Тема 10.Дифференциация продукта, структура рынка и конкуренция
Реклама: информация и убеждение. Поиск, реклама и разброс цен. Реклама, уровень цен и качество. Реклама и новые товары.
Реклама, имидж и влияние монополии.
Роль структуры рынка. Взаимосвязь структуры рынка и расходов на рекламу.
Реклама в условиях олигополии. Реклама и концентрация продавцов. Реклама, рыночная власть и уровень прибыльности.
Структура рынка и разнообразие продуктов. Теория оптимального уровня продуктового разнообразия. Стандартизация товаров. Структура рынка и срок службы товара.
Тема 11.Структура рынка и технологические инновации
Промышленные инновации. Побуждения как функция структуры рынка: ценность инновации. Издержки и риск НИОКР. Введение в патентные гонки. Модель. Выбор технологии.
Взаимосвязь между структурой рынка и инновациями. Монопольная и олигопольная конкуренция. Роль концентрации рынка. Новая технология и граница отрасли.
Тема 12.Теория и практика антимонопольной политики
Антимонопольное законодательство и антимонопольная политика в России. Основания антимонопольной политики. Место регулирования и дерегулирования в антимонопольной политике. Инструментарий и механизм регулирования. Естественная монополия. Государственное регулирование естественных монополий. Внедрение конкуренции на рынок естественной монополии.
Опыт антимонопольной политики и антимонопольное законодательство в странах с развитой рыночной экономикой. Антитрестовское законодательство и опыт его применения в США. Эволюция антитрестовского законодательства в США.
Антимонопольное законодательство и практика антимонопольной политики в странах ЕС. Антимонопольное законодательство ЕС. Антимонопольное регулирование на межгосударственном уровне.
План практических (семинарских) занятий (в часах) для направления 080100 «Экономика», профили: «Статистика», «Экономика предприятий и организаций», «Бухгалтерский учет, анализ и аудит», «Налоги и налогообложение», «Финансы и кредит» для очной формы обучения на базе среднего (полного) общего образования; «Бухгалтерский учет, анализ и аудит», «Налоги и налогообложение», «Финансы и кредит» для заочной формы обучения
Порядковые номера разделов и тем дисциплины согласно тематическому плану
080100 «Экономика»
Количество практических (семинарских) занятий
Содержание вопросов, рассматриваемых на практических (семинарских) занятиях
Используемые интерактивные формы обучения
Всего по формам и срокам обучения
из них количество занятий с применением интерактивных форм
очная
заочная
очная
заочная
3 года
4 года
3,5 года
4 года
5 лет
3 года
4 года
3,5 года
4 года
5 лет
Тема 1
1.Предмет изучения теории отраслевых рынков
2.Становление теории отраслевых рынков как экономической науки. Этапы становления.
3.Основная парадигма Теории отраслевых рынков «Структура-поведение-результат»
Тема 2
1.Технологическая концепция фирмы
2.Контрактная концепция фирмы
3.Стратегическая концепция фирмы
Тема 3
1.Рынок: сущность, границы, классификации рынков
2.Типы рыночных структур
3. Рынки и эффект масштаба
4. Рынки и трансакционные издержки.
Беседа
Тема 4
1. Концентрация: определение, сущность, измерение.
2. Динамика уровня концентрации производства в промышленности России и других стран.
3. Взаимосвязь уровня концентрации и результатов функционирования рынка.
Дискуссия
Тема 5
1. Конкуренция и соперничество
2. Эффективность конкурентных рынков
3. Монополия и монопольная власть
4.Оценка чистых потерь монополии. Альтернативные издержки монополизации. Х-неэффективность монополии.
Дискуссия
Тема 6
1.Общая характеристика олигополистической структуры.
2.Независимое поведение олигополистов: объемная конкуренция. Модель дуополии Курно.
3.Модель дуополии Штакельберга.
4. Ценовая конкуренция. Модель Бертрана.
5. Модель Эджворта.
6.Кооперативное поведение олигополистов.
Дискуссия
Тема 7
1.Открытые и тайные соглашения
2. Модель картеля
3. Факторы, способствующие и ограничивающие образование картеля
4. Олигопольная координация и результаты функционирования рынка
5. Лидерство в ценах
6.Эвристическое ценообразование как инструмент координации
Дискуссия
Тема 8
1. Понятие доминирующей фирмы
2. Ценообразование в краткосрочном периоде
3. Модель ценообразования в отрасли с открытым входом
4. Статические модели ценообразования, ограничивающего вхождение фирм в отрасль
5. Динамическая модель ценообразования, ограничивающего вхождения новых фирм в отрасль
6. «Грабительское ценообразование»
7. Поведение доминирующей фирмы в условиях колеблющегося спроса
8. Факторы, определяющие поведение на рынке доминирующей фирмы
9. Система сигналов и иррациональное поведение фирмы
Дискуссия
Тема 9
1. Природа и определение барьеров входа-выхода. Классификация отраслевых барьеров.
2. Нестратегические барьеры
3. Стратегические барьеры
4. Проникновение в отрасль и его торможение
Тема 10
1. Дифференциация продукта и реклама
2. Взаимосвязь структуры рынка и расходов на рекламу
Тема 11
1. Промышленные инновации
2. Стимулы к инновациям и способы защиты нововведений
3. Издержки и риск НИОКР
4. Инновации при монополии и совершенной конкуренции и общественное благосостояние
5. Инновации в модели олигополии и монополистической конкуренции. Патентные гонки
6. Инновации и структура рынка
Тема 12
1.Виды государственной политики
2. Естественная монополия
3.Государственное регулирование естественных монополий
4. Внедрение конкуренции на рынок естественной монополии
5.Антимонопольное регулирование в США
6.Антимонопольное законодательство Российской Федерации
7. Особенности антимонопольной политики стран Западной Европы
Беседа
Итого по дисциплине
РАЗДЕЛ 3. СИСТЕМА ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА
ОСВОЕНИЯ СТУДЕНТАМИ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Оценка качества освоения студентами дисциплины включает:
- текущий контроль успеваемости;
- промежуточную аттестацию;
- итоговую государственную аттестацию.
3.1.1. Текущий контроль.Для контроля при проведении практических (семинарских) занятий для студентов очной формы обучения в соответствии с учебным планом и графиком учебного процесса преподавателем используются такие формы текущего контроля, как подготовка и выступление с докладами по отдельным вопросам курса, проведение устного или письменного опроса по одной или нескольким темам, тестирование.
Результаты текущего контроля являются основанием для выставления оценок на контрольных неделях. Текущий контроль успеваемости осуществляется в рамках каждого семинарского (практического) занятия для своевременной диагностики и возможной корректировки уровня знаний, умений и навыков обучающихся.
3.1.2. Промежуточная аттестация.В течение семестра студенты-заочники выполняют итоговую контрольную работу. Образцы заданий, входящих в структуру контрольной работы представлены в Методических указаниях по выполнению контрольных работ студентами заочной формы обучения. Результаты выполнения работы являются основанием для выставления оценки текущего контроля.
Для контроля усвоения данной дисциплины учебным планом предусмотрен экзамен и дифференцированный зачет. Экзаменационная оценка является итоговой по дисциплине и проставляется в приложение к диплому (выписке из зачетной книжки).
3.1.3. Итоговая аттестация.Место дисциплины в Итоговой государственной аттестации определяется содержанием Программы итогового междисциплинарного экзамена по направлению.