Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Газеты: проблема классификации и критериев компаративного исследования



Проблема классификации газетной периодики разработана слабо. В границах предлагаемой источниковедческой парадигмы основания­ми классификации периодических изданий должно служить различе­ние их функций. Последовательно реализуя принцип сравнительного исследования видов исторических источников, сформулированный при рассмотрении источников личного происхождения, рассмотрим струк­туру газетной периодики, выявим соотношение различных функций российских и западноевропейских газет как в коэкзистенциальном, так и в эволюционном плане.

Но сразу же со всей определенностью подчеркнем, что некоррект­но выделять так называемую информационную функцию: передача ин­формации не может быть целью, а только средством для ее достижения.

Основная задача периодических изданий — формировать обще­ственное мнение. Функция идеологического воздействия, строго гово­ря, может рассматриваться в системе функции структурирования об­щественного мнения, но, поскольку ни одна общественная группа, как правило, не может выступать наравне с государством (тем более это относится к России, где государство традиционно сильно), мы разделяем эти два направления. Эти функции можно признать систе­мообразующими для периодической печати.

Функция реализации обратной связи в системе управления, ока­зания воздействия на правительство отличается от иных тем, что сте­пень ее реализации (речь идет в первую очередь о России, где не сформировалось гражданское общество) во многом зависит от «доброй воли» самого правительства, от степени его заинтересованности в дос­товерной информации о состоянии общества31. Но, с другой стороны, и издатель может целенаправленно стремиться к воздействию на прави­тельство, выражая интересы той или иной социальной группы.

На наш взгляд, возможно первую сторону данной функции объе­динить с функцией идеологического воздействчя и рассматривать в этом случае систему «государство — человек» как теоретически взаи­модействующую систему, но с разной интенсивностью связей: как правило, сильной от государства к человеку и более слабой от челове­ка к государству. Если речь идет о целенаправленной попытке воздей­ствия издателя на государственную политику, то, по-видимому, это можно рассматривать как составляющую функции структурирования общества.

31 Вообще корректная постановка целей в сфере управления — важнейший критерий эффективности функционирования управляющей системы. Поэтому эффективно функционирующая система всегда заинтересована в достоверной информации, что сказывается на качестве государственной статистики, офици­альных изданий и на отношении к периодической печати.

Таким образом, мы можем выделить три функции в системе га­зетной периодики, анализ соотношения которых позволит нам сопо­ставить данную разновидность исторических источников в Западной Европе и России:

• информационное обслуживание экономической деятельности;

• структурирование общественного мнения;

• идеологическое воздействие со стороны государства32.

Кроме выделенных параметров, нас будет также интересовать цен­зура, которая может рассматриваться как реакция государства на раз­витие в том числе и периодической печати.

Выделим также ряд дополнительных критериев, по которым воз­можно сопоставление.

В Западной Европе становление периодической печати начинается в XVI в. Для периода до XIX в. более применим термин — «повременные издания», поскольку в это время многие из них не имели строгой перио­дичности. Например, с 1566 г. в Страсбурге и Базеле выходили газеты с порядковой нумерацией, но без определенной периодичности.

Важнейшей характеристикой периодической печати является ко­личество изданий, выходящих одновременно. Дело в том, что значи­тельное количество открываемых изданий оказывались недолговеч­ными. Особенно это характерно для начальных этапов становления периодики и для периодов общественных потрясений. Поэтому часто используемый показатель общего количества периодических изданий неадекватно характеризует состояние газетного и журнального дела.

Второй существенной характеристикой является тираж периоди­ческого издания. Эти две характеристики непосредственно взаимосвя­заны. Очевидно, что если изданий много, то тираж каждого из них может быть меньше, чем если существует лишь одно издание. Напри­мер, тираж первой русской газеты «Ведомости» доходил до 4 тыс. экземпляров. Для сравнения: тиражи английских газет в это время не превышали нескольких сотен экземпляров. Но в России в первой чет­верти XVIII з. выходила лишь одна газета, а в Лондоне от 10 до 20.

Необходимо также учитывать, является ли периодическое изда­ние частным или официальным, а также более конкретно источники его финансирования. Это также может сказываться на тираже: как пра­вило, только государство может позволить себе не думать об окупае­мости издания35.

32 Конечно, это деление весьма условно, функции могут переплетаться, но еще раз подчеркнем, что сообщение информации не может быть целью, а только средством для ее достижения.

33 Известны примеры издания частными лицами явно убыточных газет: на­пример, князь Мещерский издавал газету «Гражданин* на свои деньги. Однако такая ситуация встречается редко, чаще убыточное издание выпускали полити­ческие партии, но в России они появляются только в начале XX в., если не считать нелегальную газету «Искра», издававшуюся РСДРП с 1900 г.

Последнее обстоятельство влияет и на характер тиражирования издания. Первые газеты, возникавшие в европейских странах в XVI в., были рукописными, поскольку издавать их типографским способом было просто невыгодно, и только в XVII в. появляются первые печат­ные повременные издания.

В связи с этим отметим также, что как некорректно выделять чи­сто информационную функцию периодических изданий, точно так же некорректно говорить о том, что какие-то издания преследуют чис­то коммерческие цели. Более целесообразно отметить, что некоторые газеты, издаваемые государством или политическими партиями, имеют некоммерческий характер. Стремиться к получению прибыли абсолют­но нормально для частного издания, и во все времена и во всех стра­нах существуют более адекватные способы получения доходов.

Все перечисленные факторы важны для характеристики периоди­ческой печати и могут быть использованы как параметры в сравни­тельно-историческом исследовании. Однако они обретают смысл, толь­ко будучи встроенными в общую систему эволюции периодической печати, поэтому будут затронуты при рассмотрении газет различной целевой направленности.

В развитии российской периодической печати можно выделить три периода. В XVIII в. происходит длительное, очень медленное становле­ние повременных изданий. С начала XIX в. бурно развивается как га­зетная, так и журнальная периодика, но журнальная преобладает. В 60-е годы происходят существенные изменения как в области жур­нального, так и особенно газетного дела, и в 70-е годы газетная перио­дика начинает преобладать над журнальной, что знаменует начало нового периода развития этого вида исторических источников.

Те же самые три этапа можно выделить и в становлении и разви­тии цензуры в России.

Цензура

Возникновение цензуры, т.е. особого законодательства, регулиру­ющего издательскую деятельность, и особых институтов власти, осу­ществляющих контроль за словом, является важным показателем ста­новления и уровня влияния периодики. Конечно, цензуре подверга­лись не только периодические издания, но именно на них влияние цензуры сказывалось с особой силой, поскольку они быстро утрачи­вали свою актуальность.

Но сначала два предварительных замечания.

Первое. Цензура влияет, естественно, не только на газеты и жур­налы, но и на все издания, но три обстоятельства заставляют обра­титься к истории цензуры именно в связи с рассмотрением перио-

дической печати. Во-первых, взаимосвязь периодики с публицисти­кой обусловливает наиболее пристальное внимание к ней цензуры. Во-вторых, периодический характер изданий, распространение их на протяжении большей части XIX в. исключительно по подписке и силь­ная финансовая зависимость в последующем от розничной продажи делали зависимость периодической печати от цензуры достаточно жесткой. В-третьих, наиболее характерной чертой периодических из­даний является их кумулятивный эффект, необходимость учета кото­рого затрудняет в их отношении цензорскую деятельность.

Второе. Необходимо договориться, что мы понимаем под цензу­рой. Если вообще контроль государства {и церкви) за печатью, то такой контроль существует с момента возникновения книгопечата­ния, а до этого существовал контроль за распространением рукопис­ных текстов. Такой контроль необходимо учитывать в источниковедчес­ком исследовании, но формы его столь многообразны, что требуют специального, исторически конкретного исследования. В определен­ный момент такой контроль принимает строгие организационные формы — возникает цензура как государственный институт. И этот момент принципиально важен, потому что свидетельствует о новом характере отношения государства к печатному слову. Достаточно ска­зать, что в Англии такой контроль возникает в XVI в., при королеве Елизавете. В 1586 г. Елизавета распорядилась принять строгие меры к контролю за книгопечатанием, было принято решение об обязатель­ной регистрации всей печатной продукции, наблюдение за разреше­нием новых изданий было поручено архиепископу Кентерберийскому и епископу Лондонскому, ни одно издание не могло выходить за пре­делами Лондона (исключение было сделано только для двух универ­ситетских городов). На протяжении XVII в. был принят ряд законода­тельных актов, ужесточавших цензуру (указ 1637 г., устав 1643 г., акт о цензуре — Licensing Act 1662 г.), и уже с конца XVII в., когда в 1695 г. истекает срок действия акта о цензуре, начинается некоторое ослабление цензуры под давлением развития периодической печати.

Во Франции королевский рескрипт, запрещавший печатать в га­зетах что-либо, касающееся государственных дел, издается в 1624 г.

В России такая цензура появляется в начале XIX в. Новое качество цензорской деятельности проявляется, во-первых, в издании соот­ветствующих законов и, во-вторых, в создании учреждений, призван­ных специально заниматься цензорской деятельностью.

С конца XVIII в. цензорские функции находились в ведении Управ благочиния. 9 июля 1804 г. издается первый Устав о цензуре, который узаконил предварительную цензуру всех изданий. В это же время зак­ладывается и система организации цензуры. Предварительная цензура отдана в ведение Министерства народного просвещения. В 1811 г. в связи с ужесточением цензуры создается Особый комитет при Мини­стерстве полиции, в обязанности которого входит цензура уже выпу­щенных изданий и надзор за цензорами.

В 1817 г. проведена децентрализация цензуры, введена «множе­ственная цензура», т.е. рассмотрение изданий в соответствующих ве­домствах до поступления их в Министерство народного просвещения.

Новый цензурный устав был принят 10 июня 1826 г. Он предус­матривал столь мелочную регламентацию печати, что его трудно было применять, и следующий цензурный устав издается 22 апреля 1828 г.

Этот устав действовал до начала 1860-х годов. В период его дей­ствия было издано множество подзаконных актов, уточнявших усло­вия пропуска в печать материалов различной тематики.

В 1848 г., в связи с событиями в Европе, цензура ужесточается. Был создан межведомственный орган для «негласного наблюдения» за литературой — так называемый Бутурлинский комитет. Он действо­вал до конца 1855 г.

С середины 1850-х годов действуют противоречивые тенденции: с одной стороны, расширяется гласность, начинается подготовка ре­формы печати, а с другой — в 1859 г. создается Комитет по делам книгопечатания — новый межведомственный орган, призванный ока­зывать влияние на печать (правда, он прекратил свое существование в конце того же 1859 г.). С начала 1860-х годов к цензурированию начина­ет привлекаться Министерство внутренних дел. В течение 1862 г. цензура находилась в ведении двух министерств — Министерства народного просвещения и Министерства внутренних дел. Функции разделялись следующим образом: Министерство народного просвещения ведало предварительной цензурой, на Министерство внутренних дел возлага­лись карательные функции, причем как по отношению к изданиям, так и к цензорам, пропустившим в печать неподобающий материал. Одновременно проходила реорганизация цензурного ведомства. В 1862 г. ведомственная цензура была упразднена, Главное управление цензуры ликвидировано. Была создана Особенная канцелярия министра народ­ного просвещения, просуществовавшая до января 1863 г. В январе 1863 г. цензура окончательно переходит в ведение Министерства внутренних дел, где создается Совет министра по делам книгопечатания.

В это же время была обновлена и нормативная основа цензорской деятельности. С 1828 г., со времени утверждения последнего цензур­ного устава, в результате издания множества инструкций, уточняв­ших условия пропуска через цензуру тех или иных материалов, нор­мативная база была запутана. 12 мая 1862 г. издаются Временные пра­вила о печати, состоявшие всего из тринадцати пунктов, двенадцать из которых содержат запреты на пропуск в печать материалов опреде­ленной тематики, а в тринадцатом пункте говорится, что эти правила вводятся вместо многочисленных нормативных актов 1828—1861 гг.

Реформа цензуры — одна из Великих реформ — была проведена 6 апреля 1865 г., когда были утверждены новые Временные правила о цензуре и печати, вошедшие как приложение в цензурный устав. По этим правилам от предварительной цензуры освобождались «в обеих

18-6867

столицах... все выходящие доныне на свет повременные издания, коих издатели сами заявят на то желание».

Отсутствие предварительной цензуры означало судебную ответ­ственность издателя за содержание периодического издания.

Цензурой с этого времени ведало Главное управление по делам печати.

После реформы 1865 г. можно выделить два направления влияния властей на периодическую печать: традиционное ограничение воз­можности публиковать материалы определенной тематики и принци­пиально новое — увеличение материальных убытков издателя в случае какого-либо конфликта с цензурным ведомством. Особо отметим вто­рое направление, связанное с коммерциализацией периодической печати. Например, в 1866 г. редакциям временно приостановленных периодических изданий было запрещено выдавать подписчикам ка­кую-либо замену, в 1868 г. было разрешено в качестве санкции запре­щать иа время розничную продажу периодического издания и, нако­нец, в 1874 г. было предписано представлять в цензурное ведомство корректуру только тогда, когда отпечатан весь тираж.

В 1882 г. цензура вновь ужесточается, что фиксируют новые Вре­менные правила о печати. По этим правилам совещание в составе трех министров (внутренних дел, просвещения и юстиции) и обер-проку­рора Синода могло запретить дальнейший выход любого издания. Не­которое ослабление цензуры будет иметь место только в ходе револю­ции 1905г.

Таким образом, мы видим, что в сфере цензуры в России XIX в. идут процессы, сходные с процессами в Англии XVII в. Существен­ной вехой является ослабление цензуры под влиянием бурного разви­тия периодической печати в Англии в конце XVII в., в России — в 50-е годы XIX в. Эту аналогию можно было бы признать в какой-то степени случайной, если бы вслед (что, впрочем, не означает вслед­ствие) за этим не последовали, как в Англии, такие в России суще­ственные (в значительной степени аналогичные) изменения как в сфере общественной дифференциации газет, так и в становлении местной периодической печати.

3. Информационное обслуживание экономической деятельности

Развитие периодической печати повсеместно начинается с газет, но происходит это по-разному. Первая газета появилась в XV в. в Вене­ции и была рукописной34. По-видимому, обслуживание интересов тор-

34 Строго говоря, первая газета появилась в 911 г. в Китае — «Столичный вестник» и издавалась тысячу лет, однако традиционно мы рассматриваем корпус источников российской истории в европейском контексте.

говли можно назвать первой по времени возникновения функцией периодической печати. Не случайно первая газета появилась именно в Венеции — крупнейшем центре мировой торговли XVI в. Известны также газеты, издававшиеся во время Франкфуртской и Лейпцигской ярмарок. В России газеты, обслуживающие экономические интересы, появляются лишь в XIX в.

В 1830-х годах в России возникает ряд газет коммерческого на­правления («Земледельческая газета», «Северный муравей» и др.). Появляются литературные газеты: «Литературная газета» Дельвига, «Художественная газета» Кукольника.

С конца 1830-х годов предпринимаются малоуспешные попытки наладить выпуск специализированных промышленных газет. В 1838-1839 гг. выходит газета «Листок промышленности, ремесел, искусств и фабрик». Более продолжительным было издание газеты «Посред­ник» (1840-1855).

В этот период газеты распространялись только по подписке, дохо­да они практически не приносили, так как объявления печатались лишь в «Санкт-Петербургских...» и «Московских ведомостях» и не носили коммерческого характера.

Авторы газетных материалов, за редким исключением, не указы­вались. Газеты не претендовали на достоверность информации, часто встречались сообщения «по слухам», преобладало стремление к сен­сационной информации. В этих условиях оперативность газетной ин­формации не имела большого значения. Правда, столичные новости в газеты, печатавшиеся в столицах, попадали сразу же, провинциаль­ные через 5—20 дней, но много времени занимала доставка газеты

подписчикам.

В конце 1840-х годов с ужесточением цензуры после событий в Европе 1848 г. газетное дело в России приходит на некоторое время в упадок и оживает только во время Крымской войны. Новый этап его развития начинается в пореформенный период.

Наиболее существенные изменения происходят в газетном деле в России в 60-е годы XIX в. Они обусловлены преимущественно двумя факторами: расширением читательской аудитории р связи с ростом го­родского населения и ростом потребности в оперативней информации. К этому времени достаточно четко размежевались функции газет и жур­налов. От газет требуется оперативная информация в первую очередь для обеспечения коммерческой деятельности, активизировавшейся в пореформенный период. С начала 1870-х годов газеты начинают количе­ственно преобладать над журналами. В 1870 г. выходило 36 газет, в 1877 г. — 51, в 1881 г. — 83 газеты35. Активизации газетного дела в конце 1870-х годов способствовала русско-турецкая война 1877—1878 гг. В 1880-е годы выходило более 80 газет, в 1890-е — более 90 и в 1900-е — более 100 газет

35 Подсчеты Б. И. Есина.

18-

общероссийского характера. С середины 1860-х годов газеты в основном издаются большим форматом и объемом в 4—6 (иногда до 8) полос. Определяется и внутренняя структура газет: полоса, как правило, де­лится на шесть колонок и подвал, который обычно занимал так назы­ваемый фельетон — большая статья, очерк36.

Обеспечить оперативность, достоверность и полноту информации были призваны информационные агентства. В 1835 г. во Франции воз­никает информационное агентство Гавас37. Сотрудники Шарля Гаваса Вольф и Рейтер основали информационные агентства соответственно в Берлине (1848 г.) и в Лондоне (1851 r.)3S. До 1866 г. русские газеты могли перепечатывать сообщения из-за рубежа из официальных газет или публиковать их с разрешения Министерства иностранных дел. В 1866 г. создается Русское телеграфное агентство. До этого, с 1862 г., телеграфное бюро существовало при газете «Биржевые ведомости». В 1871 г. возникает Международное телеграфное агентство, а в 1882 г. — Северное телеграфное агентство.

К этому времени большинство российских газет выходили ежед­невно или шесть раз в неделю, но для повышения оперативности информации необходим был выпуск газет два раза в день, а также выпуск вечерних газет. В 1827 г. в Лондоне начинает выходить газета The Evening Standard. В России первая вечерняя газета выходила с 1865 г. как приложение к тем же «Биржевым ведомостям» (фактически это был второй дневной выпуск, отличающийся от утреннего лишь со­ставом телеграмм). Стремление к оперативности информации, а так­же рост конкуренции приводят к созданию корреспондентской сети. Газетное дело начинает приносить прибыль, главным образом за счет рекламы. Ограничения с публикации частных объявлений были сняты в мае 1862 г.39. С 1865 г. разрешается розничная продажа газет, что также создает дополнительный источник финансирования, кото­рый нельзя недооценивать. Напомним, что с 1870-х годов одна из экономических санкций против газет состояла как раз в запрете роз­ничной продажи, что свидетельствует о существенности этого источ­ника финансирования. Возможность увеличивать розничную продажу заставляла газеты стремиться к публикации остроактуальной и сенса­ционной информации.

36 В это время фельетон не носит сатирического характера и вообще обознача­ет не столько жанр, сколько определенное местоположение на газетном листе.

37 Просуществовало до 1940 г., после оккупации в 1944 г. на его основе созда­но ныне действующее агентство Франс пресс.

38 Агентство Рейтер до сих пор остается крупнейшим информационным агент­ством, распространяющим иностранную информацию.

34 В 1870-е годы была даже предпринята попытка издания рекламной газеты с бесплатной рассылкой, но такого рода издания станут жизнеспособными только в самом конце XIX в.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.