Рассчитать коническую прямозубую передачу привода ленточного транспортера, представленного на схеме.
Исходные данные
Усилие на ленте транспортера………………….F = 8 кН
Скорость ленты транспортера…………………..V =2 м/с
Диаметр барабана………………………………..D = 400 мм
Передаточное число цепной передачи………….uц = 2.5
Срок службы передачи…………………………..L = 5 лет
Коэффициент использования передачи:
в течение года…………………………………….Kг = 0.9
в течение суток……………………………………Kс = 0.6
Продолжительность включения………………….ПВ% = 25 %
Режим работы………………………………………легкий
Тип привода………………………………………...нереверсивный
Цепная передача……………………………………закрытая
Вал шестерни установлен на роликовых конических подшипниках.
Схема привода
Решение
Выбор электродвигателя и расчет основных параметров привода
1.1. Выбор электродвигателя
Требуемая мощность электродвигателя
Pтр = ,
где ηо – общий КПД привода:
ηо = η1 = 0.98•0.96•0.993 = 0.913.
Здесь – КПД зубчатой передачи, – КПД цепной передачи, – КПД одной пары подшипников качения, согласно табл. П.2 [1] примем =0.98, =0.96, =0.99.
Тогда Pтр = = 17.53 кВт.
По требуемой мощности выбираем асинхронный электродвигатель 4А180М6 (табл. П.1 [1]) с ближайшей большей стандартной мощностью Pэ = 18.5 кВт, синхронной частотой вращения nс = 1000 мин-1 и скольжением S = 2.7%.
1.2. Частота вращения вала двигателя
n1 = nс (1- ) = 1000 (1- ) = 973 мин-1.
1.3. Требуемая частота вращения барабана
nб = = = 95.49 мин-1.
1.4. Общее передаточное число привода
uo = = = 10.18.
1.5. Передаточное число зубчатой передачи
= = = 4.072.
Передаточное число конической зубчатой передачи редуктора рекомендуется выбирать из диапазона 2.5 < u < 5. Если это ограничение не выполняется, следует изменить синхронную скорость двигателя и повторить расчет. Если выполняется, то полученное значение округляют до ближайшего стандартного из табл. 2.2. Принимаем u = 4.
1.6. Частоты вращения валов (индекс соответствует номеру вала на схеме привода)
Крутящий момент на валу определяется по формуле Ti= 9550 .
Отсюда T1 = 9550 = 172.05 Н•м;
T2 = 9550 = 667.73 Н•м;
T3 = 9550 = 1586.49 Н•м.
Расчет зубчатой передачи
2.1. Выбор материалов зубчатых колес
Определяем размеры характерных сечений заготовок по формулам (1.8), принимая, что при передаточном числе зубчатой передачи u > 2.5 шестерня изготавливается в виде вал-шестерни:
Выбираем для колеса и шестерни сталь 40Х (табл. 1.4 [1]), термообработку – улучшение, твердость поверхности зуба шестерни 269…302 НВ, Dm1 = 125 мм, Dm1 > Dm, твердость поверхности зуба колеса 235…262 НВ, Sm1 = 125 мм, Sm1 > Sm. Средние значения твердости поверхности зуба шестерни и колеса:
НВ1 = 0.5(НВ1min+НВ1max) = 0.5(269+302) = 285.5;
НВ2 = 0.5(НВ2min+НВ2max) = 0.5(235+262) = 248.5.
2.2. Определение допускаемых напряжений
Допускаемые контактные напряжения
Для их определения используем зависимость
HPj= .
Пределы контактной выносливости определим по формулам табл. 1.5 [1]:
Определим допускаемые контактные напряжения для шестерни и колеса:
= = 582.73 МПа; = = 555.1 МПа.
Допускаемые контактные напряжения для прямозубой передачи
== 555.1 МПа.
Допускаемые напряжения изгиба
Вычислим по формуле
= .
Для определения величин, входящих в эту формулу, используем данные табл. 1.7 [1]. Пределы изгибной выносливости зубьев:
sFlim1 = 1.75НВ1 = 1.75•285.5 = 499.62 МПа;
sFlim2 = 1.75НВ2 = 1.75•248.5 = 434.88 МПа.
Коэффициенты безопасности при изгибе: SF1 = 1.7; SF2 = 1.7.
Коэффициенты, учитывающие влияние двухстороннего приложения нагрузки, для нереверсивного привода KFС1 = 1, KFС2 = 1.
Коэффициенты долговечности
KFLj = 1,
где qj – показатель степени кривой усталости, q1 = 6, q2 = 6 (см. табл. 1.6);
NF0 = 4•106 – базовое число циклов при изгибе.
Эквивалентное число циклов напряжений при изгибе NFEj= FjNΣj,, коэффициенты эквивалентности для легкого режима работы F1 = 0.038, F2 = 0.038 (см. табл. 1.6), отсюда
Определим допускаемые напряжения изгиба для шестерни и колеса:
= = 293.89 МПа; = = 264.51 МПа.
2.3. Проектный расчет передачи
Внешний делительный диаметр колеса
de2 = 1650 = 1650 = 384.05 мм,
где KН – коэффициент контактной нагрузки, примем на этом этапе расчета KН = 1.2; =0.85 – коэффициент, учитывающий снижение несущей способности зуба конической передачи по сравнению с зубом цилиндрической передачи.
Полученную величину округлим до ближайшего большего стандартного значения de2 = 400 мм (см. табл. 2.1 [1]).
Модуль, числа зубьев колес и фактическое передаточное число
Модуль определим по формуле
me= = = 2.6 мм,
где = 0.85. Округлим модуль до ближайшего большего стандартного значения из первого ряда табл. 1.1: me= 3мм.
Число зубьев колеса Z2 = = = 133.3, округлим до ближайшего целого числа Z2 = 133. Число зубьев шестерни Z1 = = = 33.25, округлим до ближайшего целого числа Z1 = 33. Фактическое передаточное число uф= = =4.03. Отличие фактического передаточного числа от номинального
Ширина зубчатого венца b = 0.285Re= 0.285•205.55 = 58.58 мм. Округлим b до ближайшего числа из ряда нормальных линейных размеров: b = 60 мм.
Коэффициенты смещения шестерни и колеса
x1 = 2 = 2 = 0.326, x2 = - x1= - 0.326.
Средняя окружная скорость в зацеплении
V = ,
где dm1 = de1(1 - 0.5 ) – средний делительный диаметр шестерни, = . Тогда = = 0.292, dm1 = 99(1- 0.5•0.292) = 84.551 мм;
V = = 4.308 м/с.
Назначаем степень точности nст = 7.
2.4. Проверочный расчет передачи
Проверка контактной прочности зубьев
Выполняется по формуле
= 67000 ,
где KН – коэффициент контактной нагрузки,
KН = KHβ KНV.
Коэффициент неравномерности распределения нагрузки по ширине колеса:
KHβ = 1+ 0.09 CП u = 1+ 0.09•1•0.13•4• = 1.074,
где = 1 при НВ2 < 350, CП = 0.13 при установке шестерни на роликовых подшипниках.
Динамический коэффициент KНV = 1.209 определим по табл. 2.3 [1], принимая для прямозубой передачи степень точности на единицу грубее, чем nст Окончательно определим
KН = 1.074•1.209 = 1.299; = 67000 = 549.404 МПа.
Поскольку < HP, выполним расчет недогрузки по контактным напряжениям
= 100 = 100 = 1.1% < 15%.
Проверка изгибной прочности зубьев
Напряжения изгиба в зубьях колес определим по формулам:
; ,
где = 0.85; YF2 - коэффициент формы зуба колеса; KF - коэффициент нагрузки при изгибе, KF= KFβKFV; KFβ - коэффициент неравномерности распределения нагрузки по ширине колеса; KFV - динамический коэффициент.
Для определения этих коэффициентов используем следующие выражения:
KFβ = 0.18 + 0.82KHβ = 0.18 + 0.82•1.074 = 1.061;
KFV= 1+1.5(KHV - 1) = 1+ 1.5•(1.209 - 1) = 1.313.
В результате получим KF= 1.061•1.313 = 1.394.
Эквивалентные числа зубьев:
ZV1 = = = 34.001; ZV2 = = = 552.2.
Коэффициенты формы зуба:
YF1 = 3.47 + + 0.092 =
= 3.47 + + 0.092•0.3262 = 3.6;
YF2 = 3.47 + + 0.092 =
= 3.47 + + 0.092•0.3262 = 3.52.
Напряжения изгиба:
= 151.6 МПа < ;
= 155.07 МПа < .
2.5. Силы в зубчатой передаче
Окружные силы Ft1 = Ft2 = = = 4069.7 Н.
Радиальная и осевая силы на шестерне:
Fr1 = Ft1 tg cos = 4069.7 tg cos = 1437.6 Н;
Fa1 = Ft1 tg sin = 4069.7 tg sin = 356.74 Н.
Радиальная и осевая силы на колесе:
Fr2 = Fa1 = 356.74 Н; Fa2 = Fr1 = 1437.6 Н.
Пример 2.
Рассчитать коническую передачу с круговым зубом привода ленточного транспортера. Исходные данные взять из примера 1.
Решение
1. Выбор электродвигателя и расчет основных параметров привода (см. пример 1).