Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Социологический практикум. (логические задания, проблемные вопросы, упражнения, тесты)



(логические задания, проблемные вопросы, упражнения, тесты)

1Задание Выучите основные понятия темы: «социальный институт», «институционализация», «дисфункция», «типология социальных институтов», «семья», «брак», «гражданское общество и правовое государство», «образование», «наука», «религия», «общественное мнение», «социальная организация», «бюрократия».

2Задание Рассмотрите подробно один из социальных институтов (семья, образование, наука, религия и т.д.) современного общества. Опишите историю его возникновения, его функции, связанные с ним роли и статусы.

3Задание Перед Вами высказывание известного русского философа В.Соловьева: «Что мужчина представляет активное, а женщина пассивное начало, что первый должен влиять на ум и характер второй – это, конечно, положения азбучные». Как Вы относитесь к такой трактовке автора? Выскажете свою точку зрения.

4Задание. Как Вы оцениваете утверждения феминистов о гендерном неравенстве, существующем во всех современных обществах? Как, по-вашему, в чем должно выражаться социальное равенство полов? Как следует оценивать требования «вернуть женщину в семью»? Действительно нужна ли женщине, на Ваш взгляд, социальная и материальная самостоятельность?

5 В книге американского психолога Э.Берна «игры, в которые играют люди…» приводится такой эпизод. Муж приходит домой и видит, что в квартире не убрано, не вытерта пыль. Нетрудно представить реакцию, так сказать «среднего» мужа. Понятно, как поведет себя и жена. Скорее на упреки она ответит, повысив голос: «А я, что не работаю, взял бы тряпку и вытер эту самую пыль…». Но Берн рекомендует мужу поступить иначе, а именно, написать на пыльном столе одну фразу: «Я тебя люблю!»

В чем преимущества такого подхода? Какой, по-вашему мнению, будет реакция жены? Поможет ли тактичность мужа избежать ссоры?

6 Задание В социологии семья и трудовой коллектив рассматриваются как общности обладающие свойствами малой группы и социального института. В их структуре имеются формальные и неформальные отношения, руководство и лидерство. В чем же существенные различия между семьей и трудовым коллективом? Каково Ваше мнение? Аргументируйте свой ответ.

7 Задание Институциональная среда современного российского общества характеризуется кризисным состоянием базовых институтов социализации– семьи и образования. Какие риски формируются в институциональном пространстве российского общества по причине кризиса этих социальных институтов? Каковы их последствия для России?

8Задание Дайте характеристику феномена бюрократии. Очертите ее достоинства и недостатки как типа организации общества. Как Вы считаете, существует ли у бюрократического типа социального управления историческая перспектива?

9 Задание Как известно, некоторые теоретики выдвигали гипотезу о постепенном отмирании органов социального управления и переходе к самоуправлению. Как Вы считаете, возможна ли такая организация общества, где совсем не было бы государства, судов, полиции, прокуратуры? При каких условиях она была бы возможна? Аргументируйте свой ответ.

10Выполните тесты:

1Под социальным институтом понимают:

а) объединение людей, создаваемое ими для удовлетворения опре­деленной совокупности личных и общественных потребностей;

б) организационную форму той или иной социальной системы, упорядочивающую совокупность отношений между людьми, образующими ее;

в) учебно-воспитательную организацию, в которой члены общест­ва проходят процесс вторичной социализации и приобщаются к предстоящей в будущем деятельности в рамках формальных организаций;

г) устойчивый комплекс формальных и неформальных правил, принципов, норм, установок, регулирующих взаимодействие лю­дей в определенной сфере общественной жизнедеятельности и организующих его в систему ролей и статусов.

2 Важнейшей предпосылкой институционализации является:

а) объединение воли и желания всех индивидов, составляющих данный социум;

б) успешное прохождение большинством индивидов процесса социализации;

в) интернализация индивидами новых социальных норм и ценностей и формирование на этой основе новых систем потребностей личности, ценностных ориентации и ожиданий;

г) стремление членов общества к консенсусу.

3 Понятие «институционализация» означает:

а) признание достигнутого социального статуса индивида;

б) учреждение социального института определенной группой лиц;

в) проверку степени соответствия поведения индивида тому, что считается общепринятым;

г) закрепление общественной практики или какой-то области общественных отношений в виде закона, социальной нормы или общепринятого порядка.

4 Репродуктивные функции в обществе осуществляют:

а) политические институты;

б) брачно-семейные институты;

в) правовые институты;

г) экономические институты.

5 В рамках семьи «браком» называют ____________ отношения:

а) недоброкачественные и недружелюбные;

б) связывающие родителей и детей;

в) связывающие супругов правами и обязанностями;

г) объединяющие всех членов семьи.

6 Брачно-семейные институты включают в себя:

а) только аскриптивные статусы;

б) только достигаемые статусы;

в) и те и другие;

г) ни те, ни другие.

7 Р.Мертон назвал латентными _________ функции социальных институтов:

а) замедленные

б) реальные;

в) отсроченные;

г) скрытые.

8 Социальным институтом не является:

а) авторитет;

б) религия;

в) семья;

г) образование.

9 Нуклеарной называют _________ семью:

а) включающую только родителей и детей;

б) состоящую из однополых партнеров;

в) молодоженов, живущих отдельно от родителей;

г) где муж и жена – специалисты в области ядерной физики?

10 Полигамный брак характеризуется:

а) объединением в одной семье нескольких поколений;

б) наличием большого количества детей;

в) предварительной договоренностью родителей супругов;

г) наличием у человека нескольких супругов.

11 Семья как особый социальный институт не должна выполнять _________ функцию:

а) экономические;

б) политические;

в) воспитательные;

г) репродуктивные.

12 Матриархат с позиций распределения власти в семье можно определить, как:

а) доминирование мужчин;

б) власть детей;

в) доминирование женщин;

г) власть старушек.

13 Семью как малую группу отличает (-ют):

а) единство политических взглядов;

б) общность быта;

в) постоянный профессиональный рост;

г) общие увлечения.

14 Не выделяется тип организационных целей_______:

а) цели-задания;

б) цели-системы;

в) цели-ориентации;

г) поисковые цели.

15 Признаком формальной социальной организации, согласно М.Веберу, не является:

а) прибыль;

б) иерархия;

в) безличность;

г) рациональность.

16 Когда человеческое общество смогло дать всем желающим полноценное среднее образование:

а) в Античности;

б) в эпоху Средневековья;

в) в XIX в.;

г) в XX в.

17Что общего, по Э. Дюркгейму, содержится во всех религиях:

а) наличие культов поклонения.

б) концепция Бога как могущественного сверхъестественного существа;

в) наличие института церкви;

г) деление всего мира на две категории: сакральное и профаническое;

18 Деятельность бюрократии как механизма управления и особого со­циального слоя служит выражением:

а) целерационального типа социального действия;

б) ценностно-рационального типа социального действия;

в) традиционного типа социального действия;

г) аффективного типа социального действия.

19Одной из причин появления и функционирования неформальной структуры в организации является стремление её членов к:

а) дополнительному взаимодействию, помимо функционального;

б) социальной карьере;

в) контролю за выполнением организационных норм;

г) повышению уровня дохода.

20Общественное мнение основано на:

а) диалектической логике;

б) суждениях здравого смысла;

в) научном исследовании;

г) простых чувствах.

21 Укажите, с какими из приведенных ниже суждений вы согласны (отметив «да»), а с какими не согласны (отметив «нет»).

 

Суждение
21.1 Дети рабочих и крестьян чаще переходят в интеллигенты, нежели дети интеллигентов – в рабочие и крестьяне
21.2 Чем выше человек поднимается по социальной лестнице, тем больше у него рождается детей
21.3 В семьях низших классов меньше детей, в семьях высших – больше
21.4 Уровень смертности влияет на вертикальную мобильность
21.5 Чем выше образование, тем меньше шансов продвинуться наверх

Библиография

1. Добреньков В.И., Кравченко А.И. Социология. – М., 2010. – С. 511– 561.

2.Кравченко А.И.Социология. – М., 2008. – С.183 –219; 272 – 351.

3. Игебаева Ф.А. Социология.– Уфа, Изд-во БашГАУ, 2011.– С.136 – 158.

4.Пригожин А.И. Современная социология организаций. – М., 2008. – С.43 –137.

5.Социология./Авторский коллектив, В.И. Кондауров и др.– М., 2010. – С.236 – 249.

6.Социология./А.И. Кравченко, В.Ф.Анурин. – М., 2008. – С.89 –108.

7. Черняк Е. М. Социология семьи. – М., 2007. – С.5 – 243.

8.Фролов С.С. Социология организаций. – М., 2001. – С.9 –149.

7.5 СТРУКТУРНО – ЛОГИЧЕСКАЯ СХЕМА

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.