Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

I. Силы морского базирования



Силы морского базирования состояли из соединений тяжелых и легких надводных судов, а также подвод­ных лодок. Все послевоенное время количество и качество тяжелых надводных судов не могло идти ни в какое сравнение с кораблями вероятных морских противников, а полное отсутствие до середины 1970-х гг. авианосных кораблей не позволяло надводным силам выполнять какие-либо серьезные боевые задачи вдали от своих баз. Лишь вблизи родных берегов относительно немногочисленные тяжелые и средние корабли, а также довольно многочис­ленный «москитный флот» из малых судов могли выполнять боевые задачи по поддержке сухопутных сил, высадке десантов или недопущения таковых со стороны противника. Задачи борьбы с противником вдали от своих берегов возлагалась на подводные лодки. Эти положения и стали официальным направлением развития флота с 1956 г., поскольку единственный противник такой трактовки развития ВМФ и сторонник создания океанского флота, включая авианосцы, главнокомандующий ВМФ адмирал флота Советского Союза Н.Г. Кузнецов был отправлен в отставку, к тому же повторно сниженный в звании до вице-адмирала.

В первые послевоенные 15 лет ставка была сделана на легкие крейсеры и эсминцы, торпедные и ракетные катера, но затем акцент полностью сместился на подводный флот (прил. 5.1). Поэтому в I960 г. были пущены на слом находившийся в составе ВМФ крейсер «Адмирал Корнилов» и почти готовые 6 крейсеров проекта 68-бис -«Варяг», «Козьма Минин» («Архангельск»), «Александр Щербаков», «Дмитрий Донской», «Кронштадт», «Таллин», а также 29 эсминцев послевоенной постройки. Еще раньше, сразу после смерти Сталина, отказались от строительства тяжелых крейсеров «Сталинград», «Москва» и «Архангельск»3. К этому времени уже ушли на слом или в качестве мишеней почти все крупные корабли довоенной и частично военной постройки. Впрочем, все это не нанесло большого вреда флоту, которого хрущевские преобразования коснулись в меньшей степени, чем остальные виды Вооруженных Сил, поскольку боевые возможности пущенных на слом кораблей были очень низкими. Обновление существенно коснулось сторожевых кораблей, катеров и прочих малых судов, которых клепали в больших количествах в ущерб качеству. Например, строились торпедные катера, время которых уже ушло, по­скольку РЛС кораблей противника могли обнаруживать катера задолго до их приближения (за 80-90 кабельтовых), поэтому боевая ценность «торпедников» приближалась к нулю. За 15 послевоенных лет было построено 1157 (!) торпедных катеров в основном с деревянным корпусом.

Примерно та же ситуация сложилась и в подводном флоте, когда «щуки» и «малютки» времен войны пошли на металлолом, а новые лодки, хотя и строились в больших количествах, но их боевая ценность была невысокой. Непонятно, зачем было в 1945-1953 гг. строить те же «малютки», которые и в годы войны принесли мало пользы. Да и достройка заложенных еще до войны лодок типа «С» серии ГХ-бис флот тоже не усилила. Несколько лучше выглядели средние лодки типа «К» проекта 613, являвшиеся фактической копией немецких субмарин XXI серии и ставшие наиболее массовыми в послевоенной истории ВМФ.

Новое развитие боевых судов связано с созданием атомного и ракетного оружия, атомных энергетических установок. Часть существовавших артиллерийских и торпедных кораблей и подводных лодок переоборудовали в ракетоносители (как, например, 6 подлодок проекта 611), в том числе с ядерными боеголовками, но это был не вы­ход из положения. Поэтому началось создание ракетно-атомного флота, который наиболее многочисленно был представлен подводными лодками. Только ракетных подводных крейсеров стратегического назначения к моменту распада Союза насчитывалось 62 (с 940 баллистическими ракетами на борту) - 38 на Северном флоте и 24 — на Тихоокеанском. Впрочем, подводные атомные и дизельные многоцелевые подлодки, вооруженные противокора-бельными ракетами «Гранит» и противолодочными «Шквал», представляли немалую опасность для противника. Но старые «болезни» отечественного судостроения (качество проектирования и постройки, скудность ремонтной базы), наложенные на недостаточную подготовку личного состава и низкую квалификацию отдельных флотских командиров и начальников, сказывались и при его создании. Но если гибель линкора «Новороссийск» (к тому же не отечественной постройки) можно было полиостью свалить на диверсантов, по некоторым версиям пытавшихся устроить «маленькую Хиросиму» (хотя гибель такого количества людей только на совести командования), то аварии (в том числе с ядерной установкой), пожары, взрывы боезапаса, посадки на мель и столкновения с другими судами большого противолодочного корабля «Отважный», лодок К-19 (печально знаменитая «Хиросима»), М-12, К-3, К-11, К-14, К-115, К-27, К-140, К-314, К-56, К-66, К-431, К-122, К-7, гибель подлодок той же К-19 (судьба!), М-19, М-200, М-256, М-296, М-351, С-80, С-104, С-117, Б-37, К-8,'К-172, К-129, К-219, К-278, К-429 и беспрецедентное «посеще­ние» подлодкой С-363 шведского берега показало «высочайший» уровень подготовки личного состава и качество ряда образцов советской техники4.

Появление подводных ракетоносцев повлекло формирование новых соединений подводных лодок - бригад и дивизий, которые сводились в эскадры и флотилии. Впрочем, к крупным формированиям типа бригады фактически перешли еще к 1951 г., объединив имеющиеся дивизионы. В дальнейшем отдельные дивизионы возникали и снова ликвидировались, а основными единицами остались дивизии и бригады (прил. 5.2). Например, краснознаменная ордена Ушакова бригада подводных лодок, существовавшая все годы войны на Северном флоте, была развернута в 33-ю дивизию подлодок. Бригады становились дивизиями, дивизии - эскадрами, эскадры - флотилиями, и наоборот. Например, дважды создавались дивизии с номерами 8 и 16 — на Северном флоте и ТОФ (см. низке). То же касается соединений надводных судов, хотя значительная часть отдельных дивизионов сохранилась, в том числе принимавших участие в войне, правда с измененными номерами и, конечно, с новой материальной частью. Так, например, на Черном море 2 дивизиона, носившие в войну номер 1 - сторожевых кораблей и торпедных катеров, в послевоенное время стали соответственно 166-м Новороссийским краснознаменным дивизионом малых ракетных кораблей и 295-м Сулинским краснознаменным дивизионом ракетных катеров. На Тихом океане 3-й Сахалинский отряд малых охотников стал 38-й дивизионом тральщиков 193-й бригады охраны берегового района и т.д. Надо отметить, что спектр судов и формирований из них был у каждого флота довольно обширен. Даже один из 2 слабых советских флотов — Черноморский — имел к моменту распада Союза более 20 крупных и средних формирований (прил 5.2). А, например, в.составе КТОФ, разделенного на 4-й и 8-й, в начале 1950-х гг. числились 195-й дивизион


торпедных катеров, входивший в 124-ю бригаду 36-й дивизии, 92-й такой же дивизион 33-й бригады охраны берегового района, 144-й дивизион тральщиков 77-й бригады траления 30-й дивизии охраны берегового района, 419-й дивизион сторожевых кораблей 114-й бригады. На Балтике в составе 78-й бригады охраны водного района Лиепайской ВМБ числился 152-й дивизион, в составе 136-й бригады торпедных катеров - 485-й дивизион и т.д. Самым мощным был Северный флот, немного уступал ему Тихоокеанский. А вот Балтийский флот был ненамного слабее Черноморского, поскольку оба флота в случае крупномасштабной войны фактически не имели выхода на оперативный простор и были способны решать задачи лишь локального масштаба. То же касается и Каспийской флотилии, хотя часть ее судов, в основном маломерных, теоретически могли быть переброшены водным путем на Балтику или в Белое море (впрочем, это относится и к флотам).

Северный флот в силу своего географического положения стал самым мощным флотом страны, основу которого составляли подводные силы, располагавшие, помимо прочего, 38 атомными ракетными подводными крейсерами стратегического назначения (РПКСН) с 602 баллистическими ракетами (типа РСМ-25, -40, 45, -50, -52, -54). Уже в 1961 г. здесь была развернута 1-я флотилия подводных лодок (в 1968 г. награжденная орденом Красного Знамени), базировавшаяся на Западную Лицу и включившая в состав 5 дивизий - 3-ю (созданную из 206-й бригады в 1961 г., затем перешла » 11-ю флотилию), 6-ю (создана в 1978 г.), 7-ю (1965 г.), 11-ю (1963 г.) и 33-ю (1972 г). Развернутая спустя 8 лет из 12-й эскадры на этом же флоте 3-я флотилия, базировавшаяся на бухты Сайда-Губа и Оленья Губа, включила в свой состав 4 дивизии - 16-ю (создана из 140-й бригады), 18-ю (1967 г., перешла в 11-ю флотилию), 19-ю (1972 г.), 31-ю (1961 г., в 1978 г. награждена орденом Красного Знамени), а также 22-ю и 212-ю бригады. Чуть позже, в 1973 г., образована 11-я флотилия (базирование - на Гремиху) в составе 3-й, 17-й (создана в 1966 г.), 18-й, 41-й (1973 г.) дивизий и 162-й бригады. Бригада подлодок числилась и в составе 23-й дивизии охраны водного района (которая в 1975 г. награждена орденом Красного Знамени). Здесь же в разное время числились 4-я (базирование на Полярный), 9-я (создана в 1961 г. в составе 35-й дивизии и 49-й бригады, база - Ура-Губа) и 20-я эскадры. А 8-я дивизия, развернутая в 1959 г. из 22-й бригады (состав - 22, 25, 212-я бригады, базировалась на Ягельную Губу), спустя 2 года была переформирована в 12-ю эскадру. Помимо указанных, еще несколько дивизий входило в состав флота- 11-я (создана в 1963 г.), 19-я (1969 г.), 31-я (бухта Малая Лопатка), 35-я (1961 г., Ура-Губа), 50-я (1984 г.). На этом же флоте числились бригады - 203-я ремонтирующихся и 339-я строящихся лодок (базировавшиеся на Северодвинск), 96-я и 211-я (базировавшиеся на Полярный), 42-я (Лиинахамари, создана в 1960 г. из 73-го дивизиона и 28-й бригады), 8, 25, 29, 46, 69, 161-я. Из них 69-я бригада 20-й эскадры (базировавшаяся на Сайда-Губу), принимала самое непосредственное участие в Карибском кризисе. В составе флота, точнее его 7-й Оперативной эскадры, имелось 2 ударные дивизии - 43-я ракетных кораблей (5 ракетных крейсеров и 5 эсминцев) я 2-я противолодочных кораблей (6 больших противолодочных кораблей). Десантные задачи возлагались на 39-ю дивизию. Помимо этих формирований, имелось еще 6 отдельных бригад надводных судов - 5-я бригада тральщиков (42-й и 83-й дивизионы), 16-я судов обеспечения, 55-я ракетных катеров и малых ракетных кораблей (252-й и 254-й дивизионы - 6 судов), 88-я спасательных судов, 130-я бригада охраны водного района (10 судов), 159-я разведывательных кораблей.

Тихоокеанский флот, который совсем немного уступал Северному (24 РПКСН, 348 ракет), обзавелся флотилиями подлодок в 1970-е гг. - были созданы 2-я краснознаменная, образованная из 15-й эскадры в 1973 г. (базирование на Вилючннск, состав - 8, 10, 25, 43, 45-я дивизии), и 4-я, созданная в 1979 г. (бухта Павловского, в составе 3 дивизий - 21-й атомных ракетных подводных крейсеров стратегического назначения, 26-я многоцелевых атомных подлодок и 29-я атомных подлодок с крылатыми ракетами с базой а г. Камрань, Вьетнам). Эскадры по составу были несколько меньше флотилий, хотя задачи перед ними стояли практически одинаковые. В разное время здесь существовали 6-я флотилия (созданная в 1961 г. из 40-й дивизии во Владивостоке, бывшей 1-й бригады, имевшая в составе 19, 123, 124, 171-ю бригады), 8-я дивизия (2-го формирования), 16-я дивизия (создана в 1951 г. в бухте Тарья на базе 5-й бригады в составе 92,125, 182-й бригад, переформированная в 1961 г. в 15-ю эскадру), 29-я дивизия (1-го формирования, период существования 1967-1973 гг.). Помимо указанных выше, в составе флота числились созданные в разные годы дивизии: 9-я (создана в 1978 г. из 124-й бригады), 10-я (1967 г), 25-я (1973 г., бухта Крашенинникова), 28-я (1981 г., Советская Гавань), 45-я (1962 г., бухта Крашенинникова). В бухте Улисс базировалась 19-я отдельная бригада подлодок (4 единицы типа «Б»).

Помимо подлодок, существовали и формирования надводных кораблей. Так, в Приморье находились 2 дивизии кораблей с базой в н.п. Шкотово-17, он же Фокино - 36-я ракетных (2 крейсера и 6 эсминцев) и 22-я десантных, а также 9 отдельных бригад - 31-я судов обеспечения, 38-я разведывательных кораблей (6 судов), 44-я противолодочных кораблей (Владивосток, 5 судов), 47-я бригада охраны водного района и 193-я бригада ракетных катеров (о. Русский), спасательных судов, 3 бригады строящихся и ремонтируемых кораблей и подводных лодок (4-я во Владивостоке, 72-я в Большом Камне, 79-я в Советской Гавани). На Камчатку базировались 5 бригад - 35-я исследовательских кораблей, 84-я судов обеспечения, 114-я охраны водного района (2 дивизиона, 6 судов), 119-я разведывательных кораблей, 173-я противолодочных кораблей (8 судов), а также дивизион спасательных судов.

Балтийский флот, самый слабый флот в послевоенное время, основную ВМБ имел в Балтийске (филиалы - в Лиепае и Риге), где к 1991 г. базировалась 12-я дивизия надводных кораблей (2 бригады - 71-я десантных кораблей и 128-я надводных кораблей, а также 7-й дивизион десантных кораблей), 5 бригад - 64-я охраны водного района (2 дивизиона охраны и 1 дивизион тральщиков), 36-я ракетных катеров (17-й дивизион и 2 дивизиона малых катеров), 54-я аварийно-спасательных судов, 23-я судов обеспечения, 143-я строящихся и ремонтирующихся судов, 2 отдельных дивизиона - 72-й разведывательных кораблей и 63-й судов обеспечения. Ленинградская ВМБ базировалась на Кронштадт (филиал - в Таллине) и имела в подчинении 3 бригады - 25-ю подводных лодок, 105-ю охраны водного района и 166-ю учебных и ремонтируемых кораблей (включая 94-й дивизион строящихся и ремонтируемых подлодок), а также 2 отдельных дивизиона - спасательных судов и консервации. Этому флоту подчинялась и 5-я Атлантическая флотилия океанографических и исследовательских судов.


Черноморский флот единственный из флотов, который попал под раздел военно-морского наследия СССР, лишился части своих формирований, ВМБ и судов (прип. 5 2)

Каспийская флотилия, хотя и лишилась части ВМБ и судов, сохранила все свои формирования (кроме 228-й бригады охраны водного района) после распада СССР. Так, 73-я бригада кораблей охраны водного района из основной базы в Баку перебралась на запасную в Золотой Затон, а 106-я такая же бригада базировалась на Каспийск н Махачкалу. Помимо этих бригад, существовали бригада судов обеспечения и 2 отдельных дивизиона -спасательных судов и гидрографических судов.

С 1960-х гг. основное внимание в строительстве надводных кораблей было уделено противолодочным судам. Появились большие противолодочные корабли (ВПК), помимо ракет имевшие на вооружении противолодочные вертолеты Ка-25 и Ка-27. Было построено даже 2 вертолетоносца («Москва» и «Ленинград»), способных нести по 14-16 вертолетов, но их эффективность оставляла желать лучшего. Впрочем, по одному вертолету входило в состав вооружения крейсеров (в том числе атомных) и эсминцев, как и противолодочные корабли, почти не имевших артиллерии (57,100 или 130-мм универсальные орудия, зенитные 6-ствольные 30-мм автоматы), но зато вооружались достаточно большим спектром ракетного вооружения. Такие комплексы, как противолодочные «Вихрь», «Метель и «Водопад», противокорабельные «Шторм» и «Москит», зенитные «Форт», «Ураган», «Оса-M», «Кортик» и «Кинжал» («Клинок»), крылатые ракеты «Раструб-Б», «Гранит» и «Базальт», составляли основу корабельного вооружения. Впрочем, и ветераны прошедшей войны - 533-мм торпедные аппараты и бомбометы - остались в арсенале. В 1975 г. вступил в строй первый отечественный авианосец (в 1977 г. получивший квалификацию авианесущего крейсера) «Киев», заложенный еще в 1970 г. и представляющий собой смесь 3 типов кораблей -авианосца, ракетного крейсера и противолодочного вертолетоносца. Основным вооружением кораблей этого типа являлись 12 (а затем 16) самолетов вертикального взлета и посадки Як-38 и 22 противолодочных вертолета. Ракетное вооружение было представлено комплексами «Базальт» и «Вихрь» (по 16 ракет), а также по 2 ЗРК - «Шторм» (72 ракеты) и «Оса-М» (40 ракет). И лишь в 1989 г. в строй вступил единственный и последний в истории СССР «чистый» авианосец (по советской терминологии, опять же авианесущий крейсер) «Тбилиси» (с 1990 г. - «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов»), имевший на вооружении достаточно неплохие самолеты МиГ-29 и Су-27, но все равно уступавший по многим параметрам зарубежным аналогам.

Для действий в отрыве от своих берегов надводные корабли и подводные лодки с 1967 г. начали объединяться в так называемые оперативные эскадры, состав боевых судов которых был непостоянен и периодически менялся, хотя сами районы действия эскадр оставались, как правило, постоянными. Так, в Средиземном море действовала 5-я эскадра, созданная в июле 1967 г., и объединявшая в своем составе 6 оперативных соединений, различавшихся по назначению и имевших номера, первая цифра которых соответствовала номеру эскадры. Так, корабль управления и корабли его охранения были объединены в 50-е соединение, подводные лодки - в 51-е, ударные ракетно-артиллерийские корабли - в 52-е, противолодочные корабли - в 53-е, десантные корабли - в 54-е и корабли обеспечения - в 55-е. В эту эскадру входили корабли от трех флотов - Северного, Черноморского и Балтийского. В акватории Норвежского и Баренцевой) морей действовала созданная в феврале 1968 г. 7-я эскадра, отряженная от Северного флота. Тогда же была образована 10-я эскадра Тихоокеанского флота, несшая службу в Южно-Китайском море Еще раньше была создана 8-я эскадра, действовавшая в Индийском океане и подчиненная этому же флоту в 1974 г. (до этого эта эскадра, базировавшаяся в Лиепае, подчинялась начальнику поисково-спасательной службы ВМФ и выполняла задачи по обеспечению программ космических исследований, поиска и подъема космонавтов и космических аппаратов). Например, в 1976 г. вдали от своих берегов в составе этих эскадр несли службу 111 надводных кораблей и 128 подводных лодок, в том числе 68 атомных (не сравнить с нынешним российским присутствием в водах Мирового океана).

Надо сказать, что ВМФ СССР располагал уникальными образцами техники, какими являлись, например, экранопланы «Орленок» и «Лунь» (на Каспии), некоторые суда на воздушной подушке и на подводных крыльях, глубоководные подводные лодки без вооружения (АС-11, -12, -15, -16) и 44 погружаемых аппарата.

Слабым местом флота, как и в довоенное время, была и осталась недостаточно развитая инфраструктура военно-морских баз. Более-менее соответствовали требованиям лишь главные ВМБ каждого флота, а остальные базы флотов явно недотягивали даже до оценки «удовлетворительно». Поэтому и оказались российские Черноморский флот и Каспийская флотилия в 1990-е гг. в роли пасынков, ютясь по неподготовленным базам и не имея перед собой достаточно ясной перспективы своего использования и средств для создания новых баз. Немного в лучшем состоянии остался Балтийский флот, базы которого в Риге, Таллине, Лиепае и Клайпеде, хотя и были чувствительными потерями, но далеко не столь ощутимыми, чем на Черном море и Каспии.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.