Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Четыре Шага – контрольный лист



 

Перед вами – краткий конспект того, что мы уже обсуждали на страницах этой книжки. Вы можете использовать его в качестве пособия по конкретному применению нашего метода.

1. Описать то, что спровоцировало ситуацию. Наблюдение за ситуацией, определение повода конфликта. Где нахожусь я сам? За что «зацепился» мой собеседник? Что увидел, услышал, подумал, ощутил, вспомнил, домыслил я? А он? Что заставляет меня искать этого разговора? А его?

2. Какие чувства пробудились в каждом из нас в данный момент?

Например: я ощущаю… страх, грусть, разочарование, неудовлетворенность, напряжение, беспокойство. Или, быть может, во мне проснулось любопытство, я очарован, рад, счастлив, растроган.

3. Какие из моих потребностей являются источником этих чувств?

Например: я испытываю потребность в безопасности, причастности, независимости, сохранении чувства собственной уникальности, потребность в смысле, свободе, поддержании чувства собственного достоинства, равноправии, контакте, понимании…

 

 

4. Что именно я хотел бы сделать или что, по моим представлениям, может сделать мой собеседник, чтобы помочь реализоваться этим личным потребностям?

Например: чутко выслушать, согласиться, поразмыслить над ситуацией, ответить, действовать.

 

 

 

Не забывайте, пожалуйста, при этом и о восприятии услышанного.

Волчьи уши слышат нападения, упреки, обвинения, оценки. Волк во мне реагирует контрударом или самобичеванием.

Жирафьи уши слышат сообщения о чувствах и потребностях – своих собственных и других людей.

На следующих страницах ты найдешь и другие примеры с переводом на язык Жирафов.

 

 

 

Если Жираф танцует с Волком

 

 

 

На танцплощадке

 

 

Скинь свои башмаки и танцуй

Пусть музыка завладеет твоим телом

И твоей душой

Сомкни веки и мечтай

Танцуй и мечтай и танцуй любовь

Танцуй и мечтай и танцуй жизнь

Танцуй и танцуй и танцуй

 

Омаль

 

 

Разговор – это непредсказуемая встреча людей «вживую». Четыре Шага работают при этом сетью, которая жизненными силами удерживает нас в контакте с самим собой, а внутренняя позиция чуткости – это согревающие лучи солнца, которые вновь и вновь рассеивают туман наших автоматически возникающих барьеров в общении.

 

Ужин

Вечер, начало девятого. У Тины звонит телефон. Она снимает трубку. Это ее друг Том. Они договорились на это время поужинать вместе. Том должен был привезти все для ужина с собой к Тине домой.

Том: «Я все еще дома. Ты можешь пока что что-нибудь перекусить. Мне осталось совсем чуть-чуть здесь доделать, я буду около девяти».

 

Вариант 1 – Тина и Том на «волчьей карусели»

Вот пример волчьего диалога, который так или иначе тысячекратно разыгрывается в повседневной жизни.

Тина. Что? Ты же только сегодня в обед сказал, что заедешь по пути с работы к таиландцам и прихватишь что-нибудь на ужин! Ведь сегодня начинается наш совместный уик-энд!

Том. Правда, я так и сказал? Гм… М-да. Вот только ты это сказала, как я начал что-то смутно припоминать. У меня сегодня отменилась последняя встреча. В общем, сейчас я дома и уже поел.

Тина. Ну знаешь ли! Это уже не лезет ни в какие рамки! Ты же сам все это предложил… А теперь делаешь вид, будто не знаешь, о чем и речь! Это просто невероятно!

Том. Может, хватит уже делать из мухи слона? И охота тебе все драматизировать?

Тина. А я, между прочим, ничего и не драматизирую! Ты звонишь в то время, когда ты, по идее, уже должен был быть здесь, и говоришь «можешь пока что перекусить», вместо того, чтобы привезти ужин с собой. И я должна не возмущаться! Это уж слишком! По мне так – да проваливай ты к чертовой бабушке!

Том. Ну-ну! Баба с возу – кобыле легче… Ты хоть знаешь, как часто мне приходилось перестраиваться из-за того, что у тебя вдруг резко менялись планы?! Ты можешь хоть раз спокойно отреагировать? А то вечер опять закончится, не успев начаться. А заодно и уикэнд!

В подобном диалоге, где «волчья карусель» раскручивается с каждой репликой все сильнее, Том и Тина в любой момент могут одновременно переключиться на «жирафий танец», вместо того чтобы продолжать царапать друг друга волчьими когтями.

Главное, чтобы кто-то из них «очнулся» и – чтобы остановить автоматическое кружение – дернул за кольцо спасительного Парашюта для Жирафа. Дальше я разыграю перед вами три возможности иного развития этого диалога.

 

Вариант 2 – Тина в роли Жирафа

Вообразим себе, что Тина владеет языком Жирафов, а Том – наоборот – не имеет о нем никакого представления. Тогда ситуация могла бы развиваться по такому сценарию:

Том. Я все еще дома. Ты можешь пока что что-нибудь перекусить. Мне осталось совсем чуть-чуть здесь доделать, я буду около девяти.

Тина «спотыкается» о фразу Тома «Ты можешь пока что что-нибудь перекусить». Но до того как у нее на горле начнут затягиваться петли старых, автоматических мыслей, она вспомнит, что у нее есть альтернатива.

Тина. Том, дай мне минутку на размышление. Я чувствую, что во мне завывают волки, и хотела бы сперва разобраться, что же на самом деле со мной происходит.

Тина вспоминает о своем контрольном листе по Четырем Шагам Ненасильственного Общения и спрашивает себя: Что именно меня спровоцировало? На что я сейчас реагирую? Что конкретно я услышала? И что я сейчас ощущаю? Будь внимательна, Тина, не ошибись в определении собственных чувств, иначе ты вконец смешаешь «свой мир» с «его миром» и не сможешь отчетливо осознать себя! Какие из моих потребностей в данный момент заявляют о себе? И что могу сделать я или Том или кто-то третий для того, чтобы эти мои потребности были учтены?

Она обращается внутрь себя и ощущает, что ее раздражение проистекает от простого факта: она представляла себе все иначе. Она настроилась испытать чувства уверенности, постоянства, умиротворения и радости. При этом она исходила из того, что между ней и Томом существует четкая договоренность, и он привезет с собой что-нибудь к ужину.

Ее потребность в обязательности и точности не удовлетворена. Еще она отмечает, что сейчас она загрустила, потому что ей недостает близости и совместного начала уик-энда, отмеченного с помощью арсенала кулинарии. То есть здесь подает голос еще и потребность в единении и потребность в каком-то неординарном событии. Теперь она может продолжить разговор с Томом.

Тина. Видишь ли, Том, когда ты мне сейчас, по телефону, говоришь: «Можешь пока что что-нибудь перекусить» (“катализатор” реакции, наблюдение), я испытываю неуверенность и грусть, ведь, оказывается, вечер будет совсем не таким, каким я его себе представляла (потребность в уверенности, стабильности, умиротворении, радости). И мне досадно (чувство), потому что для меня много значат ясность и обязательность (потребность).

Я помню, что мы договорились поужинать сегодня вместе и что ты хотел заехать к таиландцам и привезти все с собой. Скажи, пожалуйста, я не ошибаюсь? Мы именно так и договорились? (просьба).

Том. А… да? Мм… как только я это услышал от тебя, мне что-то стало смутно припоминаться. Но что же я могу поделать, если у меня иногда меняются планы (отрицание ответственности). Моя последняя встреча сегодня отменилась, и я заехал домой. К таиландцам мне все равно было бы уже не по пути (отрицание ответственности). Да, честно говоря, я и не воспринимал наш уговор как нечто обязывающее (принижение значимости).

 

 

Судя по оправдывающимся, «волчьим» реакциям Тома, Тина осознает, что вопреки «чистому жирафьему языку» он принял ее сообщение за упрек. Он слушает своими «волчьимиушами».

Возможно, в этот момент он попал в «волчий капкан», думая, что Тина склонна обвинять его, хотя она и не говорит этого напрямую. В то же время он не сообщает открыто, что он чувствует или какую потребность испытывает. Он не установил контакт с собственными чувствами и потребностями.

Благодаря проникновению – «вчувствованию» – в себя и своим первым высказываниям в этом разговоре Тина обрела твердую почву под ногами. Она спокойно воспринимает его слова и знает, что в его состоянии он не может по-настоящему услышать ее слова, обращенные к нему. Поэтому она принимает решение сначала навести мост к Тому и помочь ему преодолеть преграды, мешающие выйти на связь.

Она снова возвращается в памяти к контрольному листу по Четырем Шагам и, следуя этим инструкциям, «вчувствывается» в то, что в данный момент происходит с Томом. Чтобы облегчить ему эту задачу – ощутить собственные чувства и разглядеть стоящие за ними потребности – Тина задает ему предельно конкретные вопросы. При этом даже не важно, попадет ли она сразу «в десятку». Она просто высказывает предположения о том, что могло произойти. И уже само по себе ее внимательное, заинтересованное слушание несет столько доброжелательного расположения, что Том чувствует себя гораздо менее напряженно.

Тина. Том, такое ощущение, что ты переживаешь, как бы наш совместный уик-энд не пошел насмарку. Это так? (потребность в радости, гармонии, взаимном согласии).

Том. Да, пожалуй, что-то в этом роде. Я хотел бы провести с тобой отличный уик-энд!

Тина. И, может быть, ты сейчас смущен, так как допускаешь, что я могу на тебя сердиться? (потребность в контакте).

В этот момент Тому и самому становится любопытно, что же на самом деле он испытывает. И он вслушивается в себя. Так начинается процесс взаимного исследования.

Том. Да! Мне от этого как-то не по себе. Чувствую себя прямо по-идиотски.

После того как между ними протянулась первая ниточка чувств и потребностей, Тина хочет уточнить, в чем именно состоят расхождения в понимании ситуации каждым из них.

Тина. Том, я уверена, что ты это сделал не из равнодушия. Но я хотела бы уточнить, правильно ли я тебя поняла. Значит, для тебя наш уговор был скорее возможностью, нежели четкой договоренностью?

Том. Да, все верно!

Тина. И, кроме того, обстоятельства, которые раньше навели тебя на мысль заехать к таиландцам, изменились?

Том. Да, именно так! Притом совершенно неожиданно для меня! Наверно, это и сбило меня с толку.

Контакт набирает силу, жирафья тропа теперь открыта для обоих. Тина продолжает исследовать, какие же чувства и потребности руководят Томом. При этом она по-прежнему держит в голове стратегию Четырех Шагов в качестве опоры.

Тина. И еще, похоже, ты удивлен (чувство) тем, насколько разные представления у нас были, ведь для тебя важны гармоничные отношения между нами? (потребность в гармонии и контакте).

Том. Да, точно. Конечно, для меня важно, чтобы у нас были хорошие отношения (потребность в контакте, гармонии). Я почувствовал себя дрянью, когда ты сказала, что в тебе завывают волки. Мне здорово полегчало от того, что ты со мной нормально разговариваешь!

Тина . Да, я тоже очень рада тому, что мы снова наладили контакт!

Том. Мне очень жаль, что наш уик-энд начался с помехи!

Тина. Да, мне тоже. Для меня так важны легкость и непринужденность между нами!

Том. И я ужасно рад, что мы сейчас так отлично поладили! Спасибо, что ты пошла мне навстречу, и мы спокойно поговорили. Можно мне сделать еще одну попытку и вместе с тобой подумать, как бы мы все же могли сделать этот вечер незабываемым для нас обоих… Ну и? Ты мне разрешаешь? (просьба).

Тина. Гм! Да. Еще как разрешаю. Мне этого тоже хочется!

 

 

Эта сцена может развиваться и совершенно по-другому, если Том хорошо усвоил для себя силу жирафьей мудрости, в то время как Тина прячется под волчьей шкурой.

 

Вариант 3 – Том в роли Жирафа

Теперь предположим, что Том выступает в роли Жирафа, а Тина едва ли имеет представление о Ненасильственном Общении. Тогда разговор между ними мог бы протекать примерно так:

Том. Я все еще дома. Ты можешь пока что-нибудь перекусить. Мне осталось совсем чуть-чуть здесь доделать, я буду около девяти.

Том задержался на работе. У него сохранилось лишь смутное воспоминание о том, что они с Тиной каким-то образом договаривались об ужине. По его представлениям, проблемы не существует.

Тина при этом слышит гром с ясного неба.

Тина. Что? Ты же только сегодня в обед сказал, что заедешь по пути с работы к таиландцам и прихватишь что-нибудь на ужин! Сегодня же начинается наш совместный уик-энд!

Судя по реакции Тины, Том осознает, что у нее было совсем другое представление о ситуации, чем у него.

Том. Ох! Боже правый!.. Да!.. Сейчас, как только ты это сказала! Гм… как бы то ни было, я совершенно заработался и обо всем забыл, Тина! Честно говоря, я и не думал, что мы с тобой четко договорились о сегодняшнем вечере!

Тина. НЕТ, я просто не верю своим ушам! Да ты же сам это предложил! И просто-напросто ЗАБЫЛ! Я чувствую себя просто дурочкой с переулочка! (чувство-интерпретация )). Если ты предпочитаешь оставаться дома – лучше так прямо и скажи! (ложное утверждение)

Том отмечает, как возмущена и задета Тина. Он сохраняет спокойствие, потому что, как Жираф, он слышит в ее «волчьих» высказываниях неудачное проявление ее скрытых чувств и нереализованных потребностей. И поскольку его доброжелательность не заблокирована собственными негативными мотивами, он может открыто и непредвзято «развернуться лицом» к Тине. Он готов слушать и принимать бушующую в ней стихию. И еще он готов найти слова, которые помогут ей понять свои истинные чувства и потребности.

Том. Гм. Да… Ты в шоке (чувство), потому что для тебя важно, чтобы слово не расходилось с делом?

Тина. Да!

Том. и чтобы ты могла положиться на других людей, да? (потребность в единении с окружающим, надежности).

Тина. Да, конечно, для меня это важно! Я уже полдня сижу здесь и радуюсь, и уже размечталась, как все будет. и тут ТАКОЕ! На тебя совершенно нельзя положиться! (ложное утверждение).

Том. Ты не можешь прийти в себя (чувство) оттого, что все сложилось по-другому (потребность в уверенности, связности событий, контакте). Верно?

Тина. Да! Как будто я смотрела на прекрасный пейзаж, и вдруг солнце зашло за тучу и все цвета померкли!

Том. Ты ужасно огорчена? (чувство).

Тина. Вообще говоря, да! Я так радовалась предстоящему вечеру! И меня будто подстрелили на взлете!

Том остается внимательным, молчит некоторое время, чтобы дать и Тине возможность прислушаться к себе. Такое проникновение может произойти и без слов. Спустя минуту.

Тина. Теперь мне ужасно грустно!

Том. Да, я это чувствую. Если бы я только мог просочиться через телефонный кабель и обнять тебя. Слушай, давай представим себе это, а? (просьба).

Тина. Это чудесно. Мне становится лучше, когда я ощущаю твою близость, особенно сейчас, когда я так рассвирепела! Мне здорово полегчало оттого, что ты своим вниманием смог остаться со мной, а не разозлился в ответ сам!

Слышны глубокие вздохи.

Том. Да, мне очень жаль (чувство), что на наше начало уик-энда легла эта тень (потребность в гармонии) и что наша договоренность как-то ускользнула у меня из виду (потребность в надежности, единении с окружающим). Ведь мне тоже – еще и как! – хочется с удовольствием начать этот уик-энд (потребность в празднике).

Тина. Спасибо! Теперь мне гораздо лучше. Думаю, я справилась со своим шоком.

Том. Мне хочется тебе еще раз сказать, что для меня очень важны наши с тобой договоренности (потребность в уважении, надежности).

Тина. Спасибо, мне приятно это от тебя слышать!

Том. Сегодня вечером отменилась моя последняя встреча, и поэтому я заехал домой, вместо того чтобы, как планировал, ехать прямо к тебе… И я действительно не думал, что наш уговор был такой уж четкий и окончательный. Тем не менее мне очень жаль, что я тебе позвонил не сразу, а только сейчас» (потребность в единении с окружающим и контакте).

Тина. Ладно, давай что-нибудь все же придумаем! Вечер же только начался. Я вот подумала.

В этих двух сценах возникает парный танец, в котором ведут то Тина, то Том. «Вслушивание» в себя и искреннее сообщение о своих чувствах сменяется сочувственным выслушиванием другого. Одновременно слушающий помогает собеседнику отчетливее распознать свои чувства и потребности.

Ну и – наконец – сценарий разговора между двумя Жирафами. Как бы развивался этот разговор, если бы и Тина, и Том умели общаться непосредственно и чутко?

 

Вариант 4 – Тина и Том в жирафьем танце

Если у Тины и Тома уже есть достаточный опыт жизни с внутренней позицией Ненасильственного Общения, диалог между ними мог бы звучать так:

Том и сам заметил, что он заработался и забыл половину их уговора с Тиной. Теперь он ей звонит и начинает разговор одновременно с искреннего сообщения о себе и сочувствия по отношению к Тине.

Том. Привет, Тина, я просто не нахожу себе места, потому что я только что заметил, что уже девятый час. Ты, наверное, уже ждешь меня и недоумеваешь, куда я пропал?

Тина. Да, я уже жду не дождусь тебя!

 

 

Том. Сегодня после обеда неожиданно отменилась моя последняя встреча, так что я из офиса все же заехал домой. И здесь я увяз в работе на компьютере.

Тина. Ага…..?

Том. Я так проголодался, что уже что-то перекусил. Я совершенно забыл тебе позвонить и договориться с тобой. Мы же о чем-то договаривались на сегодняшний вечер, правильно? Я уже как-то нечетко помню. Слушай, а о чем мы, кстати, договаривались? И как у тебя настроение?» (потребность в ясности, контакте с собеседником)

Тина. Мы договорились, что ты привезешь с собой что-нибудь от таиландцев!

Том. Ой!

Пауза.

Тина. Я сейчас не на шутку расстроена! Мне жаль, что теперь все пойдет не так, как я себе представляла (потребность в предсказуемости, уверенности). Мне очень нравилось (чувство), что наш совместный уикэнд начнется с маленького изысканного ужина! (потребность в празднике, контакте). И теперь я слышу от тебя, что твои обстоятельства изменились и ты заплыл совсем в другую реку! Ты сейчас опасаешься, что я сержусь или грущу из-за всего этого, ведь для тебя важны хорошие отношения между нами, верно?

Том. Да, для меня очень важно, чтобы мы с тобой хорошо ладили, и ты была довольна. Я же знаю, как ты любишь все эти маленькие ритуалы! И мне очень жаль, что я был невнимателен к нашим договоренностям!

Уясняя себе, что он не реализовал собственную потребность во внимательном отношении к договоренностям, Том может испытать сожаление о произошедшем, не «зарываясь» в самоосуждении (см. главу, посвященную чувству вины). При этом он берет на себя ответственность за собственное поведение. И еще в этом сожалении он может по-человечески протянуть руку Тине и соприкоснуться с ней… Как говорится, в жизни бывают не только именины.

Тина. Мм, да. мне тоже очень жаль!

Пауза

Том. Тина?

Тина. Что?

Том. Знаешь, я как раз вот о чем подумал. Ты уже готова к новым планам?

Тина. Ну давай, что у тебя там?!

Том. Я приеду сейчас же. А по пути я заеду в итальянское кафе и прихвачу это чудесное ванильное мороженое с карамельным сиропом, которое ты так любишь. А потом. Не-е, пожалуй, я тебе ничего не говорил. Хочу сделать тебе сюрприз! Ты как? Идет?

Выражая это сожаление, Том берет на себя ответственность за свое поведение. Конкретно это выражается в том, что теперь ему важно сделать для Тины что-нибудь особенно приятное.

Тина. О! Я заинтригована!

Том. Уже бегу!

Я хочу еще раз подчеркнуть: быть Жирафом – вовсе не значит быть мягким и тихим! Это означает доброжелательно и с любопытством обращаться с самим собой, жить, полагаясь на непосредственный контакт с собственными чувствами и потребностями, и выходить на контакт с другими людьми.

Изюминка нашего метода общения – моя внутренняя позиция, основанная на чуткости. Слова, которыми описываются Четыре Шага, – это как бы ноты. Можно прилежно исполнять их по партитуре, а можно и эмоционально, выразительно импровизировать. Дух, который прорывается сквозь ноты и через них себя выражает, становится мелодией, под которую мы танцуем. Тихо или настойчиво и громко, как в случае, когда я имею дело с чрезвычайно тугоухим Волком, который – хоть и с удовольствием нежится в моей участливости – не готов признать и учесть мои потребности.

Я не устаю удивляться тому, как хищные волки, сварливые ведьмы и покорные овечки превращаются в настоящих, осязаемых мужчин и женщин, когда коснувшееся их участие напоминает им о тех нежных существах, которыми они, то есть и все мы, в глубине являются.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.