1. Предмет и метод анализа отраслевых и рыночных структур. Становление теории отраслевых рынков как экономической науки.
2. Понятия «фирма», «отрасль», «рынок». Определение границ рынков и отраслей.
3. Строение рынков и его детерминанты. Виды рыночных структур
4. Эффективность конкурентных рынков. Долгосрочный и краткосрочный период.
5. Неэффективность монопольного ценообразования. Альтернативные теории (Щумпетер. Австрийская школа).
6. Конкуренция и соперничество: понятийно-сущностные отличия.
7. Монополия и монопольная власть. Долгосрочный и краткосрочный период.
8. Рынок монополистической конкуренции.
9. Монополистически конкурентные предприятия в краткосрочном периоде.
10. Монополистически конкурентные предприятия в долгосрочном периоде.
11. Альтернативные теории фирмы
12. Понятие концентрации и тенденции изменения уровня совокупной концентрации. Кривая концентрации. Вариация размеров фирм и концентрация. Показатели вариации (дисперсия долей).
13. Уровень концентрации на отдельных отраслевых рынках. Измерение рыночной власти. Индексы Лернера и Херфиндаля - Хиршмана, их взаимосвязь. Использование показателей концентрации и рыночной власти в антимонопольной практике.
14. Факторы, определяющие структуру рынка: эффект масштаба, стохастические факторы, определяющие структуру рынка; воздействие политики правительств.
16. Независимое поведение олигополистов: объемная конкуренция. Модель дуополии Курно. Функции реакции. Равновесие Курно. Олигополия Курно с произвольным числом фирм.
17. Модель дуополии Штакельберга. Лидеры и последователи. Равновесие Штакельберга. Олигополия Штакельберга с произвольным числом последователей.
18. Модель Бертрана.
19. Подход Эджуорта к разрешению парадокса Бертрана.
20. Кооперированное поведение олигополистов. Различные формы сговора. Картель и его модель. «Игра по правилам». Ценовое лидерство.
21. Модель рынка доминирующего предприятия с конкурентным окружением и закрытым входом.
22. Модель рынка доминирующего предприятия с конкурентным окружением и открытым входом.
23. Олигопольная координация: способствующие и ограничивающие условия.Открытые и скрытые соглашения: проблемы соглашания по цене и его нарушения.
24. Лидерство в ценах.
25. Эвристическое ценообразование как инструмент координации.
26. Фокальные точки и молчаливая координация.
27. Потоки заказов, товарно - материальные запасы и координация в условиях олигополии.
28. Понятие барьеров для входа фирм в отрасль. Уровень барьеров как важный определитель структуры рынков.
29. Виды стратегических барьеров.
30. Виды нестратегических барьеров.
31. Взаимосвязь структуры рынка и расходов на рекламу.
32. Реклама в условиях олигополии. Реклама и концентрация продавцов. Реклама, рыночная власть и уровень прибыльности.
33. Структура рынка и разнообразие продуктов. Теория оптимального уровня продуктового разнообразия. Стандартизация товаров. Структура рынка и срок службы товара.
34. Структура рынка и технологические инновации. Промышленные инновации. Побуждения как функция структуры рынка: ценность инновации. Издержки и риск НИОКР. Введение в патентные гонки.
35. Теория и практика антимонопольной политики. Основания антимонопольной политики. Место регулирования и дерегулирования в антимонопольной политике. Инструментарий и механизм регулирования.
36. Антитрестовское законодательство и опыт его применения в США. Эволюция антитрестовского законодательства в США.
37. Антимонопольное законодательство и практика антимонопольной политики в странах ЕС. Антимонопольное законодательство ЕС. Антимонопольное регулирование на межгосударственном уровне.
38. Антимонопольное законодательство и антимонопольная политика в России. Регулирование конкуренции на товарных рынках. Методика определения границ и объемов товарных рынков. Методика выявления монопольных цен.
РАЗДЕЛ 4. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
4.1. Основное (обязательное) обеспечение
4.2.1. Библиографический список:
А) учебники
1. Авдашева, Светлана Борисовна. Теория организации отраслевых рынков: Учебник/ Ин-т «Открытое о-во».- М.: Магистр, 1998.- 320 с.: ил.-23.00
2. Шерер, Ф. М. Структура отраслевых рынков: Учебник для вузов: Пер. с англ./ Шерер Ф.М., Росс Д.; Экон. фак. МГУ им. М.В. Ломоносова.-М.: ИНФРА–М, 1997.-698 с.: ил.- (Университетский учебник) . – ISBN 5862255850: 69.00 ч/з № 2, учеб.аб.
4. Томпсон, Артур. Экономика фирмы: Учеб. пособие/Томпсон Артур, Формби Джон; Пер. с англ. под общ. ред. Шленова Ю.В.- М. : БИНОМ, 1998.- 540 с.: ил., таб.- ISBN5798900517: 32.00 ч/з №2, ч/з №3, науч. аб.
в) методическая литература:
1. Методические указания по организации самостоятельной работы студентов очной формы обучения;
2. Методические указания по организации самостоятельной работы студентов заочной формы обучения;
3. Методические указания по выполнению контрольных работ студентами заочной формы обучения.
г) научная литература:
1. Хэй, Дональд. Теория организации промышленности: В 2-х т. Т. 1./ Пер. с англ. под ред. А.Г. Слуцкого.- СПб.: Экономическая школа, 1999- 590с.- (Библиотека «Экономической школы». Вып.24).- ISBN 5900428397: 154.00
2. Хэй, Дональд. Теория организации промышленности: В 2-х т. Т. 2./ Пер. с англ. под ред. А.Г. Слуцкого.- СПб.: Экономическая школа, 1999- 590с.- (Библиотека «Экономической школы». Вып.24).- ISBN 5900428397: 154.00