Рассчитать на усталостную прочность вал, представленный на рис. 1, при следующих исходных данных: крутящий момент на валу T = 600 Н•м; силы, приложенные к валу со стороны зубчатого зацепления: окружная Ft= 5 кН, распорная Fr= 2 кН, осевая = 1 кН; диаметр делительной окружности зубчатого колеса d2 = 250 мм.
Передача крутящего момента с вала осуществляется посредством муфты. Консольная нагрузка от муфты Fк= 1.5 кН. Длины участков вала показаны на рис. 1: расстояние между опорами L0 = 200 мм, расстояние от точки приложения усилия со стороны зубчатого венца до левой опоры LЗ = 0.5L0 = 0.5•200 = 100 мм; расстояние от точки приложения консольной нагрузки до левой опоры Lк = 140 мм.
Диаметр участка вала под подшипником dп = 45 мм, диаметр участка вала под зубчатым колесом dк = 50 мм. Материал вала сталь 45, термообработка – улучшение, = 890 МПа.
Решение
1. Определение опорных реакций
Опорные реакции в горизонтальной плоскости:
R2Г = = = 0.375 кН;
R1Г = Fr - R2Г = 2 - 0.375 = 1.625 кН.
Опорные реакции в вертикальной плоскости:
R2В= = = 1.45 кН;
R1В = Ft+ Fк - R2В = 5 + 1.5 - 1.45 = 5.05 кН.
2.Построение эпюр изгибающих и крутящих моментов
Изгибающие моменты в сечении А (горизонтальная плоскость):
MxA1= L3R1Г =100•1.625 = 162.5 Н•м;
MxA2 = MxA1 - 0.5d2 = 162.5 - 0.5•250=37.5 Н•м.
Изгибающий момент в сечении 1 (вертикальная плоскость)
My1= - LкFк= - 140•1.5 = - 210 Н•м.
Изгибающий момент в сечении A (вертикальная плоскость)
На основании выполненных расчетов построены эпюры изгибающих и крутящих моментов (рис. 1).
Рис. 1. Эпюры изгибающих и крутящих моментов
3. Выбор опасного сечения
В качестве опасных сечений рассмотрим сечения, в которых действуют наибольшие изгибающие моменты и имеются концентраторы напряжений. Как следует из рис. 1, к таким сечениям относятся сечение 1, для которого концентратором напряжений является посадка с натягом внутреннего кольца подшипника, и сечение А, для которого концентраторами являются посадка с натягом зубчатого колеса и шпоночный паз.
4. Расчет вала на усталостную прочность
Расчет вала в сечении 1
4.1. Определение нагрузок
В сечении действуют: изгибающий момент M = 210 Н•м, крутящий момент T = 600 Н•м и осевая сила = 1 кН.
4.2. Геометрические характеристики сечения
Осевой момент сопротивления = = = 8946 мм3;
полярный момент сопротивления = = = 17892 мм3;
площадь сечения A = = = 1590.4 мм2.
4.3. Определение напряжений
Напряжения изгиба меняются по симметричному циклу с амплитудой
σа = = = 23.47 МПа.
Средние нормальные напряжения
σm = = = 0.629 МПа.
Касательные напряжения меняются по отнулевому циклу
τa = τm = = = 16.77 МПа.
4.4. Пределы выносливости
Пределы выносливости углеродистых сталей при симметричном цикле изгиба и кручения определяются по формулам:
4.5. Эффективные коэффициенты концентрации напряжений и коэффициенты влияния размера поперечного сечения
В опасном сечении имеется два концентратора напряжений: посадка с натягом и шпоночный паз. Для посадки с натягом определим методом линейной интерполяции по табл. 6.5: = 4.44. Отношение найдем по формуле
= 0.6 + 0.4 = 0.6•4.44 + 0.4 = 3.064.
Для шпоночного паза эффективные коэффициенты концентрации напряжений определим методом линейной интерполяции по табл. 6.3: =2.19 и =2.04.
Коэффициенты влияния размера поперечного сечения вычислим по формулам
= = = 0.799, = = = 0.689.
Для шпоночного паза = = 2.74, = = 2.96.
Из двух полученных значений и для дальнейшего расчета выбираем наибольшие значения =4.44, =3.064.
4.6. Коэффициент влияния шероховатости поверхности
Примем, что поверхность вала под зубчатое колесо получена чистовым обтачиванием с = 3.2 мкм. По величине найдем KF= 1.33 (табл. 6.6).
4.7. Коэффициенты чувствительности к асимметрии цикла
= 0.02(1+ 0.01 ) = 0.02(1+ 0.01•890) = 0.198;
= 0.5 = 0.5•0.198 = 0.099.
4.8. Коэффициент влияния упрочнения
Примем, что на участке вала с опасным сечением упрочнение отсутствует. Тогда KV= 1.
4.9. Коэффициенты перехода от пределов выносливости образца к пределам выносливости детали
= ( + KF- 1)/KV= (4.44 + 1.33 - 1)/1= 4.77;
= ( + KF- 1)/KV= (3.064 + 1.33 - 1)/1= 3.394.
4.10. Коэффициенты запаса прочности
Значения и определим по формулам:
= = = 3.954;
Sτ = = = 4.877.
Общий коэффициент запаса прочности
S = = = 3.07 [S] = 2.
Усталостная прочность вала в сечении А обеспечена.