Для того чтобы точно установить роли парламента следует определить его функции. В основу классификации функций парламента должны быть положены основные критерии: компетенция парламента; место парламента в системе государственной власти и его взаимоотношения с другими органами; роль парламента в осуществлении государственного руководства обществом.
Все конституции наделяют парламент законодательными полномочиями. Принятие законов является главной задачей парламента.
В современных государствах парламент продолжает законодательствовать, но эта его деятельность утратила суверенный характер. Хотя вместе с усложнением функций государства увеличился объем законодательной деятельности парламента, центром нормотворчества стало правительство. Это объясняется тем, что в условиях, когда экономическая и политическая власть сосредоточена в руках элиты, законодательную деятельность не доверяют громоздкому парламенту, состав которого в какой-то степени зависит от воли и настроения избирательного корпуса.
Упадок законодательной деятельности парламента протекает по следующим направлениям. Во-первых, в наше время парламент почти целиком утратил право законодательной инициативы. Принимаемые им акты разрабатываются и вносятся чаще всего правительством.
Во-вторых, ослабление роли парламента в законодательной деятельности проявляется в непрерывном росте доли делегированного законодательства и иных видов административного нормотворчества.
В-третьих, парламентское большинство в известной степени лишено самостоятельности и голосует по указанию своих партийных лидеров.
В парламентарных странах партийная дисциплина обычно настолько сильна, что фракция большинства фактически подчинена правительству. Вся деятельность депутатов строго контролируется.
Таким образом, законодательная деятельность лишь формально осуществляется парламентом. В определенной степени она направляется и контролируется правительством. Эта общая закономерность не всегда проявляется в полном объеме. Возможны такие политические ситуации, когда парламент получает возможность активизировать свои полномочия. Так произошло в США в период Уотергейтского дела, приведшего к резкому падению престижа президентской власти.
Принятие бюджета и иные финансовые полномочия являются старейшей прерогативой парламента. Однако по мере того, как исполнительная власть укреплялась, финансовые полномочия во все возрастающей степени переходили от парламента к правительству. Финансовой деятельностью современного государства занимаются многие звенья правительственного аппарата. Составление бюджета осуществляется правительством. Хотя юридически все финансовое законодательство исходит от парламента, практически же он в этой области играет чисто номинальную роль.
Контроль над деятельностью правительства - одно из наиболее важных полномочий парламента.
Парламентский контроль над деятельностью правительства присущ лишь демократическому режиму. Конкретное его выражение зависит от формы правления. Современной парламентской практике известны следующие методы осуществления контроля над деятельностью правительства.
1. Постановка правительством вопроса о доверии, применяемая лишь в парламентарных странах, где правительство несет ответственность перед парламентом за свою деятельность.
2. Резолюция порицания, которая в отличие от вотума недоверия вносится не по инициативе правительства, а по предложению палаты. Правовые последствия принятия такой резолюции те же, что при вотуме недоверия.
3. Интерпелляция, т.е. обращенное к правительству требование дать объяснение по поводу проводимой им внутренней или внешней политики или по какому-либо вопросу. Интерпелляция может вызвать отставку правительства, если его деятельность будет признана неудовлетворительной.
4. Вопросы устные и письменные. Эта форма широко применяется в парламентарных странах и служит не столько для контроля правительства, сколько для его критики. Парламентские вопросы носят самый различный характер - от чисто информационных до откровенно антиправительственных.
5. Деятельность расследовательских комитетов и комиссий, которые создаются парламентами всех стран, вне зависимости от формы правления.
Эти органы используются не только для ревизии деятельности административного аппарата, но и распространяют свою активность на работу политических партий, профсоюзов, общественных организаций. Расследовательские комитеты наделяются значительными полномочиями: они имеют право затребовать информацию и документацию от любых государственных органов, политических и общественных организаций, вызывать для дачи показаний должностных лиц, экспертов и отдельных граждан.
6. В ряде стран парламентам предоставлено право особой судебной процедуры (импичмент) по делам определенных должностных лиц.
Конституция США также предусматривает возможность привлечения к ответственности в порядке импичмента в отношении ряда федеральных должностных лиц, включая Президента. Согласно Конституции Палата представителей составляет обвинение в форме статей импичмента, которое направляется Сенату для вынесения приговора. Лицо, признанное виновным в порядке импичмента, отстраняется от должности, но в дальнейшем может быть привлечено к уголовной ответственности. За все время существования США процедура импичмента применялась шестнадцать раз и только в семи Сенат вынес решение о виновности должностного лица[11].
Право решать споры о правомерности депутатского мандата и законности выборов относится к судебным полномочиям парламента.
Внешнеполитические полномочия носят ограниченный характер. Парламент почти лишен возможности оказывать влияние на формирование и осуществление внешней политики. Он может высказывать свое мнение и осуществлять в доступных для него формах контроль за внешней политикой правительства. Чисто формальными являются права парламента объявлять войну и заключать мир, поскольку эти полномочия полностью сосредоточены в руках правительства.
Таким образом, подводя итог вышеизложенному, можно уверенно сказать, что парламент не утратил своей законодательной роли в наше время, но его компетенции напрямую или косвенно были сокращены или делегированы другим структурам. К тому же с совершенствованием общества, усложняются структуры государства, обеспечивающие стабильность и порядок, ввиду этого произошло укрепление и усиление исполнительной власти, которая также взяла на себя часть функций ранее (а иногда и до сих пор юридически, но не фактически) принадлежащих парламенту.