Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

I. Формирования специального назначения МО, КГБ и МВД СССР в период 1950-1991 гг.



Вторая мировая война показала необходимость наличия специализированных подразделений для прове­дения различных диверсионных и разведывательных операций в тылу врага, поэтому в ходе ее фактически во всех армиях воюющих (и не только) стран начали создаваться такие формирования. В СССР первые из них были созданы в составе ВМФ. Так, согласно приказу наркома ВМФ № 72 от 11 августа 1941 г. при разведывательном отделе штаба Балтийского флота сформирована рота особого назначения (по штату в составе 146 человек, командир - старший лейтенант И.В. Прохватилов), укомплектованная водолазами, имеющими специализацию -«легководолаз-разведчик» или «автоматчик-подводник», а в конце года на трех флотах на Западном ТВД были созданы разведывательные отряды. Для проведения диверсионных операций в тылу врага отчасти были предназначены и созданные летом 1942 г. в составе Инженерных войск гвардейские батальоны минеров. В этом же году в штаты разведывательных отделов штабов каждого из фронтов были введены по одному разведы­вательно-диверсионному отделению со штатом 13 человек. В апреле 1944 г. на Черноморском флоте был создан отряд водолазов-разведчиков из 10 человек, а в июне 1945 г. под руководством знаменитого морского разведчика дважды Героя Советского Союза В.Н. Леонова на Тихоокеанском флоте сформировали 140-й разведывательный отряд.

Послевоенная история частей специального назначения (или более привычное - спецназа) началась в октябре 1950 г., когда согласно директиве военного министра Маршала Советского Союза А.А. Василевского и начальника Генштаба генерала С.М. Штеменко (№ Орг/2/395832 от 24 октября 1950 г.) в составе или при общевойсковых и механизированных армиях и в военных округах (где не было армейских объединений) начато формирование отдельных рот спецназа. Всего под руководством Главного разведывательного управления Генштаба (ГРУ ГШ) к 1 мая 1951 г. было сформировано 46 рот со штатом по 120 человек в каждой (как, напри­мер, 200-я рота в Сибирском округе). Правда, уже в 1953 г. в результате сокращения Вооруженных Сил осталось лишь 11 рот. Но в этом же году на Черноморском флоте согласно директиве Главного штаба ВМФ от 24 июня 1953 г. была воссоздана разведывательная часть специального назначения. На остальных флотах такие части были созданы в 1954-1955 гг. (табл. 6.1).

Таблица 6.1 Части спецназа в составе ВМФ СССР, созданные в 1953-1957 гг.

Флот   Время создания   Наименование части   Командир  
Балтийский   15 октября 1954 г.   4-й морской разведпункт   Полковник Г.В. Потехин  
Северный   26 ноября 1957 г.   7-й морской разведпункт   Подполковник Е.М. Беляк  
Тихоокеанский   18 марта 1955 г.   5-й морской разведпункт   Капитан 2-го ранга П.П. Коваленко  
Черноморский   24 июня 1953 г.   6-й морской разведпункт   Капитан 1-го ранга Е.В. Яковлев  

Приступить к специальной подготовке эти отряды смогли далеко не сразу, поскольку более года ушло на обустройство, укомплектование, оснащение и т.д. Так, спецназ Балтийского флота приступил к боевой подготовке только в 1956 г., а спецназ Тихоокеанского флота за год сменил 3 (!) места дислокации, пока не был размещен на острове Русском. Спецназ Северного флота, который должен был быть создан еще в ноябре 1955 г., из-за отсутствия нормальных условий для размещения начал формирование 2 года спустя, а в 1960 г., после очередного сокращения армии, вообще был расформирован (его функции перешли к спецназу Балтийского флота). К этому времени остальные части морского спецназа достигли нормального уровня подготовки и численности около 90 человек каждый. И именно флотский спецназ принимал активное участие в боевых действиях и несении боевой службы за пределами территории страны в 1960-80-х гг. — в Анголе, Мозамбике, Эфиопии, Никарагуа, на Кубе, во Вьетнаме.

Вслед за ВМФ началось реформирование спецназа и в Сухопутных войсках. Согласно директиве Главкома Сухопутных войск от 29 августа 1957 г. на базе 7 существовавших отдельных рот спецназа (4 роты сохранены как самостоятельные части) были сформированы 5 отдельных батальонов, подчинявшихся коман­дующим военными округами или группами войск. В группах войск были созданы 2 батальона- 26-й в Германии и 27-й в Польше, а 3 батальона развернули в приграничных округах: 36-й - в Прикарпатском, 43-й - в Закав­казском и 61-й - в Туркестанском1. Спустя 5 лет в процесс создания спецназа вмещалась КПСС, в соответствии с постановлением ЦК которой от 20 августа 1961 г. «О подготовке и разработке спецтехники для организации и оснащения партизанских отрядов» Генштаб своей директивой от 5 февраля 1962 г. предписал командующим военными округами провести военные сборы военнослужащих запаса, сведенных в специальные бригады, как было сказано «...в целях накопления и подготовки кадров для развертывания партизанского движения в военное время». Для этой цели уже в марте новой директивой Генштаба были определены проекты штатов бригад специального назначения на мирное и военное время. А в январе 1963 г. в 10 военных округах (Ленинградском, Прибалтийском, Белорусском, Прикарпатском, Киевском, Одесском, Закавказском, Дальневосточном, Турке­станском, Московском) начато формирование скадрованных (т.е. развернутых не полностью) отдельных бригад специального назначения (2, 4, 5, 8, 9,10, 12,14,15, 16-й). При этом все отдельные батальоны и роты остались (последних к этому времени насчитывалось уже 12), а уже в 1964 г. 3 батальона и 6 рот были расформированы. Спустя 2 года в Группе советских войск в Германии сформирована 3-я бригада специального назначения (один из отрядов носил номер 509), единственная среди частей спецназа, которой были переданы отличия, заслуженные предшественником бригады - 5-м гвардейским мотоциклетным полком в годы войны. Лишь в конце 1970-х гг. Генштаб нашел возможность развернуть все бригады до полного штата и сформировать 2 новые


- 22-ю в Средней Азии и 24-ю в Забайкалье Тогда же в Рязанском училище ВДВ готовившая кадры младших офицеров для спецназа 9-я рота была развернута в курсантский батальон из 2 рот (13-й, 14-й). А еще в 1970 г. для подготовки сержантов частей спецназа в г. Печора (Псковская область) была сформирована учебная рота, позже развернутая в батальон, а затем и в 1071-й отдельный учебный полк спецназа, в дальнейшем ставший одноименным учебным центром - 1071-м ОУЦ. Офицеры среднего звена с 1977 г. готовились на разведывательном факультете Военной академии им. М.В. Фрунзе, курсах «Выстрел» и курсах усовершенствования офицеров оперативной разведки2.

В ВМФ в 1969 г. на базе пункта спецназа Черноморского флота, передислоцированного еще в 1961 г. из Севастополя в Очаков, была создана 17-я бригада, а в составе Каспийской флотилии был сформирован 8-й морской разведывательный пункт, включавший в себя, согласно штату, около 50 человек.

Последние из формирований спецназа советского времени были созданы в ходе афганских событий. Непосредственное отношение к ним имели 15-я и 22-я бригады спецназа (см. гл. Т), и именно первая из них положила начало созданию в январе 1980 г. 469-й отдельной роты, а в 1985 г. на учебно-материальной базе этой же бригады - учебного полка в Чирчике (сама бригада уже год действовала в Афганистане). Годом ранее на базе 791-й роты спецназа Сибирского округа в г. Бердске была создана 67-я бригада. В Венгрии осталась отдельной единственная из сохранившихся от момента образования первых частей спецназа 75-я рота (в Ньиредьхазе). В Польше в Щеконе располагался 27-й батальон, в составе 3-й армии ГСВГ имелась 792-я отдельная рота (в Кохштеде). Всего к моменту развала СССР имелось 15 бригад (из них 1 морская), 2 учебных полка, около 10 отдельных батальонов и рот.

С 1969 г. в составе Сухопутных войск, потерявших легкие мобильные части с выделением ВДВ в само­стоятельный род войск, начали создаваться воздушно-штурмовые бригады (получившие в дальнейшем название десантно-штурмовых). Для их формирования в основном были использованы кадры ВДВ, в том числе и части ВДВ (послужившие базой для создания 11, 13, 21, 38, 39, 40-й бригад) (см. гл. 2). В 1969 г. были созданы 3 бригады (11, 13, 83-я), в 1973 г. -лишь 21-я, в 1979 г. - 8 бригад (14, 35-40, 56-я), а в 1986 г. - еще 3 (23, 57, 95-я). Всего было создано 15 бригад, номера которых стояли в одном ряду с бригадами спецназа (см. прил. 2.4 и 2.5). Каждой такой бригаде придавался в оперативное подчинение вертолетный полк.

Правда, в составе Забайкальского округа в 1980-е гг. числилась еще одна бригада, но к какому типу ее отнести, сказать сложно, поскольку она именовалась 20-й разведывательной, и в ее состав входили отдельные разведывательные батальоны, в частности 542-й. Возможно, в целях маскировки так именовалась бригада спецназа, а возможно, это какая-то специализированная разведывательная часть.

Для обеспечения противодиверсионной охраны позиций межконтинентальных баллистических ракет и пусковых установок РВСН в период 1986-1990 гг. полкам ракетных дивизий РВСН были приданы срочно сформированные отдельные роты охраны и разведки, до этого фактически остававшиеся без соответствующей охраны. Причем кадры для этих рот готовили сами училища РВСН (например, в Краснодарском училище противодиверсионную науку преподавал знаменитый Кадочников).

Противодиверсионные службы (ПДС) ВМФ заняты были подводно-противодиверсионным обеспечением, где имелись штатные и нештатные формирования. Например, на базах и на стоянках неслись вахты ПДС, на борту кораблей и подлодок были специальные средства (например, МГ-7, гранаты, гранатометы).

На всех флотах были созданы и штатные формирования - 4 противодиверсионных отряда (100-й - на Балтике, 101-й - на Тихом океане, 102-й - на Черном море и 103-й - на Севере СОФ) численностью 50-60 человек. Отряды базировались подразделениями на главных базах каждого из флотов.

Задачи разведывательно-диверсионного и противодиверсионного характера, помимо частей спецназа ВДВ (см гл. 2), Сухопутных войск и ВМФ, выполняли и специальные формирования КГБ, в первую очередь так называемое Управление «В» (группа «Вымпел»). Другая группа («Альфа», или управление «А») решала задачи специальной охраны и антигеррора. В январе 1990 г. решением Совета Безопасности СССР в состав Погранич­ных войск КГБ были переданы 103-я гвардейская воздушно-десантная и 75-я мотострелковая дивизии. В июле этого же года на основании постановления Совмина СССР в состав войск КГБ были переданы еще мотострел­ковые 48-я дивизия и 27-я гвардейская бригада, получившие ранг соединений спецназа КГБ. И хотя 10 апреля следующего года Совмин принял постановление о создании управления по руководству спецчастяни войск КГБ, дни этих войск, как и самого Комитета, были сочтены и уже в конце августа все эти соединения вернулись в состав Министерства обороны. Сами Пограничные войска также располагали немалыми силами - в 12 пограничных округах в более 130 пограничных отрядах (на вооружении которых было около 700 БТР) находилось примерно 200 тыс. человек. Авиация этих войск насчитывала около 10 авиаполков и примерно столько же отдельных эскадрилий (более 230 вертолетов Ка-25 и Ка-27, Ми-8, Ми-24 и Ми-26, около 100 транспортных самолетов Ан-24, Ан-26, Ан-72, Ил-76, Ту-134 и Як-40). Морские силы погранвойск, сведенные в соединения сторожевых кораблей (дивизию, 23 бригады и примерно 5 отдельных дивизионов), располагали около 1000 сторожевых кораблей и катеров. Бригады пограничных сторожевых кораблей (ПСКР) располагались по всему морскому периметру страны - на Севере несла службу 1-я бригада (штаб -п. Кувшинная Салма) и 19-я (Лиинахамари), на Балтике - 2-я (Высоцк), 3-я (Калиниград), 4-я (Таллин), 20-я (Рига), на Черном море - 5-я (Балаклава), 6-я (Батуми), 18-я (Одесса), 21-я (Новороссийск), на Каспии - 7-я (Баку) и 17-я (Красноводск), в Забайкалье - 11-я (Сретенск), в Приморье, на Курилах и Сахалине - 8-я (о. Шикотан), 9-я (Невельск), 10-я (залив Петра Великого), 14-я (Корсаков), 16-я (Находка), на Камчатке и северном побережье Охотского моря - 12-я (Петропавловск-Камчатский), 13-я (Магадан), на Амуре и Уссури -15-я (Благовещенск), 22-я (Ленинское) и 23-я (Хабаровск).

Примечателен тот факт, что за 40 послевоенных лет в Пограничных войсках сменилось лишь 4 коман­дующих - генерал-лейтенант Н.П. Стаханов командовал со времен войны до конца 1951 г., более 20 лет (с января 1952 г. по декабрь 1972 г.) командовал П.И. Зырянов, пройдя звания от генерал-майора до генерал-


полковника, чуть меньше (с декабря 1972 по декабрь 1989 г.) руководил В.А. Матросов, став последовательно из генерал-лейтенанта генералом армии. И лишь генерал-полковнику И.Я. Калиниченко досталось руководить этими войсками менее 3 лет - до 15 июня 1992 г., которые тем не менее стали для пограничников наиболее сложными со времен 1940-50-х гг.

В состав КГБ входили и войска правительственной связи, которые имели в своих рядах довольно круп­ные формирования до бригады включительно, часть из которых была передана из Министерства обороны, а часть осталась в составе НКВД - МТБ - КГБ еще со времен войны. Например, в состав КГБ был передан 8-й отдельный гвардейский Митавский батальон связи (в годы войны - в составе 1-го гвардейского СК), получив­ший в дальнейшем статус полка и номер 12 (дислоцировался в г. Несвиже - Белоруссия), то же произошло с 291-м отдельным Одесским орденов А. Невского и Красной Звезды батальоном связи, ставшим 4-м полком. В 4-ю и 3-ю бригады правительственной связи были переформированы соответственно 37-й ордена А. Невского и 32-й полки связи. От 16-го полка времен войны (ставшего 314-м) 5-й бригаде в Ставрополе перешло наименование Будапештской Орден Красной Звезды украшал Боевое Знамя 25-го отдельного батальона тропосферной связи, а орден А. Невского - 40-го батальона. На территории Польши (в г. Гожув-Великопольский) находилась Варшавская бригада - в годы войны 11-й полк связи НКВД.

Отдельной строкой в перечне войсковых частей стоят соединения и части внутренних войск МВД (ВВ МВД), которыми с 1968 г. командовал генерал армии И.К. Яковлев. Некоторые из дивизий ОСНАЗ по своему оснащению ненамного уступали мотострелковым дивизиям, правда, сокращенного состава. Часть последних и была передана МВД в ходе массового сокращения армии - около 20. Причем передавались даже танковые дивизии, правда, сокращенного состава: на базе 14-й танковой дивизии Советской Армии в Новочеркасске была создана 100-я дивизия особого назначения (ДОН), имеющая на вооружении около 70 танков Т-62, около 20 орудий Д-30 и более 100 БМП. Примечательно, что эта дивизия появилась именно в том городе, где армия впервые была применена в 1962 г. против своего народа в мирное время в постсталинский период. Впрочем, в конце 1980-х гг. такое применение войск, к сожалению, стало нормой. Но теперь наличие специальных формирований МВД позволяло в меньшей степени использовать войска Министерства обороны, хотя и в Вильнюсе (106-й танковый полк), и в Степанокерте (2 полка 23-й гвардейской МСД), и в Нагорном Карабахе наряду с 19-й дивизией МВД, и в других местах не обошлось без них.

По своему предназначению эти формирования, входившие в округа внутренних войск, составляли 4 группы - оперативные части (например, 1-я мотострелковая дивизия ОСНАЗ - ОМСДОН), части по охране важных государственных объектов (89-я и 95-я дивизии), специальные части милиции и конвойные части (67, 90, 102-я дивизии). По подсчетам авторов, общее число дивизий и бригад ВВ МВД к моменту развала Союза составляло не менее чем по 25 из каждых - всего около 130 полков. Их общая численность составляла примерно 200 тыс. человек. Причем основные соединения были сосредоточены на охране особо важных объектов (ядер­ных центров, АЭС, крупных промышленных предприятий и объектов), как, например, дивизии в Сарове, Перми, Красноярске, Кемерове, Иркутске, Туле, Томске-7 (ныне Северск), Новосибирске и др. Полки этих дивизий (которых насчитывалось 4-6 в каждой) могли располагаться на значительном удалении друг от друга и от штаба дивизии. Так, полк 95-й дивизии из Томска-7 находился в Красноярске, а полк из 89-й Новосибирской дивизии -в Ангарске. Полки дивизии по охране Байкало-Амурской магистрали (БАМ) были разбросаны по всей ее протяженности. Вообще же, в состав дивизий могли включаться как полки (498-й и 652-й полки 67-й конвойной дивизии, 531, 532, 575, 576, 588-й полки 90-й конвойной дивизии), так и бригады (40-я конвойная бригада 102-й дивизии). А бригады, в свою очередь, состояли из 2-3 полков (476-й полк 93-й конвойной бригады) и отдельных батальонов

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.