Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

I. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ УЧЕБНОГО КУРСА «СОЦИОЛОГИЯ»



ПРАКТИКУМ

по

СОЦИОЛОГИИ

 

 

Уфа

ФГБОУ ВПО «Башкирский государственный аграрный университет»

 

УДК 316:378 147

ББК 60.5.74.57

С 65

Рекомендовано к изданию Редакционно-издательским Советом Башкирский ГАУ

 

Автор-составитель: Ф.А.Игебаева

 

Рецензенты:

Заведующая кафедрой прикладной и отраслевой социологии ФГБОУ ВПО «Башкирский государственный университет»

д. соц. н., профессор

Ф.Б.Бурханова

 

к. соц. н., доцент кафедры философии, социологии и педагогики ФГБОУ ВПО «Башкирский государственный аграрный университет»

Л.Ф.Зайнетдинова

к. пед. н., доцент кафедры философии, социологии и педагогики ФГБОУ ВПО «Башкирский государственный аграрный университет»

И.Г.Мухамадеев

 

С 65 Практикумпо социологии / Ф.А. Игебаева.– Уфа: Башкирский ГАУ, 2011 – 128с.

 

Практикум разработан в соответствии с требованиями нового Государственного стандарта высшего профессионального образования РФ. Имеет целью – оказание помощи студентам в формировании систематизированного социологического знания. Предназначен для проведения практических занятий и самостоятельной работы студентов всех направлений и специальностей, обучающихся в агроуниверситете.

 

УДК 316:378 147

ББК 60.5.74.57

 

© Игебаева Ф.А., 2011

© «Башкирский государственный

аграрный университет», 2011

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 4

I МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ

КУРСА 6

II ПЛАНЫ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ 11

 

Тема 1. Социология как наука 11

Тема 2. История формирования и развития социологического

знания 18

Тема 3. Общество как социокультурная система 26

Тема 4. Личность в системе социальных отношений 34

Тема 5. Социальная структура и социальная стратификация

общества 42

Тема 6. Социальные группы и социальные общности 49

Тема 7. Социальные институты и социальные организации 57

Тема 8. Социальный контроль и девиация. Социальные

конфликты. 67

Тема 9. Мировая система и процессы глобализации 71

Тема 10. Прикладная социология: методология и методика

социологического исследования 85

 

III СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ КРОССВОРДЫ 92

ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА РЕФЕРАТОВ 102 ГЛОССАРИЙ 103

ПЕРСОНАЛИИ 116

БИБЛИОГРАФИЯ 124

 

ВВЕДЕНИЕ

Мир, в котором мы живем, динамичен, и изменения в нем происходят стремительно, причем гораздо стремительнее, чем в любую из предшествующих исторических эпох. Осмысление этих изменений, а также анализ социального опыта, усложняющегося по мере развития общества, и составляет суть социологического знания,

которое столь же многогранно и неоднородно, как и само общество. На основании познанных закономерностей, формируются теории и концепции, позволяющие находить способы решения социальных проблем и составлять прогнозы развития общества.

Одной из главных целей «Социологии», как учебной дисципли­ны в высшей школе, является формирование у студентов общего систематизированного представления о теории, методологии познания и регулирования социальных процессов и явлений. Это предполагает усвоение студентами специфики социологического знания, понимание природы возникновения социальных общностей, институтов, а также их взаимодействия, возможных социальных напряжений и конфликтов, путей их преодоления. В процессе изучения социологии студенты должны познакомиться с социологическими подходами к личности, факторами её формирования в процессе социализации, с формами регуляции социального поведения.

После изучения данного курса студент должен:

знать:

· понятийно-категориальный аппарат науки;

· эволюцию социальных учений;

· методы познания социальной реальности;

· смысл происходящих в современном мире социальных процессов;

· сущность и содержание социальной системы, социальных институтов;

уметь:

· вести дискуссию и аргументировано отстаивать свою позицию.

· применять знание социальной науки в профессиональной деятельности и повседневной практике;

· на основе конкретных фактов современной действительности представлять четкую картину состояния социума в России;

владеть:

· навыками анализа современной ситуации в мире, регионе и обществе, выработки возможного варианта социально-политического решения той или иной проблемы;

· проведения прикладного социологического исследования и использования полученной информации для прогнозирования вероятных изменений социальных процессов.

Практикум по курсу Социология» подготовлен для студентов всех направлений и специальностей, соответствует требованиям ФГОС ВПО третьего поколения, утвержденного министерством образования Российской Федерации, рабочим учебным планам ФГБОУ ВПО «Башкирский государственный аграрный университет», рабочим программам дисциплины.

Практикум по курсу «Социология» состоит из трёх разделов.

В первой части представлены методические рекомендации по изучению учебного курса «Социология», предполагающие активное включение студентов в самостоятельное осмысление и практическое освоение учебного материала.

Во вторую часть включены планы практических занятий, где каждая тема содержит вопросы для обсуждения, контрольные вопросы, социологический практикум, состоящий из заданий для самостоятельной работы студентов, вопросов для размышления, проблемных ситуаций, логических заданий, упражнений, тестовых заданий по пройденной теме, а также структурно-логических схем для закрепления пройденного материала.

В третьей части помещены кроссворды, позволяющие произвести контроль знаний студентов по курсу «Социологии».

При подготовке к практическим занятиям советуем студентам обратить внимание на публикации в таких журналах, как «Социологические исследования», «Социально-гуманитарные знания», «Вестник Московского университета, серия «Социология и политология», «Общественные науки и современность» и другие. Использование этих материалов сделает Ваше сообщение более содержательным и интересным, покажет Вашу способность ориентироваться в проблеме, не ограничиваясь только учебником.

Изучение курса также предусматривает активное использование электронных ресурсов и программных средств обучения «Консультант-Плюс», «Кодекс» и «Гарант».

I. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ УЧЕБНОГО КУРСА «СОЦИОЛОГИЯ»

В настоящее время в условиях рыночной экономики ценность образования растет. Вместе с тем меняются и требования к личности специалиста с высшим образованием. Сейчас после окончания вуза он должен рассчитывать на себя, на свои возможности, способности, знания, умения и навыки; уметь адаптироваться в новой обстановке; быстро и творчески решать поставленные жизнью проблемы. Другими словами, сегодня получить «достойное место под солнцем» личность может не столько благодаря связям и протекции, сколько благодаря своим знаниям, трудолюбию и инициативе.

Помочь приобрести и закрепить подобные умения и навыки, нацелен настоящий практикум – система самых различных заданий, выполняемых студентами в процессе самостоятельной работы или в учебное время: на лекции, практическом занятии, коллоквиуме, зачете, экзамене.

Было бы не только несправедливо, но и неверно полагать, что ответственность за «серые» занятия несет только преподаватель. Никакие дидактические приемы и задачи не дадут желаемых результатов, если единственным побудительным мотивом пребывания студента в аудитории является это самое пребывание. Успех обучения зависит от степени включенности преподавателя и студента в единый процесс познания – систему вузовской дидактики.

Сегодня от студентов требуется способность не только воспро­изво­дить определенную систему готового знания, но также понимать и объяснять социальные процессы, творчески осмысливать реалии про­шлого и современного развития социума, умение получать необхо­димые знания и использовать их в своей профессиональной и повсе­дневной деятельности.

Данный учебный практикум построен таким образом, чтобы студент мог последовательно, в приемлемой для усвоения форме, в соответствии с учебной программой, освоить необходимые знания и умения по социологии. Успешная реализация этих знаний зависит в значительной степени от Ваших личных усилий.

Любая наука имеет свой, отличный от других, набор терминов, понятий и методологических инструментариев, с помощью которых она получает знание о своем предмете исследования, и в этом смысле социология не исключение. Поэтому при подготовке к каждому практическому занятию обязательно ознакомьтесь и выучите понятийный инструментарий данной темы (Задание 1), что не только облегчит восприятие Вами учебного материала, повысит качество образования, но и сократит временные и энергетические затраты.

Готовясь к вопросам для обсуждения, активно используйте список литературы, а также электронные ресурсы по курсу «Социология» и программные средства обучения «Консультант-Плюс», «Кодекс», «Гарант», помещенные в конце практикума, они предоставят Вам возможность более углубленно изучить заинтересовавший вопрос.

Поскольку изучение социологии и формирование социологического мышления невозможно без практических упражнений и заданий, поэтому далее Вы приступаете к выполнению более сложных заданий, представленных в социологическом практикуме.

В начале дадим определения.

Упражнение – занятие для усовершенствования каких- либо навыков. Благодаря упражнениям, т.е. постоянным действиям, закрепляется какой-нибудь навык, вырабатывается привычка делать что-то правильно. Например, составление анкеты по заданным параметрам, скажем, только из закрытых и полузакрытых вопросов, является упражнением по методике социологического исследования.

Логическим заданием называют вопрос, ответ на который предполагает предварительный глубокий анализ материала, или систему особым образом сформулированных вопросов, нацеливающих студента на самостоятельное продумывание содержание первоисточника. Они предназначены для того, чтобы обучаемый, работая с учебником, сам находил нужные идеи, положения и усваивал их. В данном практикуме логические задания имеют форму вопроса или таблицы, обработка которых позволит самостоятельно и с достаточной глубиной усвоить необходимый материал, проследить логику развития событий и оценить современную действительность.

Проблемный вопрос – высшая, наиболее сложная форма продуктивного вопроса. Он ставит студента в затруднительное положение, так как для ответа на него не всегда достаточно имеющихся знаний и чаще всего требуются новые знания, поиск решения. Главное назначение проблемных вопросов состоит в том, чтобы побудить студента к творческому осмыслению учебного материала к самостоятельной мысли. Это может быть анализ различных высказываний в публицистике, научной и учебной литературе; разных точек зрения (в том числе и противоположных) на одну и ту же проблему; формулирование своей собственной оценки данной проблемы.

Опыт проблемного обучения показывает, что все проблемные вопросы можно разделить на девять основных типологических групп:

1. Категориальный тип – включает в себя вопросы, в которых круг проблем охватывает категориальный или понятийный аппарат данной темы изучаемого курса.

2. Дискуссионный тип – включает в себя вопросы, содержащие явления, методы, способы, технику и процедуру исследований и т. д., которые не имеют в научной литературе однозначного объяснения, одинакового применения, носят дискуссионный характер.

3. Диспутный или неформальный тип – во многом похож на дискуссионный по постановке задачи и характеру ситуации, но отличается тем, что охватывает учебно-познавательные проблемы, которые к учебной программе имеют косвенное значение. Тем не менее, ознакомление с ними способствует углублению и расширению знаний по программным темам, ориентируют студентов на изучение специальной литературы, формируют интерес к проблеме.

4. Ложный тип – связан с тем, что студентам предлагается заведомо ложная или надуманная посылка, и они должны разобраться, в чем ошибка в суждениях, каким должен быть ход рассуждений, исправить ошибки, объяснить источники ошибок и ожидаемые последствия от них.

5. Вопросительный тип – самая распространенная группа проблемных вопросов, что объясняется их простотой, односложностью, доступностью. Возможностью преподавателя импровизировать в процессе лекции или практического занятия. Ответы могут быть формализованы на «да» и «нет».

6. Вариативный тип предполагает выбор студентами правильного варианта ответа из представленных оценок, мнений, определений и аргументированное обоснование своего выбора.

7. Оценочный тип – включает в себя высказывания ученых, писателей, политических и государственных деятелей и т. п. по различным конкретным вопросам теории и практики, фактам внутренней и международной жизни и т.д.. От студентов требуется оценка этих высказываний и фактов с материалистических позиций, умение узнавать определенные философские и экономические и другие направления и школы.

8. Аналитический тип построен таким образом, что предлагаемая преподавателем проблемная ситуация только вызывает затруднения в разрешении учебной проблемы, а студенты, исходя из прошлых знаний, должны провести анализ ситуации, источников, причин, вызывающих проблемы, пути и условия ее разрешения.

9. Методологический (методический) тип объединяет ситуации, в которых от студентов требуется находить правильные методы, способы, приемы их решения, дать определения методом.

В настоящем практикуме представлены разнотипные проблемные вопросы, раскрывающие различные аспекты политологии и требующие неоднозначного ответа. Постарайтесь проработать все проблемные вопросы и высказать свою точку зрения по данной проблеме.

Тест(от англ. test – проба, испытание, исследование) – понятие многозначное, активно использующееся в различных областях знаний. Поскольку в настоящее время все более распространенной становится тестовая форма контроля знаний, практикум снабжен образ­цами тестовых заданий, которые разработаны в соответствии с государственным стандартом профессионального образования. Они предназначены как для самостоятельного контроля знаний, так и для проведения практических занятий, контрольных замеров знаний студентов преподавателем.

Завершая подготовку к практическому занятию, обязательно постарайтесь ответить на все контрольные вопросы (это – вопросы репродуктивные, рассчитанные на запоминание), что позволит Вам определить наличие приобретенных по данной теме знаний.

Важным методом обеспечения самостоятельной работы студентов является написание реферата. И хотя, выполнение реферативной работы по курсу «Социологии», согласно ГОСа, не предусмотрено и не является обязательным требованием учебного процесса, однако студент по собственному желанию может выполнить это задание.

Реферат (от лат.referre – докладываю, сообщаю) – это краткое изложение в письменном виде содержания какого- либо вопроса или темы. Тематика рефератов предложена в конце практикума, и студент вправе выбрать любую, наиболее интересную и актуальную, на его взгляд, тему. Далее он должен изучить значительное количество научной литературы по теме исследования, составить план работы и написать полный текст реферата, включающий:

· титульный лист, содержащий название института, факультета, кафедры, по которой выполняется исследование, название темы, фамилию и имя автора, номер его курса и группы, год написания работы. Там же указываются фамилия, имя и отчество научного руководителя;

· оглавление работы (перечисление глав, а если имеются, то и параграфов с указанием страниц, где они начинаются). В оглавлении указываются также введение, заключение, библиографический список, а если есть, то и приложение;

· указанные в оглавлении части работы. Идеи и цитаты, заимствованные из других источников (книг, статей), сопровождаются точными сносками. Использованные и приведенные в работе схемы и таблицы должны быть объяснены в тексте, а если можно, то и вкратце под самой схемой (таблицей).

Текст реферата должен быть набран на компьютере и

составлять по объему примерно – 15-20 страниц. После завершения курса «Социологии», как бы подытоживая изучение дисциплины, можно будет провести студенческую научную конференцию, где выступят студенты, представившие наиболее интересные рефераты, и будут выявлены лучшие среди них.

В III части практикума студентам предлагается решить 5 социологических кроссвордов, содержащих основные понятия пройденного курса. Решение кроссворда вызывает у студентов интерес к изучае­мому предмету, помогает более прочному усвоению категориально-понятийного аппарата основных тем учебной дисциплины и требует от студентов умений и навыков работы со справочной литературой, разви­вает формально-логическое и творческое мыш­ление, все виды па­мяти, эрудицию. Студенты могут и сами составить кроссворды по одной или нескольким темам, используя «Глоссарий» и «Персоналии», помещенные в конце практикума. Это будет способствовать лучшему усвоению понятий социологии. Важно помнить замечание французского социолога О.Конта: «Знать, чтобы предвидеть, предвидеть, чтобы действовать».

Надеемся, что данный практикум поможет студентам в заинтересованном изучении курса и станет надежным спутником в сложном и увлекательном мире социологии.

Желаем успехов!

II ПЛАНЫ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.