Факторы, порождающие проблемы психического развития в подростковый период:
• биологическая перестройка организма, приводящая к дисгармонии различных его систем;
• неразрешенные проблемы предшествующих этапов развития;
• ограниченные возможности социальных институтов (здравоохранения, досуга, социального контроля, образования и др.) в удовлетворении потребностей подрост ков;
• проблемная, дисгармоничная (асоциальная) семья.
Проблемы:
1. В учебной, познавательной деятельности.
2. В личностной, межличностной сфере:
• самоотношение — самопознание — самопринятие (беспомощность: «Я недостаточно хорош»);
• взаимоотношения со сверстниками (непринятие, изоляция: «Я чужой»);
• взаимоотношения в семье (стремление к независимости и самостоятельности, потребность в любви и понимании);
• ответственность — несформированность ответственности.
3. В эмоциональной сфере: проблемы, связанные с сексуальными переживаниями, сексуальное насилие, беременность, потребность в любви, подростковый суицид.
Причины проблем развития познавательных процессов:
• формализм в усвоении знаний на предшествующих этапах обучения;
• когнитивный диссонанс — несоответствие между знаниями и умениями;
• расхождение между психическими возрастными изменениями и неразвивающейся системой учебной деятельности;
• несформированность учебных навыков, необходимых для обучения на новой ступени;
• снижение мотивации учения под влиянием предшествующих неудач в учебной деятельности;
• несоответствие актуального уровня развития познавательных процессов и требований к ним со стороны учебной деятельности;
• потребность общаться и быть понятым и отсутствие умения вести диалог.
Последствия проблем в познавательной деятельности:
- упущен сензитивный период развития логического мышления, что затруднит его развитие в последующем;
- опасность застревания на старых способах мышления, не позволяющих развиваться новым механизмам и качествам мыслительных процессов;
- опасность развития общей заниженной самооценки на основе проблем в учебной деятельности;
- опасность формирования выученной беспомощности и негативного отношения к себе;
- невозможность развития «вкуса», удовлетворения от интеллектуальной деятельности;
+ наличие знаний о проблемах учебной деятельности и их учет в предстоящем выборе профильного обучения и специальности;
+ активизация способов самоуважения и самоутверждения в различных направлениях (а не только в познавательной деятельности — в спорте, практической деятельности, общении);
+ развитие гармоничной Я-концепции;
+ развитие самопринятия и позитивного самоотношения;
+ развитие ответственности за результаты и процесс учебной деятельности.
нарушения диалогического взаимодействия:
• обращение с фразами, не требующими завершения цикла диалога;
• отсутствие контакта глаз при общении с собеседником;
• трудности инициирования обсуждения как вербального обмена мнениями;
• стремление уйти от необходимости первому начать диалог: оценивание — оценивание.
Причины трудностей в формировании ответственности:
• последствия неразрешенной проблемы дошкольного периода: «автономия — чувство вины»;
• гиперопека или жесткий контроль со стороны родителей;
• отсутствие передачи родителями ребенку ответственности в соответствии с возрастными возможностями на предшествующих этапах развития ребенка (в младенчестве, преддошкольном, дошкольном, младшем школьном возрастах);
• процесс обучения в образовательном учреждении, не предполагающий развитие ответственности.
Последствия проблем в формировании ответственности:
+ развитие личностной и социальной ответственности;
+ самоуважение, самопринятие, самоконтроль;
+ принятие ответственности за свою жизнь;
- зависимость от родителей на последующих этапах жизни;
- неуверенность в себе;
- ориентация на внешний контроль в ущерб внутреннему;
- проблемы в принятии решений.
Причины проблем развития в сфере нарушенных взаимоотношений с родителями:
• родители не готовы принять те изменения в развитии своих детей, которые произошли и происходят; ригидное отношение, сформировавшееся на предшествующих этапах развития ребенка;
• авторитарный стиль воспитания и общения с подростком (родителей);
• противоречие между требованием родителей проявлять просоциальное поведение и невыполнением его самими родителями;
• неудовлетворение со стороны родителей потребностей подростка, ожидаемых им (безусловной любви, понимания);
• нарушения контакта с родителями в «больных семьях».
Последствия для психического развития, вызванные проблемными взаимоотношениями с родителями:
+ ранняя социальная адаптация и ответственность за собственную жизнь;
+ обучение диалогу (умению договариваться) при решении проблем во взаимоотношениях с родителями;
+ развитие рефлексии в отношении переживаний другого человека;
+ коррекция характерологических особенностей, способствующая социальной адаптации;
—эмоциональные травмы, имеющие отдаленные последствия;
— повышенная вероятность формирования зависимостей (алкогольной, наркотической, химической);
-с - перенесение проблемных отношений в родительской семье с на последующие взаимоотношения в собственной семье;
- непринятие ценностей семьи и принятие ценностей асоциальных групп
Последствия высокого самоуваженияи их проявления:
• способность преодолевать свои недостатки;
• самостоятельность и малая внушаемость;
• удовлетворенность самим собой;
• положительное отношение к окружающим или, напротив, пренебрежительное, высокомерное отношение к другим;
Причины проблем развития, обусловленных взаимоотношениями со сверстниками:
• противоречие между потребностью занять достойное положение в группе сверстников и невозможность ее удовлетворить;
• несформированность конструктивных социальных навыков (не умеют общаться) (усвоение социальных навыков агрессивного поведения может происходить внутри семьи, где родители разрешают конфликты в ссорах);
• личностные особенности, которые не принимаются группой сверстников;
• необоснованная агрессивность;
• плохой самоконтроль;
• стремление сводить счеты;
• невоспитанность, грязный и неряшливый внешний вид.
Последствия проблем взаимоотношений со сверстниками:
• краткосрочные — плохое настроение, тревожность;
долгосрочные — уход из школы, совершение правонарушений, поиск признания в криминальных группах
Причины возникновения проблем в связи с половым созреванием:
• появление полового влечения и невозможность его удовлетворить;
• наличие полового влечения и отсутствие опыта его переживания и совладания с ним;
• рост интереса к противоположному полу и отсутствие навыков социального (сексуального) поведения.
Последствия полового созревания:
• формирование чувства взрослости;
• осознание неумелости сексуального поведения и трудности, связанные с ее преодолением;
• развитие половой идентификации в соответствии с социальными эталонами или формирующимися индивидуально идеальными образами, отношениями, поведенческими атрибутами.
способы предупреждения агрессивного поведения
• игнорирование: оставлять агрессивные поступки без подкрепления;
• наказание за агрессивные действия;
• активное социальное научение неагрессивным формам поведения, конструктивным способам разрешения противоречий.
Предсуицидалъный синдромпредставлен в виде следующих симптомов:
• сужение всей сферы психической деятельности — торможение агрессии, направленной вовне, и переключение ее на собственную личность;
• желание умереть и фантазии на темы самоубийства. Критерии предсуицидального синдрома:
• формирование конкретных представлений о способах самоубийства;
• наличие в анамнезе мыслей о самоубийстве;
• дисфорические состояния (печаль, обида, подавленность);