Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Компаративное источниковедение: апробация метода



О том, что мы пытаемся обнаружить в процессе сравнения в первую очередь— различия или сходства

О том, как корректно определить объект сравнительно-историчес­кого исследования

И о том, на какие размышления может навести сравнение корпуса источников России и Западной Европы в новое время

...нельзя избежать открытия

тождества, представляя себе

возможность открытия различия.

Умберто Эко

Основное положение:компаративное источниковедение — методоло­гия сравнительно-исторического исследования, базирующаяся на теоретическом осмыслении того факта, что основная классифи­кационная единица источниковедения — вид исторических ис­точников — репрезентирует объединенные единством целепола-гания определенные формы человеческой деятельности, совокуп­ность которых и составляет историю общества.

Постановка проблемы

К понятию «компаративное источниковедение» следует относить­ся как к термину, т.е. как к словосочетанию, обозначающему опреде­ленное понятие, о содержании которого мы только что условились. В противном случае это словосочетание выглядит как тавтология, по­скольку исследование вообще, и в том числе источниковедческое, вне сравнения невозможно.

Сравнение, по сути дела, — это способ не только исследования, но и восприятия действительности. Видя какой-либо предмет, мы срав­ниваем его с теми образцами, которые содержатся в нашем сознании. Неучет этого обстоятельства ведет зачастую к слишком узкому пони­манию возможностей сравнения.

Рассмотрим лишь один пример — статью известной польской иссле­довательницы античности А. Вонсович «Сравнительный метод в изу­чении греческой колонизации», опубликованную в 1995 г. в «Вестнике древней истории» в рамках дискуссии «Великая греческая колониза-

ция: итоги и перспективы изучения»1. Рассматривая вопрос о грани­цах применимости сравнительного метода при исследовании различ­ных регионов греческой колонизации, Вонсович указывает, что в ряде случаев анализируемые историками явления «не подлежат сравнению». Исследовательница ставит проблему следующим образом: при срав­нительном исследовании необходимо предварительно решить вопрос: «какие районы колонизации следует сравнивать, когда использовать параллели и в какой степени? Можно ли сравнивать механически все районы греческой колонизации или следует учитывать примеры, дей­ствительно сходные?» Иллюстрируя эту мысль, Вонсович предлагает сравнивать милетские колонии в Причерноморье и фокейские в за­падной части греческой ойкумены. «Основой для сравнения этих двух линий колонизации, — пишет она, — можно считать сильно разви­тую торговлю, специфические отношения с местным населением... и т.д.». В то же время Вонсович предостерегает от сравнения «между, с одной стороны, колониями Милета в Колхиде и, с другой, ахейски­ми и дорийскими колониями в Великой Греции и Сицилии: их корни разные, неодинаковы функции, что a priori делает их различными и соответственно неудобными для сравнения»2.

Но если посмотреть на проблему чуть пошире, чем это делает Вонсович, мы заметим, что вывод о сопоставимости милетских и фокейских колоний, равно как и о несопоставимости колоний Миле­та в Колхиде с ахейскими и дорийскими в Великой Греции и Сици­лии, есть результат сравнительного исследования, а именно его пер­вого этапа — установления одномасштабности и изоморфности срав­ниваемых объектов.

В связи с рассмотренным примером подчернем, что мы абсолют­но убеждены в том, что принципиально нельзя ставить вопрос: мож­но ли сравнивать два объекта, понятия и т.д.? Если такой вопрос возник, значит сравнение уже началось.

В процессе сравнения необходимо решить ьопрос об одномасш­табности сравниваемых объектов и их изоморфности. Но еще раз за­метим, что этот вывод может быть получен лишь в процессе сравне­ния и должен рассматриваться как его результат.

Затем следует поставить вопрос о критериях сравнения.

В обыденном понимании поставленные два вопроса могут быть интерпретированы следующим образом: с чего начинается сравне­ние -- с поиска сходства или различия? Не углубляясь в поисках отве­та в сферу психологии восприятия, заметим, что в процессе исследо-

1 Вонсович А. Сравнительный метод в изучении греческой колонизации//Вест-ник древней истории. 1995. № 4. С. 106—110.

2 Там же. С. 108-109.

вания эти два аспекта неразрывно связаны, но аналитически следует на первое место поставить поиск сходства, т.е. определения одномас-штабности и изоморфности объектов сравнительного исследования. В рассмотренном выше примере первый этап практически был выве­ден за рамки исследования, что часто происходит в случаях, когда проблема достаточно хорошо изучена и накоплен большой эмпири­ческий материал, позволяющий специалисту на уровне интуиции уло­вить изоморфные объекты.

Именно эти два вопроса — выбор одномасштабных и изоморфных объектов и определение критериев сравнения — мы и попытаемся разрешить на примере проблемы сравнительно-исторического иссле­дования России и Западной Европы в новое время. Каждый из них в свою очередь может быть структурирован.

Итак, предмет нашего исследования — сравнение России и За­падной Европы в новое время. Точнее — обоснование методологии такого сравнительно-исторического исследования.

В новое время, с одной стороны, завершается процесс складыва­ния современных государств на основе национально-территориально­го принципа. Этим обусловливается определенность объектов сравни­тельного анализа. С другой стороны, в этот период начинается активи­зация не только межгосударственных, но и межнациональных связей, в том числе и в форме непосредственного культурного влияния, что способствует выравниванию темпов развития, отчасти нивелировке наиболее резких различий (вспомним петровскую «европеизацию») и в перспективе ведет — при переходе от нового времени к новейше­му—к формированию «всеединого человечества*.

Кстати, подчеркнем, что понятие «новое время» выступает здесь также как объект сравнительно-исторического исследования — толь­ко в эволюционном, а не коэкзпотенциальном понимании, посколь­ку само это понятие может быть выделено при сравнении с предше­ствующим и последующим периодами.

В пределах нового времени объектами сравнительно-историческо­го исследования являются страны. Отметим существенное: здесь мы различаем понятие «страна» от более узкого понятия «государство». Оба эти понятия относятся, как правило (хотя есть и исключения), к единому национально-территориальному объекту, но первое из них включает не только тип государственности, но и определенный тип общества и национальный тип личности. Таким образом, понятие «стра­на» структурируется в единстве и взаимодействии составляющих: «лич­ность — общество — государство».

Более подробно обосновывать выбор объекта исследования мы пока не будем в силу его общепризнанности, хотя отметим, что поле для размышлений здесь остается весьма обширное. Например, взяв в ка-

честве основного объекта сравнительного исследования Россию, не­обходимо уяснить, насколько она сопоставима с Западной Европой в целом или с отдельными странами.

Конечно, возможно попарное сравнение России с отдельными странами Западной Европы. Но, по-видимому, возможно рассмотре­ние Западной Европы как единого объекта сравнительного исследо­вания, что подтверждается наличием устоявшегося понятия для обо­значения этой группы стран.

Именно как единое понятие мы рассматриваем Западную Европу в настоящем исследовании, фактически пренебрегая различиями меж­ду странами. Это не означает, что мы рассматриваем эти различия как несущественные. Мы лишь фиксируем следующую исследователь­скую гипотезу, которая позволит нам объединить эмпирический ма­териал: различия между Россией и Западной Европой в целом более существенны, чем между отдельно взятыми странами Западной Ев­ропы.

Выбрав объект исследования, поставим вопрос о критерии. В ка­честве такого критерия мы предлагаем эволюцию видов исторических источников. Как уже говорилось, обоснованию этого критерия и по­священо основное содержание учебного пособия.

Приняв эволюцию видов исторических источников как критерий компаративистики, мы в качестве следующего по иерархии объекта сравнительного исследования будем рассматривать вид исторических источников и уже применительно к этому объекту должны будем сфор­мировать систему критериев для сравнительного анализа (например, время возникновения, внутривидовая структура, взаимосвязь с дру­гими видами исторических источников: мемуаристика и публицисти­ка, мемуаристика и эссеистика, периодическая печать и публицисти­ка и т.п.).

Обосновав предмет исследования и определиз структуру учебного пособия, сделаем еще одно предварительное замечание, дабы избе­жать часто встречающейся ошибки — сужения рамок сравнительного метода. Часто под сравнительным исследованием понимается обнару­жение аналогий. Но результатом сравнительного исследования долж­на быть констатация как черт сходства, так и различия исследуемых объектов. Если объекты обнаруживают больше различий, чем сход­ства — это вовсе не означает, что их нельзя сравнивать, а это есть нормальный вывод сравнительного исследования.

Прежде чем приступить к описанию результатов сравнительного исследования корпуса источников нового времени, сделаем несколь­ко предварительных замечаний.

Первое. В первой главе этого раздела учебного пособия мы после­довательно проводили мысль о необходимости сравнительно-истори­ческого исследования как в контексте эволюционного целого, так и в контексте коэкзистенциального целого. Поставив задачу сравнитель­ного анализа корпуса исторических источников нового времени Рос­сии и Западной Европы и стремясь к последовательности реализации предлагаемого метода, мы должны выделить несколько этапов дости­жения цели:

• выявить критерии, по которым мы выделяем период нового времени, показать отличия корпуса источников этого периода от предшествующей и последующей систем;

• описать те общие свойства, которые придают единство и каче­ственную определенность выделенному корпусу источников;

• и, наконец, провести сравнительный анализ отдельных видов исторических источников внутри выявленного корпуса исторических источников нового времени.

Второе. Поскольку главная наша задача — демонстрация возмож­ностей метода, работа не претендует на полноту охвата материала. Мы решали скорее иную задачу — оптимизация привлекаемого материала для более четкого выявления структур. Поэтому из всего многообра­зия видов и разновидностей исторических источников нового време­ни мы выбрали три группы: источники личного происхождения — периодическая печать — законодательство, адекватно, на наш взгляд, воспроизводящие структурные связи в системе «личность —- обще­ство — государство».

Третье. За основу сравнения взят корпус источников российской истории по нескольким причинам.

Во-первых, потому, что у любого историка существует представ­ление о его родной истории, и сформировавшаяся на этой основе модель служит основой для сопоставления, в том числе и в случаях, когда это не осознается. По-видимому, приблизительно так, как род­ной язык при восприятии иностранного текста.

Во-вторых, в соответствии с заявленным нами пониманием целей исторического познания сравнительно-историческое исследование в данном случае выступает как способ лучшего понимания собствен­ной истории.

И наконец, в-третьих, в силу особенностей развития российской исторической науки источниковедение в ней выделилось еще в нача­ле XX в. в особую отрасль знания, которая затем в условиях тоталитар­ного государства развивалась более успешно, чем собственно истори­ческое построение, поскольку была менее идеологизирована.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.