Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Борьба тюрков за свою независимость.



В 545 году к тюркскому правителю прибыл посланник китайского императора. Целью визита было установление отношений между двумя правителями. В это время тюркские племена вели борьбу против господства жужаней (авар). Тюркский каган Бумынъ стремился освобоиться от власти Жужанского ханства во главе с каганом Анагуем.

Постепенно усиливаясь, в середине VI века тюркские племена, заключив союз с китайцами, искали повод для войны с Жужанским каганатом. С этой целью каган Бумынь послал своих людей к кагану Анагую с предложением: выдать дочь за него. Узнав о такой дерзости Бумыня, каган Анагуй вышел из себя и начал унижать его, заявив, как, мол, осмелился его «плавильный невольник» сделать такое предложение. (Племена, зависимые от Жужанского каганата, платили ему дань железом.)

Посчитав себя обиженным, он объявил войну жужанскому кагану, чтобы освободить тюрков от былого

подчинения жужаням.

В 552 году тюркский каган Бумынь совершил поход против врага и наголову разбил его войска. Каган Анагуй покончил жизнь самоубийством. После этой крупной победы Бумыню был присвоен титул «елхан» - «всенародный хан». Однако в конце 552 года Бумынь умер, и его место занял его сын Кара-Еске, который также вскоре скончался при невыясненных обстоятельствах.

При тюркском кагане Мукане осенью 553 года жужани потерпели еще одно поражение, после чего Жужанский каганат сильно ослаб и пришел в упадок. С этих пор тюрки стали единоличными властителями восточной части Великой степи.

В это время правители Северного Китая, раздробленного из-за междоусобиц на два государства - Северное Ци и Северное Чжоу, стали платить дань кагану Мукану, чтобы вызвать к себе его расположение и милость.

Только одна часть разделенного Китая ежегодно преподносила кагану 100 тюков шелковой ткани. Поэтому и после смерти Мукана наследовавший его власть каган Тобо с обоими северокитайскими государствами поддерживал тесные взаимосвязи. Это свидетельствует о том, насколько сильно было политическое влияние Тюркского каганата на востоке в 570-580-е годы.

После покорения соседних племен на востоке тюрки стали совершать завоевательные походы на запад. Младший брат кагана Бумыня Иштеми возглавил военный поход 10 тюркских туменов, которыми командовали 10 военачальников, на запад Великой степи. С этими силами он покорил согдийцев, а затем племена, жившие у северных подножий Алтая.

Таким образом, тюрки уже к 555 году захватили земли до Аральского моря, не встретив какого-нибудь сильного сопротивления. За короткое время они завоевали огромную территорию от Китая до Амударьи, весь Присырдарьинский регион. В Средней Азии эфталиты (оседлые племена Средней Азии, жившие на землях от Каспийского моря до Северного Индостана и Восточного Туркестана) оказали тюркам упорное сопротивление, из-за чего тюрки, чтобы восстановить силы, временно отказались от дальнейших походов. Тюрки полностью смогли их покорить лишь спустя десять лет – в 563-567 годах.

В 70-е годы VI века Тюркский каганат расширил свои владения до Северного Кавказа и северного побережья Черного моря. Таким образом, господство Тюркского каганата во второй половине VI века в Центральной Азии и Евразии распространилось на огромную территорию Азиатского континента. И Тюркский превратился в могущественную державу по своему политическому положению.

Хозяйство.

Основным видом хозяйства населения Тюркского каганата было полукочевое и кочевое скотоводство. Зимовки обычно размещались в пойменных лугах таких крупных рек, как Или, Чу, Талас, Иртыш и Сырдарья, а также в маловетреных ущельях у подножий гор. В этих местах обычно находились обильные водные источники, и тюрки имели благоприятные условия для проведения зимовки и сохранения поголовья скота в морозные зимние дни. Традиционно выращивалось четыре вида скота. Тюркские племена на землях своих зимовок вдоль берегов крупных рек постепенно стали заниматься земледелием. Свидетельством этому являются найденные при археологических раскопках в Жетысу и Южном Казахстане остатки постоянных жилищ. Особенно много месторасположений зимовок - кентов, в которых жили тюрки, обнаружено на территории близ современного города Тараз.

Археологические раскопки показали, что тюрки в V-VII веках тела умерших сжигали, а золу, оставшуюся после сжигания трупов, хоронили, позднее, с VIII века, умерших уже начали хоронить в погребениях. Однако в обоих видах захоронений в места погребения укладывали вещи и предметы, которыми при жизни пользовались умершие.

Погребение умершего путем сожжения было связано с культом поклонения огню. Тюрки верили, что очищение души человека происходит через огонь. А погребение вещей, предметов вместе с умершим было связано с верой о потребности их использования в загробном мире. О распространенном у тюрков культе поклонения огню свидетельствует такой исторический факт: когда в Тюркский каганат с дипломатической миссией прибыл византийский посол Земарх, то его, прежде чем повести на прием к тюркскому кагану, провели между двумя кострами, что являлось обрядом очищения силой огня, так как по тюркским верованиям человек с помощью очищающей силы огня избавлялся от всяких болезней, злых духов, недобрых мыслей. Огонь играл важную роль и в целительных обрядах.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.