Объектомизучения социологии выступает часть объективной реальности, которую называют обществом.
ПРЕДМЕТ СОЦИОЛОГИИ
Взгляды на предмет социологии в истории развития науки
· О. Конт – социология – это наука о фундаментальных законах развития общества, высшая реальность, подчиняющаяся только естественным законам.
· Э. Дюркгейм – особым предметом, изучаемым только социологией, является социальные факты.
· М. Вебер – предметом социологии является поведение индивида в обществе (социальное действие).
Современные трактовки предмета социологии
· В. Ядов – предметом социологии являются социальные общности (социальные группы, социальные страты, социальные классы и др.)
· Г. В. Осипов – предметом социологии являются изучение социальных отношений.
· С. С. Фролов – социология – это наука, изучающая структуры общества, их элементы и условия существования, а также социальные процессы, протекающих в данных структурах.
Предметом социологии является изучение общих и специфических законов развития и функционирования исторически определенных социальных систем, механизмов действия и форм проявления этих законов в действии личностей, социальных групп, классов и народов.
Методология– система общих представлений и принципов, определяющих, как должны строиться и решаться проблемы. Ее задачи – открывать, обобщать и разъяснять методы научного познания.
Методы научного познания – совокупность различных приемов, способов и средств, с помощью которых приходят к научным истинам.
Основные уровни социологического знания:
Первый уровень – теоретическая социология. В ее рамках осуществляется анализ основных понятий, категорий и законов.
Второй уровень – эмпирическая социология. Социологические исследования, сбор социальной информации
Теории среднего уровня:
· теории социальных институтов (социология семьи, образования, науки, религии, искусства, политики и т.д.) ;
· теории социальных общностей (социология малых групп, организаций, слоев, классов, территориальных общностей и т.д.)
· теории социальных процессов (социология процессов дезорганизации общества, социология конфликтов, урбанизации, социология общественных движений и т.д.)
Тема 2. История формирования и развития социологического
Знания (2 часа)
План семинара
1. Социально-философские предпосылки возникновения социологии как науки.
2. Классическая социология конца XIX – начала XX вв.
3. Современные социологические теории.
4. Социология в России: основные традиции и направления.
5. Социологический практикум.
Вопросы для самоконтроля
1. Как можно определить вклад в развитие науки об обществе, внесенный мыслителями античности?
2. Каковы особенности развития социальной мысли в средние века и Новое время?
3 Какую роль в развитии социального познания в целом и социологии в частности сыграла философия?
4. Назовите основные положения социологической теории О.Конта? Как можно оценить его деятельность с точки зрения современных социологов?
5. Что имеется в виду под классическим периодом развития социологии? Каковы основные идеи, выдвинутые К.Марксом, М.Вебером, Э.Дюркгеймом?
6. Раскройте суть теории «социального реализма» Э.Дюркгейма, его учение о методе в социологии, социальных фактах, коллективном сознании.
7. Охарактеризуйте суть «понимающей» социологии М.Вебера, его учение о ценностях, «идеальных типах» и типах социального действия.
8. Какие положения марксисткой науки актуальны сегодня?
9. Какие этапы в развитии западной социологии можно выделить?
Чем характеризуется каждый из них?
10. Какие теории, направления, ориентации имеет в своем багаже западная социология и как они соотносится с тенденциями развития современного общества?
11. Каковы причины возникновения социологии в России?
12. Перечислите и охарактеризуйте основные методологические направления русской социологии.