Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Формирование парламентов и статус депутатов.



Порядок формирования парламентов часто зависит от их структуры. Нижние палаты парламентов, как и однопалатные парламенты, почти всегда формируются посредством прямых выборов. Что касается формирования верхних палат, то здесь можно выделить следующие способы.

1. Формирование верхней палаты при помощи непрямых (многостепенных; косвенных) выборов. Наиболее типичные примеры дает государственная практика Индии и Норвегии. Не более 238 членов Совета штатов индийского Парламента избираются выборными членами законодательных собраний штатов по пропорциональной системе посредством единого передаваемого голоса, т.е. путем двухстепенных выборов[4].

2. Формирование верхней палаты посредством прямых выборов, хотя и с некоторыми отличиями от системы формирования нижних палат.

Сенат Итальянской Республики избирается посредством прямых выборов на базе областей. Количество мандатов зависит от численности населения области. Состав Сената формируется на основании смешанной избирательной системы: три четверти сенаторов избираются в одномандатных округах по мажоритарной системе относительного большинства, а четвертая часть - на основании партийных списков по пропорциональной системе[5].

3. Формирование верхней палаты посредством назначения. В наиболее чистом виде этот метод применяется в Федеративной Республике Германии. Верхняя палата Парламента - бундесрат - состоит из членов, назначаемых правительствами земель из своего состава.

4. Формирование верхней палаты смешанным путем, при котором в разных вариантах сочетаются элементы выборности, назначения и наследственности (Сенат Бельгии, Сенат Ирландии). Способ формирования верхней палаты можно оценить лишь с учетом того, насколько он влияет на фактическую роль верхней палаты как консервативного, сдерживающего начала.

Правовое положение депутата парламента определяется конституциями, различными законами, регламентами палат и обычаями.

Современная конституционно-правовая доктрина рассматривает депутата парламента как представителя всей нации. Соответствующие нормы содержатся в конституциях почти всех стран. Так, ст. 38.1 Конституции ФРГ гласит: "Депутаты германского бундестага... являются представителями всего народа, не связаны наказами и указаниями и подчиняются лишь своей совести"[6].

Отсутствие права отзыва не ведет к полной независимости депутата. Это объясняется следующими причинами: во-первых, депутат обычно принадлежит к какой-либо партии и подчиняется партийной дисциплине; во-вторых, депутат зависит от тех организаций, которые финансировали его избирательную кампанию; наконец, депутат зависит и от своего избирательного округа, поскольку судьба мандата решается голосованием[7].

Депутат в демократическом государстве является профессиональным парламентарием. Именно в силу этого его мандат обладает свойством несовместимости ни с какой государственной или иной должностью.

В содержание депутатского мандата входят следующие компоненты.

Индемнитет. То есть депутат парламента получает вознаграждение за свою деятельность, включая покрытие расходов на резиденцию, переписку, служебные поездки и т.д.

Иммунитет. Законодательство демократических государств предоставляет депутату ряд прав и привилегий. Важнейшими элементами иммунитета являются свобода слова и голосования и депутатская неприкосновенность.

Свобода слова и голосования сводится к тому, что депутат не может быть привлечен к уголовной ответственности за высказывания в парламенте и за голосование. Однако почти повсеместно свобода слова и голосования ограничивается жесткими рамками партийной дисциплины.

Депутатская неприкосновенность состоит в том, что парламентарий не может быть подвергнут уголовному преследованию или аресту без санкции соответствующей палаты, за исключением тех случаев, когда он задержан на месте совершения преступления.

Прекращение срока действия мандата наступает по окончании срока полномочий парламента, по истечении срока, на который избран депутат, вследствие смерти депутата, в результате лишения мандата или признания выборов недействительными.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.