Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Социологический практикум. (логические задания, проблемные вопросы, упражнения, тесты)



(логические задания, проблемные вопросы, упражнения, тесты)

1Задание Выучите основные понятия темы: «человек», «индивид», «индивидуальность», «личность», «социализация», «ресоциализация», «десоциализация», «социальная адаптация», «интериоризация», «социализация», «агенты социализации», «первичная социализация», «вторичная социализация», «социальный статус», «иерархия статусов», «несовместимость статусов», «социальная роль», «ролевые ожидания», «ролевое поведение», «ролевая идентификация», «имитация», «конформизм», «мотивы», «потребности», «ценностные ориентации», «стимулы», «диспозиция», « типы личности».

2 Задание Как Вы считаете, какую роль в становлении личности играет биологическая наследственность, а какую – социальные условия и воспитание? Обоснуйте свое мнение.

3Задание Высказываются разные мнения о личности «серого» студента. Одни говорят, что – это лодырь, тупица. Другие – человек, который многого не знает. А третьи считают, что это тот, кто не хочет учиться сам, мешает другим и еще хвастается своим невежеством. Ваше мнение, так кто же он «серый» студент? Обоснуйте свой ответ.

4Задание Каждый взрослый человек исполняет множество социальных ролей, что зачастую приводит к возникновению внутриролевых, межролевых конфликтов. Проанализируйте накопленный опыт студенческой жизни и назовите несколько типичных конфликтов разного рода. Какие способы разрешения этих конфликтов оказываются наиболее успешными?

5 Как Вы думаете, какую роль в жизни личности, в ее социальных связях играет труд? Труд «создал» или «испортил» человека? Приведите примеры.

6Упражнение Вам предстоит провести параллели между двумя концепциями – З.Фрейда и М.Вебера. Структура личности, по Фрейду, состоит из «Оно», «Я» и «Сверх-Я». Типология социальных действий включает четыре разновидности, указанных ниже.

Какие композиции структуры личности Фрейда соответствуют какому типу социального действия Вебера?

· Целенаправленное действие________________________________

· Аффективное действие____________________________________

· Ценностнорациональное действие__________________________

7Задание Какие агенты социализации оказывают доминирующее влияние на формирование облика и сознание современного молодого поколения в России? Обоснуйте свой ответ.

8 Охарактеризуйте роль семьи в процессе социализации. Как, по-вашему мнению, сказывается в процессе формирования личности неполнота семьи? Чем это объясняется?

9Задание Известно, что дети, выросшие в детском доме, несмотря на то, что их кормили, воспитывали и учили на удовлетворительном уровне, отличаются от детей, получивших воспитание в семье. В настоящее время открываются семейные детские дома, где чужие взрослые люди играют роли отца и матери и воспроизводят тем самым структуру семьи. Почему, по-вашему мнению, для успешной социализации нужна именно семья, а не коммуна или детский дом? Обоснуйте свой ответ.

10 Задание Представьте себе мир, где нет ничего, что могло бы послужить Вам зеркалом. Оно необходимо Вам для того, чтобы посмотреть на себя со стороны. Как вы думаете, изменились бы в таком мире межличностные отношения радикально по сравнению с нашими?

11 Выполните тесты:

1 Социальным статусом называется:

а) степень уважения к человеку со стороны окружающих;

б) позиция человека в обществе, с определенным набором прав и обязанностей;

в) достигнутый уровень продвижения по служебной лестнице;

г) характер чувств (симпатий или антипатий), испытываемых к человеку со стороны друзей, сослуживцев и родственников.

2 Социальная роль – это:

а) понимание индивидом своего места среди окружающих людей;

б) отношение, выказываемое нами к окружающим нас людям;

в) характер поведения, ожидаемый от обладателя того или иного социального статуса;

г) положение, занимаемое человеком в своей социальной группе и признаваемое окружающими как должное.

3К характеристике социальной роли не относится ______ признак:

а) масштаб;

б) интенсивность;

в) мотивация;

г) формализация.

4 Ролевой конфликт – это:

а) конфликт, обусловленный данной ролью;

б) конфликт между потенциальными претендентами на одну и ту же роль;

в) конфликт между режиссером и актером;

г) противоречие между несколькими ролями одного субъекта.

5 Под социализацией понимают:

а) обобществление собственности;

б) становление социалистического государственного устройства;

в) создание новой социальной общности;

г) освоение индивидом социальных ролей.

6 Из нижеперечисленного не входит в концепцию «зеркального Я»

Ч. Кули:

а) представление о восприятии нас другими людьми;

б) представление о реакции других людей на нас;

в) воздействие реакции других на наше поведение;

г) копирование поведения других в своих действиях.

7Какую стадию развития личности не выделял Дж. Мид:

а) игра;

б) коллективная игра;

в) имитация;

г) мистификация.

8 Выберите из указанных ниже систем те, которые относятся к самоорганизующимся:

а) армейское подразделение;

б) внеформальная группа;

в) школьный класс;

г) конструкторское бюро.

9 Из приведенных ниже статусов аскриптивным является:

а) ректор;

б) студент;

в) принц;

г) кондуктор.

10 Оценка профессионального рейтинга отражает:

а) личный статус;

б) социальный статус;

в) и то и другое;

г) ни то ни другое.

11Вторичная социализация – это:

а) процесс «переучивания» социальных ролей, когда человек попадает в среду с иными условиями жизни;

б) период социализации, совпадающий с получением формального образования;

в) процесс закрепления социальных навыков, получаемых в ходе первичной социализации,

г) социализация, протекающая за рамками классной комнаты.

12 Понятием «ролевая дистанция» обозначается:

а) ситуация субъективного отделения от роли ее исполнителя, когда он не может сжиться с нею;

б) различие между исполнением своих социальных ролей обладателями разных социальных статусов;

в) ситуация противоречия между требованиями различных ролей, исполняемых одним и тем же актёром;

г) понятие, характеризующее степень близости, отдаленности или отчужденности различных социальных статусов.

13 Личный (личностный) статус – это позиция, занимаемая индивидом:

а) в общественном транспорте;

б) в производственном коллективе;

в) в первичной малой группе;

г) в большой социальной общности.

14Статусной несовместимостью в социологии именуется:

а) несовпадение статусных устремлений у обладателей двух и более соотносимых социальных статусов;

б) противоречие социальных интересов представителей основных классов общества;

в) несоответствие личных способностей и специальной подготовки индивида требованиям его социального статуса;

г) ситуация обладания высоким статусом в одном из социальных подпространств или измерений при одновременном обладании низким статусным уровнем в другом подпространстве.

15 Личность в социологии М. Вебера рассматривается как:

а) пассивный объект;

б) активный субъект;

в) проекция общественных отношений;

г) вообще не рассматривается.

16 Человеческую природу с точки зрения социологии определяет:

а) инстинкты;

б) интересы;

в) мотивы;

г) социализация.

17 «Отраженное Я» – это:

а) то, что человек видит в зеркале;

б) представление человека о себе на основе учета мнений других людей;

в) представление других людей о человеке;

г) теоретическое описание индивида как личности.

18 А. Маслоу считал потребностями самого высокого порядка:

а) витальные (еда, сон, секс, убежище);

б) в принятии и общении (стремление получить признание и оценку, найти свое место в социальной группе);

в) в понимании и любви (необходимость любить и быть любимым, понимать других людей);

г) в саморазвитии, самосовершенствовании и творческой самореализации.

19Модальной личностью называют:

а) среднестатистический тип для данного общества;

б) общественно признанный идеал;

в) непременный результат социализации;

г) образец для подражания модников.

20 Ниже приведены некоторые утверждения, связанные с ролевой теорией. Укажите, кому из социологов могло бы принадлежать каждое из них:

а) Ричард Линтон;

б) Роберт Мертон;

в) Джордж Герберт Мид;

г) Толкотт Парсонс.

Теоретическое положение Автор
20.1 Дети осваиваются в обществе и развивают свои социаль­ные сущности («самости»), как бы примеряя на себя роли наблюдаемых ими взрослых, т. е. путем принятия ролей  
20.2 Любую роль можно описать с помощью пяти основных параметров:(1) уровень эмоциональности; (2) способ по­лучения; (3) масштаб; (4) степень формализации; (5) мотивация  
20.3 Ролевые предписания коренятся в культуре общества и находят свое выражение в социальных нормах, которые и вводят поведение индивидов в русло ролей  
20.4 Существует несколько наиболее распространенных спосо­бов разрешения ролевого конфликта: а) установление для себя иерархии важности ролей; б) четкое разделение раз­личных сфер жизнедеятельности; в) юмор...  

Библиография

1. Волков Ю. Г. Социология. – М., 2010. – С. 210 – 245; 317 – 325.

2.Зборовский Г.Е. Общая социология. – М., 2010. – С.433 – 507.

3.Игебаева Ф.А. Социология.– Уфа, Изд-во БашГАУ, 2011.– С.86 – 99.

4.Козырев Г.И. Социология. – М., 2008. – С. 111–127.

5.Кравченко А.И. Социология. – М., 2010. – С.167 – 168.

6. Фролов С.С. Социология. – М., 2010. – С. 74 – 100.

 

4.5 СТРУКТУРНО – ЛОГИЧЕСКАЯ СХЕМА

СОЦИОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ

Индивид – отдельный человек, единица человеческого рода, воплощающий характерные признаки цельного.

Индивидуальность– означает особенности, неповторимое, самобытное, отличающее конкретного человека от других, включающая как унаследованные, так и выработанные в процессе онтогенеза его физические и психологические особенности.

Личность– устойчивая система социально – значимых черт, характеризующих индивида как члена того или иного общества.

ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ

СОЦИАЛЬНОЙ СТРУКТУРЫ ЛИЧНОСТИ:

1.Способ осуществления в деятельности социальных качеств, проявляющихся в образе, уровне, стиле и качества жизни, видах деятельности.

2.Объективные социальные потребности личности.

3.Способность к творческой деятельности, знания, навыки.

4.Степень овладения культурными ценностями общества (духовный мир личности).

5.Нравственные нормы и принципы, которыми руководствуется личность.

6.Убеждения (принципы, определяющие линию поведения личности).

 

Социализация личности – процесс усвоения индивидом, личностью образцов поведения, присущих данному обществу и группе, их системы ценностей, норм, установок.

Социализация личности:

· Представляет собой противоречие единство унификации и индивидуализации.

· Основные факторы, обуславливающие процесс социализации человека: семья, обучение, труд, СМИ, организации.

· Стадии социализации: детство, юность, зрелость, старость.

ОСНОВНЫЕ ФАКТОРЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ ИНДИВИДА:

· Целенаправленное воздействие общества на личность.

· Социальная среда.

· Активность и реактивность самой личности.

· Умение сопоставлять различные точки зрения, позиции, роли, критически их оценивать.

· Активное участие в практической преобразовательной деятельности.

Агенты социализации – конкретные лица, ответственные за обучение культурным нормам, освоение социальных ролей.

Институты социализации – учреждения, влияющие на процесс социализации и направляющие ее.

Первичная социализация (сфера межличностных отношений) преобладает в первой половине жизни. Агенты социализация – непосредственное, ближайшее окружение человека: семья, родственники, сверстники, учителя и др.

Вторичная социализация – сфера социальных отношений. Преобладает во второй половине жизни. Агенты социализации – все, находящиеся за ближайшим кругом окружения человека: администрация школы, вуза, средства массовой информации, политические партии и др.

Десоциализация – отучение от старых ценностей, норм, ролей, правил поведения.

Ресоциализация– следующий за десоциализацией этап освоения новых ценностей, норм, ролей и правил поведения.

Социальный контроль – регуляция поведения социальных общностей, групп, коллективов, организаций с помощью нормативных механизмов и правил.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.