные действия против Коканда. В июле 1865 г. после штурма и 3-дневных уличных боев русские отряды овладели Ташкентом — крупным политическим и экономическим центром всего Туркестана.

Весной 1866 г. русские войска достигли территории Бухарского эмирата. Осенью того же года значительные владения бухарского эмира были захвачены, и они вошли в состав созданного Туркестанского генерал-губернаторства.

По февральскому соглашению 1868 г. казахские территории, ранее подчинявшиеся Коканду, отошли к Российской империи и были подчинены туркестанскому генерал-губернатору.

Таким образом, поражение Коканда и Бухары (1868 г.), Хивы (1873 г.) означали полный выход казахов из-под власти этих государств и принятие ими российского подданства. Решающие события произошли в 1864-1865 гг.; присоединение Казахстана к России было завершено.

Процесс присоединения Казахстана к России начался в 30-х годах XVIII в. и занял по протяженности полтора столетия. Территория Казахстана была объектом пристального внимания политиков Московского государства еще с конца XV столетия. Казахско-русские отношения на политико-дипломатическом уровне возникают начиная с XVI в. во времена Ивана IV. Казахское ханство становится заметной политической силой, играя во взаимоотношениях Московского государства со среднеазиатскими ханствами важную транзитную роль. В конце XVI — начале XVII в. в связи с продвижением границ Московского государства к Казахстану казахско-русские отношения укрепляются, приобретают новое содержание. Расположенные вблизи Казахстана Тобольск, Тара, Томск, другие города и поселения становятся пунктами устойчивых казахско-русских торговых связей.

РАЗВИТИЕ ПРОСВЕЩЕНИЯ

В начале XIX в. в мектепах (школах) Казахстана преподавали шакирдам "Шаригат ул-иман" ("Правила мусульманской религии"), "Аптиек" ("Одна седьмая часть Корана"), давали другие религиозные знания.

Состоятельные родители направляли детей в медресе Бухары, Самарканда, Хивы и Ташкента для продолжения образования. Там шло обучение на арабском языке, изучалась средневековая арабская философия. Кроме того, обучали истории, географии, математике, другим наукам и языкам, в том числе русскому.

В связи с развитием новой системы образования в Казахстане открывались школы с русским языком обучения в Омске, Оренбурге, Семипалатинске, Уральске и других городах. Превращение крепостей и городов в центры торговых связей со Средней Азией и Восточным Туркестаном потребовало создания специальных учебных заведений по подготовке толмачей (переводчиков)

Особенно следует отметить открытую в 1789 г. Азиатскую школу. В ней готовили переводчиков и писарей из числа имущих слоев коренного населения. Выпускники школы, изучив монгольский, маньчжурский, китайский, персидский и другие языки народов Азии, составили первые группы квалифицированных специалистов.

Открытые в Омске (1813 г.) и в Оренбурге (1825 г.) военные училища стали готовить чиновников для российской правящей администрации. В 1837 г. они были преобразованы в Сибирский кадетский корпус, а в 1844 г. — в Оренбургский Неплюевский кадетский корпус. Хан Внутренней орды Жангир организовал школу с обучением на русском и татарском языках в 1841 г.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.