Уровень неопределённости в представленных расчётных результатах финансово-хозяйственной деятельности ОАО “Черниговский хлебокомбинат” зависит в значительной степени от внешних факторов.
На предприятие, как на открытую систему хозяйствования, оказывают влияние субъекты предпринимательства, государственные органы и другие факторы воздействия, в т. ч.:
– прямого воздействия: поставщики, трудовые ресурсы, законы и учреждения государственного регулирования, потребители и кнкуренты.
– Косвенного воздействия: состояние экономики, научно-технический прогресс, социально-культурные изменения, влияние групповых интересов.
Материально-техническое обеспечение предприятия осуществляется по прямым связям с предприятиями либо через посреднические структуры Украины. Несмотря на возможность альтернативных вариантов степень риска может достигнуть 6 % по причинам дефицитности ресурсов и ценового диктата.
Обеспечение фабрики электроэнергией производится по государственным тарифам, которые постоянно возрастают. Степень риска уменьшения прибыли от повышения тарифов на энергоресурсы может достигнуть 1,5 %.
Адекватное обеспечение рабочей силой нужных специальностей и квалификаций необходимо для реализации поставленных задач. Учитывая, что 70 % работников предприятия владеют акциями и определяют техническую и финансовую политику степень риска от нестабильности трудовых отношений на превышает 0,7 %.
Воздействие потребителей на внутренние перемены ассортиментной политики значительное, но мобильность технологии и производственного оборудования в значительной мере уменьшает влияние этого фактора и степень риска сводит к 1 %.
Факторы косвенного воздействия менее значительны, но сфера этого воздействия сложна и плохо прогнозируема. Исключением является незначительная скорость изменения технологий хлебобулочного производства.
Колебания курса доллара относительно валюты Украины непредсказуемы, но учитывая, что потребность в валюте ограничивается крайне редкими закупками некоторых видов сырья за рубежом, степень риска от повышения курса доллара не превышает 0,9 %.
Для гарантии материального обеспечения работников предприятие использует право страхования рабочих. Размер взносов определяются не степенью риска, а величиной дохода. Направляемая на социальное страхование часть дохода ограничивается 7%.
ПОКАЗАТЕЛИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОЕКТА
Ожидаемая прибыль предприятия от проекта составит:
Пр.=Vпр*(Цр-Сп);
где
Цр – цена одного подключения;
Сп – полная себестоимость одного подключения;
Vпр – объем реализуемой продукции.
Пр.=16790*(1093,64-899,54)=3258 (т. грн.)
Показатель использования производственных фондов:
Эпф = П/Ф,
где
П – годовой оюъём прибыли;
Ф – среднегодовая стоимость производственных фондов и нормируемых оборотных средств.
Эпф = 3258/3429*100% = 95 (%)
Фондоотдача:
Ф = В/Ф,
где В – объём выпущенной продукции за 2005 год;
Ф = 18362/3429 = 5,35 (грн./грн.)
Валовый оборот:
ВД=Vпр*Цр;
ВД=16790*1093,64=18362 (т.грн.);
Валовые издержки:
ВИ=Vпр*Сп;
ВИ=16790*899,54=15103 (т.грн.)
Рентабельность производства:
Урп=(сумма прибыли/валовый оборот)*100%;
Урп=(3258/18362)*100%=18%
Рентабельность продукции:
Урпр=(сумма прибыли/валовые издержки)*100%;
Урпр=(3258/15103)*100%=21,6%.
Срок окупаемости:
Т = ∑IСд/Рср.д ,
где ∑IСд – сумма дисконтированных инвестиций, грн.
Рср.д – средняя сумма дисконтированной прибыли, грн.
Т = (850/(1254/1,251))*12 = 10,17 (мес.)
Таким образом срок окупаемости проекта составляет около 11 месяцев.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Беренс В., Хавранек П.М. Руководство по оценке эффективности инвестиций: Пер. с англ. Перераб. И дополн. Изд. – М.:АОЗТ «Интерспект», «ИНФРА-М», 1995. – 528 с.
2. Бізнес-план підприємства. Методичні вказівки до курсової роботи з дисципліни “Основи бізнесу” для студентів економічних спеціальностей всіх форм навчання / Укл.: Сич Є.М., Гавриленко Н.І., Бутько Ю.В. – Чернігів: ЧТІ – 1998. – 53 с. – Рос. мовою.
3. Бізнес-план, навчальний посібник для студентів економічних спеціальностей / Укл. Є.М. Сич, О.М. Парубець – Чернігів: ЧТІ – 1996.- 38с. – Рос. мовою.
4. Вольфганг Хойер. Как делать бизнес в Европе. – М.: Фонд «За экономическую грамотность», 1991. – 253 с.
5. Генкин Б.М. Основы управления персоналом. – М.: Высшая школа. 1996. – 383с.
6. Дойл Д. Как создать предприятие. Руководство для менеджеров, вкладчиков, экономических служб. – Таллин, 1991. – 101 с.
7. Котлер Ф. Основы маркетинга. Пер. с англ. – М.: Прогресс, 1990.–736 с.