Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Расчет зубчатой передачи



Практическое занятие № 1

Расчет конических передач

Пример 1

 

Рассчитать коническую прямозубую передачу привода ленточного транспортера, представленного на схеме.

Исходные данные

Усилие на ленте транспортера………………….F = 8 кН

Скорость ленты транспортера…………………..V =2 м/с

Диаметр барабана………………………………..D = 400 мм

Передаточное число цепной передачи………….uц = 2.5

Срок службы передачи…………………………..L = 5 лет

Коэффициент использования передачи:

в течение года…………………………………….Kг = 0.9

в течение суток……………………………………Kс = 0.6

Продолжительность включения………………….ПВ% = 25 %

Режим работы………………………………………легкий

Тип привода………………………………………...нереверсивный

Цепная передача……………………………………закрытая

Вал шестерни установлен на роликовых конических подшипниках.

Схема привода

 

Решение

 

Выбор электродвигателя и расчет основных параметров привода

1.1. Выбор электродвигателя

Требуемая мощность электродвигателя

Pтр = ,

где ηо – общий КПД привода:

ηо = η1 = 0.98•0.96•0.993 = 0.913.

Здесь – КПД зубчатой передачи, – КПД цепной передачи, – КПД одной пары подшипников качения, согласно табл. П.2 [1] примем =0.98, =0.96, =0.99.

Тогда Pтр = = 17.53 кВт.

По требуемой мощности выбираем асинхронный электродвигатель 4А180М6 (табл. П.1 [1]) с ближайшей большей стандартной мощностью Pэ = 18.5 кВт, синхронной частотой вращения nс = 1000 мин-1 и скольжением S = 2.7%.

1.2. Частота вращения вала двигателя

n1 = nс (1- ) = 1000 (1- ) = 973 мин-1.

1.3. Требуемая частота вращения барабана

nб = = = 95.49 мин-1.

1.4. Общее передаточное число привода

uo = = = 10.18.

1.5. Передаточное число зубчатой передачи

= = = 4.072.

Передаточное число конической зубчатой передачи редуктора рекомендуется выбирать из диапазона 2.5 < u < 5. Если это ограничение не выполняется, следует изменить синхронную скорость двигателя и повторить расчет. Если выполняется, то полученное значение округляют до ближайшего стандартного из табл. 2.2. Принимаем u = 4.

1.6. Частоты вращения валов (индекс соответствует номеру вала на схеме привода)

n1 = 973 мин-1; n2 = = = 243.25 мин-1; n3 = = = 97.3 мин-1.

1.7. Мощности, передаваемые валами:

P1 = Pтр = 17.53 кВт;

P2 = P1 = 17.53•0.98•0.99 = 17.008 кВт;

P3 = P2 = 17.008•0.96•0.99 = 16.164 кВт.

1.8. Крутящие моменты, передаваемые валами.

Крутящий момент на валу определяется по формуле Ti = 9550 .

Отсюда T1 = 9550 = 172.05 Н•м;

T2 = 9550 = 667.73 Н•м;

T3 = 9550 = 1586.49 Н•м.

Расчет зубчатой передачи

 

2.1. Выбор материалов зубчатых колес

 

Определяем размеры характерных сечений заготовок по формулам (1.8), принимая, что при передаточном числе зубчатой передачи u > 2.5 шестерня изготавливается в виде вал-шестерни:

Dm = 28 = 28 = 98.12 мм;

Sm = 1.2 = 1.2 = 21.02 мм.

Диаметр заготовки колеса равен dк = uDm = 4•98.12 = 392.5 мм.

Выбираем для колеса и шестерни сталь 40Х (табл. 1.4 [1]), термообработку – улучшение, твердость поверхности зуба шестерни 269…302 НВ, Dm1 = 125 мм, Dm1 > Dm, твердость поверхности зуба колеса 235…262 НВ, Sm1 = 125 мм, Sm1 > Sm. Средние значения твердости поверхности зуба шестерни и колеса:

НВ1 = 0.5(НВ1min+НВ1max) = 0.5(269+302) = 285.5;

НВ2 = 0.5(НВ2min+НВ2max) = 0.5(235+262) = 248.5.

 

2.2. Определение допускаемых напряжений

 

Допускаемые контактные напряжения

Для их определения используем зависимость

HPj= .

Пределы контактной выносливости определим по формулам табл. 1.5 [1]:

sHlim1 = 2НВ1+70= 2•285.5 + 70 = 641 МПа;

sHlim2 = 2НВ2+70 = 2•248.5 + 70 = 567 МПа.

Коэффициенты безопасности SH1 = 1.1, SH2 = 1.1 (табл. 1.5). Коэффициенты долговечности

KHLj = 1.

Базовые числа циклов при действии контактных напряжений:

NH01 = 23.5•106; NH02 = 16.8•106 (табл. 1.4).

Эквивалентные числа циклов напряжений

NHEj = hNΣj,

где h = 0.125 – коэффициент эквивалентности для легкого режима работы (см. табл. 1.6 [1]).

Суммарное число циклов нагружения

NSj = 60 nj c th,

где с = 1, th – суммарное время работы передачи, th = 365L24KгKсПВ,

ПВ = 0.01ПВ%.

В результате получим

ПВ = 0.01•25 = 0.25, th=5•365•24•0.9•0.6•0.25 = 5913 ч;

NS1 = 60•973•5913 = 3.45•108, NS2 = 60•243.25•5913 = 0.863•108;

NHE1 = 0.125•3.45•108 = 43.1•106, NHE2 = 0.125•0.863•108 = 10.8•106.

Поскольку NHE1 > NH01, примем KHL1 = 1. Вычислим KHL2 = = 1.077.

Определим допускаемые контактные напряжения для шестерни и колеса:

= = 582.73 МПа; = = 555.1 МПа.

Допускаемые контактные напряжения для прямозубой передачи

= = 555.1 МПа.

Допускаемые напряжения изгиба

Вычислим по формуле

= .

Для определения величин, входящих в эту формулу, используем данные табл. 1.7 [1]. Пределы изгибной выносливости зубьев:

sFlim1 = 1.75НВ1 = 1.75•285.5 = 499.62 МПа;

sFlim2 = 1.75НВ2 = 1.75•248.5 = 434.88 МПа.

Коэффициенты безопасности при изгибе: SF1 = 1.7; SF2 = 1.7.

Коэффициенты, учитывающие влияние двухстороннего приложения нагрузки, для нереверсивного привода KFС1 = 1, KFС2 = 1.

Коэффициенты долговечности

KFLj = 1,

где qj – показатель степени кривой усталости, q1 = 6, q2 = 6 (см. табл. 1.6);

NF0 = 4•106 – базовое число циклов при изгибе.

Эквивалентное число циклов напряжений при изгибе NFEj = FjNΣj,, коэффициенты эквивалентности для легкого режима работы F1 = 0.038, F2 = 0.038 (см. табл. 1.6), отсюда

NFE1 = 0.038•3.45•108 = 13.11•106; NFE2 = 0.038•0.863•108 = 3.278•106.

Поскольку NFE1 > NF0, примем KFL1 = 1. Вычислим KFL2 = = 1.034.

Определим допускаемые напряжения изгиба для шестерни и колеса:

= = 293.89 МПа; = = 264.51 МПа.

 

2.3. Проектный расчет передачи

 

Внешний делительный диаметр колеса

de2 = 1650 = 1650 = 384.05 мм,

где KН – коэффициент контактной нагрузки, примем на этом этапе расчета KН = 1.2; =0.85 – коэффициент, учитывающий снижение несущей способности зуба конической передачи по сравнению с зубом цилиндрической передачи.

Полученную величину округлим до ближайшего большего стандартного значения de2 = 400 мм (см. табл. 2.1 [1]).

 

Модуль, числа зубьев колес и фактическое передаточное число

Модуль определим по формуле

me= = = 2.6 мм,

где = 0.85. Округлим модуль до ближайшего большего стандартного значения из первого ряда табл. 1.1: me = 3мм.

Число зубьев колеса Z2 = = = 133.3, округлим до ближайшего целого числа Z2 = 133. Число зубьев шестерни Z1 = = = 33.25, округлим до ближайшего целого числа Z1 = 33. Фактическое передаточное число uф= = =4.03. Отличие фактического передаточного числа от номинального

u = 100 = 100 = 0.76% < 3%.

 

Геометрические параметры передачи

Внешние делительные диаметры колеса и шестерни:

de2 = meZ2 = 3•133 = 399 мм; de1 = meZ1 = 3•33 = 99 мм.

Углы делительных конусов:

= arctg uф = arctg 4.03 = 3’51”; = 90- = 90- 3’51 = 56’9”.

Внешнее конусное расстояние

Re = = = 205.55 мм.

Ширина зубчатого венца b = 0.285Re = 0.285•205.55 = 58.58 мм. Округлим b до ближайшего числа из ряда нормальных линейных размеров: b = 60 мм.

Коэффициенты смещения шестерни и колеса

x1 = 2 = 2 = 0.326, x2 = - x1= - 0.326.

 

Средняя окружная скорость в зацеплении

V = ,

где dm1 = de1(1 - 0.5 ) – средний делительный диаметр шестерни, = . Тогда = = 0.292, dm1 = 99(1- 0.5•0.292) = 84.551 мм;

V = = 4.308 м/с.

Назначаем степень точности nст = 7.

 

2.4. Проверочный расчет передачи

 

Проверка контактной прочности зубьев

Выполняется по формуле

= 67000 ,

где KН – коэффициент контактной нагрузки,

KН = KHβ KНV.

Коэффициент неравномерности распределения нагрузки по ширине колеса:

KHβ = 1+ 0.09 CП u = 1+ 0.09•1•0.13•4• = 1.074,

где = 1 при НВ2 < 350, CП = 0.13 при установке шестерни на роликовых подшипниках.

Динамический коэффициент KНV = 1.209 определим по табл. 2.3 [1], принимая для прямозубой передачи степень точности на единицу грубее, чем nст Окончательно определим

KН = 1.074•1.209 = 1.299; = 67000 = 549.404 МПа.

Поскольку < HP, выполним расчет недогрузки по контактным напряжениям

= 100 = 100 = 1.1% < 15%.

 

Проверка изгибной прочности зубьев

Напряжения изгиба в зубьях колес определим по формулам:

; ,

где = 0.85; YF2 - коэффициент формы зуба колеса; KF - коэффициент нагрузки при изгибе, KF = KFβKFV; KFβ - коэффициент неравномерности распределения нагрузки по ширине колеса; KFV - динамический коэффициент.

Для определения этих коэффициентов используем следующие выражения:

KFβ = 0.18 + 0.82KHβ = 0.18 + 0.82•1.074 = 1.061;

KFV = 1+1.5(KHV - 1) = 1+ 1.5•(1.209 - 1) = 1.313.

В результате получим KF = 1.061•1.313 = 1.394.

Эквивалентные числа зубьев:

ZV1 = = = 34.001; ZV2 = = = 552.2.

Коэффициенты формы зуба:

YF1 = 3.47 + + 0.092 =

= 3.47 + + 0.092•0.3262 = 3.6;

YF2 = 3.47 + + 0.092 =

= 3.47 + + 0.092•0.3262 = 3.52.

Напряжения изгиба:

= 151.6 МПа < ;

= 155.07 МПа < .

 

2.5. Силы в зубчатой передаче

 

Окружные силы Ft1 = Ft2 = = = 4069.7 Н.

Радиальная и осевая силы на шестерне:

Fr1 = Ft1 tg cos = 4069.7 tg cos = 1437.6 Н;

Fa1 = Ft1 tg sin = 4069.7 tg sin = 356.74 Н.

Радиальная и осевая силы на колесе:

Fr2 = Fa1 = 356.74 Н; Fa2 = Fr1 = 1437.6 Н.

 

Пример 2.

Рассчитать коническую передачу с круговым зубом привода ленточного транспортера. Исходные данные взять из примера 1.

 

Решение

1. Выбор электродвигателя и расчет основных параметров привода (см. пример 1).

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.