Силы, приложенные к валу со стороны зубчатого зацепления: окружная Ft= 5.097 кН, распорная Fr= 1.891 кН, осевая Fa = 1.001 кН.
Диаметр делительной окружности зубчатого колеса d2 = 256.815 мм.
Передача крутящего момента с тихоходного вала на вал исполнительного механизма осуществляется посредством муфты.
Режим нагружения привода - тяжелый.
Температура подшипникового узла до 100 .
Решение
1.Выбор диаметра участка вала под подшипник
В качестве материала вала выбираем сталь 45. Для этого материала примем пониженные допускаемые напряжения на кручение [τ] =15 МПа.
Диаметр хвостовика вала вычислим по формуле (1.5):
d1 = = = 59.3 мм.
После округления до ближайшего числа из ряда нормальных линейных размеров принимаем d1 = 60 мм. Для определения диаметра участка вала под подшипник к диаметру хвостовика добавим 10 мм. Таким образом, диаметр участка вала под подшипник равен d = 70 мм.
2. Определение опорных реакций
Вариант конструкции тихоходного вала с установленными на нем деталями представлен на рис. 2. Вал опирается на два шарикоподшипника радиальных однорядных. С учетом того, что рассчитываются подшипники тихоходного вала, первоначально приняты подшипники легкой серии 214 со следующими параметрами (табл. П.3): наружный диаметр D =125 мм, ширина B=24 мм, С = 60.5 кН, С0 = 45 кН.
Рис. 2. Конструкция и схемы нагружения тихоходного вала
По результатам эскизной компоновки определены следующие длины участков, размеры которых показаны на рис. 2: расстояние между опорами L0 = 200 мм, расстояние от точки приложения усилия со стороны зубчатого венца до левой опоры
LЗ = 0.5L0 = =0.5•200 = 100 мм.
Консольная нагрузка от муфты приложена к середине шпоночного паза, показанного на хвостовике вала. Расстояние от точки приложения консольной нагрузки до левой опоры Lк=140 мм.
Величина консольной нагрузки на основании ГОСТ 16162-85 рассчитана по формуле
Fк = 0.125 = 0.125 = 3.12 кН.
При составлении расчетной схемы вала выбирают наиболее неблагоприятное направление консольной нагрузки, при котором опорные реакции являются наибольшими.
Для рассматриваемого редуктора наибольшие опорные реакции соответствуют случаю совпадения направлений консольной нагрузки и окружной силы Ft от зубчатого зацепления. Таким образом, в горизонтальной плоскости на вал действуют распорная сила Fr и осевая сила Fa, в вертикальной плоскости на вал действуют окружная сила Ft и консольная нагрузка от муфты Fк. Направление осевой силы Fa определяется в зависимости от направления вращения зубчатого колеса и направления нарезки зуба.