Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

ПРОБЛЕМЫ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В ПОДРОСТКОВЫЙ ПЕРИОД (11 -17 лег)



 

Факторы, порождающие проблемы психического развития в подростковый период:

• биологическая перестройка организма, приводящая к дисгармонии различных его систем;

• неразрешенные проблемы предшествующих этапов раз­вития;

• ограниченные возможности социальных институтов (здравоохранения, досуга, социального контроля, обра­зования и др.) в удовлетворении потребностей подрост­
ков;

• проблемная, дисгармоничная (асоциальная) семья.

Проблемы:

1. В учебной, познавательной деятельности.

2. В личностной, межличностной сфере:

• самоотношение — самопознание — самопринятие (беспомощность: «Я недостаточно хорош»);

• взаимоотношения со сверстниками (непринятие, изоляция: «Я чужой»);

• взаимоотношения в семье (стремление к независи­мости и самостоятельности, потребность в любви и понимании);

• ответственность — несформированность ответствен­ности.

3. В эмоциональной сфере: проблемы, связанные с сексуальными переживаниями, сексуальное насилие, беремен­ность, потребность в любви, подростковый суицид.

 

Причины проблем развития познавательных процессов:

• формализм в усвоении знаний на предшествующих эта­пах обучения;

• когнитивный диссонанс — несоответствие между знани­ями и умениями;

• расхождение между психическими возрастными изме­нениями и неразвивающейся системой учебной деятель­ности;

• несформированность учебных навыков, необходимых для обучения на новой ступени;

• снижение мотивации учения под влиянием предшеству­ющих неудач в учебной деятельности;

• несоответствие актуального уровня развития познава­тельных процессов и требований к ним со стороны учеб­ной деятельности;

• потребность общаться и быть понятым и отсутствие уме­ния вести диалог.

Последствия проблем в познавательной деятельности:

- упущен сензитивный период развития логического мышления, что затруднит его развитие в последующем;

- опасность застревания на старых способах мышления, не позволяющих развиваться новым механизмам и качествам мыслительных процессов;

- опасность развития общей заниженной самооценки на основе проблем в учебной деятельности;

- опасность формирования выученной беспомощности и негативного отношения к себе;

- невозможность развития «вкуса», удовлетворения от интеллектуальной деятельности;

+ наличие знаний о проблемах учебной деятельности и их учет в предстоящем выборе профильного обучения и специальности;

+ активизация способов самоуважения и самоутвержде­ния в различных направлениях (а не только в познава­тельной деятельности — в спорте, практической дея­тельности, общении);

+ развитие гармоничной Я-концепции;

+ развитие самопринятия и позитивного самоотношения;

+ развитие ответственности за результаты и процесс учеб­ной деятельности.

 

на­рушения диалогического взаимодействия:

• обращение с фразами, не требующими завершения цик­ла диалога;

• отсутствие контакта глаз при общении с собеседником;

• трудности инициирования обсуждения как вербально­го обмена мнениями;

• стремление уйти от необходимости первому начать диа­лог: оценивание — оценивание.

 

Причины трудностей в формировании ответственности:

• последствия неразрешенной проблемы дошкольного пе­риода: «автономия — чувство вины»;

• гиперопека или жесткий контроль со стороны родителей;

• отсутствие передачи родителями ребенку ответственно­сти в соответствии с возрастными возможностями на предшествующих этапах развития ребенка (в младенче­стве, преддошкольном, дошкольном, младшем школь­ном возрастах);

• процесс обучения в образовательном учреждении, не предполагающий развитие ответственности.

Последствия проблем в формировании ответственности:

+ развитие личностной и социальной ответственности;

+ самоуважение, самопринятие, самоконтроль;

+ принятие ответственности за свою жизнь;

- зависимость от родителей на последующих этапах жизни;

- неуверенность в себе;

- ориентация на внешний контроль в ущерб внутреннему;

- проблемы в принятии решений.

 

Причины проблем развития в сфере нарушенных взаимо­отношений с родителями:

• родители не готовы принять те изменения в развитии своих детей, которые произошли и происходят; ригид­ное отношение, сформировавшееся на предшествующих этапах развития ребенка;

• авторитарный стиль воспитания и общения с подрост­ком (родителей);

• противоречие между требованием родителей проявлять просоциальное поведение и невыполнением его самими родителями;

• неудовлетворение со стороны родителей потребностей под­ростка, ожидаемых им (безусловной любви, понимания);

• нарушения контакта с родителями в «больных семьях».

 

Последствия для психического развития, вызванные проблем­ными взаимоотношениями с родителями:

+ ранняя социальная адаптация и ответственность за соб­ственную жизнь;

+ обучение диалогу (умению договариваться) при решении проблем во взаимоотношениях с родителями;

+ развитие рефлексии в отношении переживаний другого человека;

+ коррекция характерологических особенностей, способ­ствующая социальной адаптации;

—эмоциональные травмы, имеющие отдаленные послед­ствия;

— повышенная вероятность формирования зависимостей (алкогольной, наркотической, химической);

-с - перенесение проблемных отношений в родительской семье с на последующие взаимоотношения в собственной семье;

- непринятие ценностей семьи и принятие ценностей асоциальных групп

Последствия высокого самоуваженияи их проявления:

• способность преодолевать свои недостатки;

• самостоятельность и малая внушаемость;

• удовлетворенность самим собой;

• положительное отношение к окружающим или, напро­тив, пренебрежительное, высокомерное отношение к другим;

• самолюбование, самоуверенность, самодовольство, эго­центризм;

• наличие чувства собственного достоинства;

• стремление утверждать себя не за счет других людей, а
за счет реализации собственных возможностей, усилий.

Последствия низкого самоуважения:

• закрытость, склонность к психической изоляции, уход от действительности в мир мечты;

• болезненные реакции на критику, смех, замечания со­циального окружения;

• ожидание равнодушного или антипатичного отношения со стороны других людей и недоверчивое и неодобритель­ное отношение к ним;

• чувство неполноценности, ущербности, недостойности кого-то;

• стремление утвердить себя за счет окружающих;

• частые внутриличностные конфликты

 

Причины проблем развития, обусловленных взаимоотношения­ми со сверстниками:

• противоречие между потребностью занять достойное положение в группе сверстников и невозможность ее удов­летворить;

• несформированность конструктивных социальных на­выков (не умеют общаться) (усвоение социальных навы­ков агрессивного поведения может происходить внутри
семьи, где родители разрешают конфликты в ссорах);

• личностные особенности, которые не принимаются груп­пой сверстников;

• необоснованная агрессивность;

• плохой самоконтроль;

• стремление сводить счеты;

• невоспитанность, грязный и неряшливый внешний вид.

 

Последствия проблем взаимоотношений со сверстниками:

• краткосрочные — плохое настроение, тревожность;

долгосрочные — уход из школы, совершение правона­рушений, поиск признания в криминальных группах

Причины возникновения проблем в связи с половым созрева­нием:

• появление полового влечения и невозможность его удов­летворить;

• наличие полового влечения и отсутствие опыта его пе­реживания и совладания с ним;

• рост интереса к противоположному полу и отсутствие на­выков социального (сексуального) поведения.

 

Последствия полового созревания:

• формирование чувства взрослости;

• осознание неумелости сексуального поведения и труд­ности, связанные с ее преодолением;

• развитие половой идентификации в соответствии с со­циальными эталонами или формирующимися индиви­дуально идеальными образами, отношениями, поведенческими атрибутами.

 

способы предупреждения агрессивного поведения

• игнорирование: оставлять агрессивные поступки без подкрепления;

• наказание за агрессивные действия;

• активное социальное научение неагрессивным формам поведения, конструктивным способам разрешения про­тиворечий.

 

Предсуицидалъный синдромпредставлен в виде следующих симптомов:

• сужение всей сферы психической деятельности — тор­можение агрессии, направленной вовне, и переключение ее на собственную личность;

• желание умереть и фантазии на темы самоубийства.
Критерии предсуицидального синдрома:

• формирование конкретных представлений о способах са­моубийства;

• наличие в анамнезе мыслей о самоубийстве;

• дисфорические состояния (печаль, обида, подавлен­ность);

• возникновение психосоматических нарушений (бессон­ница, утомляемость, вегетативные расстройства).

 

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.