1Задание Выучите основные понятия темы: «социальный институт», «институционализация», «дисфункция», «типология социальных институтов», «семья», «брак», «гражданское общество и правовое государство», «образование», «наука», «религия», «общественное мнение», «социальная организация», «бюрократия».
2Задание Рассмотрите подробно один из социальных институтов (семья, образование, наука, религия и т.д.) современного общества. Опишите историю его возникновения, его функции, связанные с ним роли и статусы.
3Задание Перед Вами высказывание известного русского философа В.Соловьева: «Что мужчина представляет активное, а женщина пассивное начало, что первый должен влиять на ум и характер второй – это, конечно, положения азбучные». Как Вы относитесь к такой трактовке автора? Выскажете свою точку зрения.
4Задание. Как Вы оцениваете утверждения феминистов о гендерном неравенстве, существующем во всех современных обществах? Как, по-вашему, в чем должно выражаться социальное равенство полов? Как следует оценивать требования «вернуть женщину в семью»? Действительно нужна ли женщине, на Ваш взгляд, социальная и материальная самостоятельность?
5 В книге американского психолога Э.Берна «игры, в которые играют люди…» приводится такой эпизод. Муж приходит домой и видит, что в квартире не убрано, не вытерта пыль. Нетрудно представить реакцию, так сказать «среднего» мужа. Понятно, как поведет себя и жена. Скорее на упреки она ответит, повысив голос: «А я, что не работаю, взял бы тряпку и вытер эту самую пыль…». Но Берн рекомендует мужу поступить иначе, а именно, написать на пыльном столе одну фразу: «Я тебя люблю!»
В чем преимущества такого подхода? Какой, по-вашему мнению, будет реакция жены? Поможет ли тактичность мужа избежать ссоры?
6 Задание В социологии семья и трудовой коллектив рассматриваются как общности обладающие свойствами малой группы и социального института. В их структуре имеются формальные и неформальные отношения, руководство и лидерство. В чем же существенные различия между семьей и трудовым коллективом? Каково Ваше мнение? Аргументируйте свой ответ.
7 Задание Институциональная среда современного российского общества характеризуется кризисным состоянием базовых институтов социализации– семьи и образования. Какие риски формируются в институциональном пространстве российского общества по причине кризиса этих социальных институтов? Каковы их последствия для России?
8Задание Дайте характеристику феномена бюрократии. Очертите ее достоинства и недостатки как типа организации общества. Как Вы считаете, существует ли у бюрократического типа социального управления историческая перспектива?
9 Задание Как известно, некоторые теоретики выдвигали гипотезу о постепенном отмирании органов социального управления и переходе к самоуправлению. Как Вы считаете, возможна ли такая организация общества, где совсем не было бы государства, судов, полиции, прокуратуры? При каких условиях она была бы возможна? Аргументируйте свой ответ.
10Выполните тесты:
1Под социальным институтом понимают:
а) объединение людей, создаваемое ими для удовлетворения определенной совокупности личных и общественных потребностей;
б) организационную форму той или иной социальной системы, упорядочивающую совокупность отношений между людьми, образующими ее;
в) учебно-воспитательную организацию, в которой члены общества проходят процесс вторичной социализации и приобщаются к предстоящей в будущем деятельности в рамках формальных организаций;
г) устойчивый комплекс формальных и неформальных правил, принципов, норм, установок, регулирующих взаимодействие людей в определенной сфере общественной жизнедеятельности и организующих его в систему ролей и статусов.
а) объединение воли и желания всех индивидов, составляющих данный социум;
б) успешное прохождение большинством индивидов процесса социализации;
в) интернализация индивидами новых социальных норм и ценностей и формирование на этой основе новых систем потребностей личности, ценностных ориентации и ожиданий;
г) стремление членов общества к консенсусу.
3 Понятие «институционализация» означает:
а) признание достигнутого социального статуса индивида;
б) учреждение социального института определенной группой лиц;
в) проверку степени соответствия поведения индивида тому, что считается общепринятым;
г) закрепление общественной практики или какой-то области общественных отношений в виде закона, социальной нормы или общепринятого порядка.
4 Репродуктивные функции в обществе осуществляют:
а) политические институты;
б) брачно-семейные институты;
в) правовые институты;
г) экономические институты.
5 В рамках семьи «браком» называют ____________ отношения:
а) недоброкачественные и недружелюбные;
б) связывающие родителей и детей;
в) связывающие супругов правами и обязанностями;
г) объединяющие всех членов семьи.
6 Брачно-семейные институты включают в себя:
а) только аскриптивные статусы;
б) только достигаемые статусы;
в) и те и другие;
г) ни те, ни другие.
7 Р.Мертон назвал латентными _________ функции социальных институтов:
а) замедленные
б) реальные;
в) отсроченные;
г) скрытые.
8 Социальным институтом не является:
а) авторитет;
б) религия;
в) семья;
г) образование.
9 Нуклеарной называют _________ семью:
а) включающую только родителей и детей;
б) состоящую из однополых партнеров;
в) молодоженов, живущих отдельно от родителей;
г) где муж и жена – специалисты в области ядерной физики?
10 Полигамный брак характеризуется:
а) объединением в одной семье нескольких поколений;
б) наличием большого количества детей;
в) предварительной договоренностью родителей супругов;
г) наличием у человека нескольких супругов.
11 Семья как особый социальный институт не должна выполнять _________ функцию:
а) экономические;
б) политические;
в) воспитательные;
г) репродуктивные.
12 Матриархат с позиций распределения власти в семье можно определить, как:
а) доминирование мужчин;
б) власть детей;
в) доминирование женщин;
г) власть старушек.
13 Семью как малую группу отличает (-ют):
а) единство политических взглядов;
б) общность быта;
в) постоянный профессиональный рост;
г) общие увлечения.
14 Не выделяется тип организационных целей_______:
а) цели-задания;
б) цели-системы;
в) цели-ориентации;
г) поисковые цели.
15 Признаком формальной социальной организации, согласно М.Веберу, не является:
а) прибыль;
б) иерархия;
в) безличность;
г) рациональность.
16 Когда человеческое общество смогло дать всем желающим полноценное среднее образование:
а) в Античности;
б) в эпоху Средневековья;
в) в XIX в.;
г) в XX в.
17Что общего, по Э. Дюркгейму, содержится во всех религиях:
а) наличие культов поклонения.
б) концепция Бога как могущественного сверхъестественного существа;
в) наличие института церкви;
г) деление всего мира на две категории: сакральное и профаническое;
18 Деятельность бюрократии как механизма управления и особого социального слоя служит выражением:
а) целерационального типа социального действия;
б) ценностно-рационального типа социального действия;
в) традиционного типа социального действия;
г) аффективного типа социального действия.
19Одной из причин появления и функционирования неформальной структуры в организации является стремление её членов к:
а) дополнительному взаимодействию, помимо функционального;
б) социальной карьере;
в) контролю за выполнением организационных норм;
г) повышению уровня дохода.
20Общественное мнение основано на:
а) диалектической логике;
б) суждениях здравого смысла;
в) научном исследовании;
г) простых чувствах.
21 Укажите, с какими из приведенных ниже суждений вы согласны (отметив «да»), а с какими не согласны (отметив «нет»).
Суждение
21.1
Дети рабочих и крестьян чаще переходят в интеллигенты, нежели дети интеллигентов – в рабочие и крестьяне
21.2
Чем выше человек поднимается по социальной лестнице, тем больше у него рождается детей
21.3
В семьях низших классов меньше детей, в семьях высших – больше
21.4
Уровень смертности влияет на вертикальную мобильность
21.5
Чем выше образование, тем меньше шансов продвинуться наверх
Библиография
1. Добреньков В.И., Кравченко А.И. Социология. – М., 2010. – С. 511– 561.