Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Своеобразие общественно- политической мысли и общественного движения в России 2 половины XIXв



В России в центре внимания оказались споры о дальнейших путях развития в пореформенный период, о перспективе крестьянской общины, путях развития капитализма в России. Развитие капитализма, буржуазные реформы 60-70-х гг. привели к изменению социальной структуры общества, становлению классов. Подобные перемены отразились на настроениях общества, и привели к выделению трех идейно-политических течений:

1. Реакционно-крепостническое

2. Либеральное

3. Революционно-демократическое.

1.Реакционно-крепостническое:

Представители этого течения безусловно понимали, что Россия стоит на пути капитализации, но цель их политики в том, чтобы соединить русскую традицию (абсолютизм, централизацию, многонациональность) с нарождающейся новой системой. В России не было организованной оформленной партии крепостников, но страх перед организующимися либералами, отразился на «умонастроениях».

В консервативно-славянофильских концепциях существовало 2 течения.

А) Официальное. Представители: К.П. Победоносцев, М.Н. Катков, князь Мещерский. Они имели возможность реального влияния на правительственную политику в пореформенный период.

Взгляды: реформы 60-70-х гг. оказывали негативное воздействие на Россию, вели к падению нравов, быстрому росту революционных идей и разложению всего русского народа. В итоге в России нарисовалась национальная катастрофа. Выдвигают тезис о загнивающей Европе, опыт которой вреден для России. Взгляды имеют антибуржуазную направленность, но они объективны.

Данные представители консервативно-славянской концепции хотели найти особый путь модернизации, путь создания самобытной национальной экономики и своеобразного государственного национализма.

Катков: предлагал установить таможенный барьер и усилить вмешательство государства в общественную жизнь.

Победоносцев: курс на развитие государственного капитализма. Государственный контроль не допускал бы рост буржуазии к излишней самостоятельности в политической жизни. Выступал против развития либеральных и революционных сил. По его мнению, они являлись олицетворением форсирования и развития России по западному образцу. Выступал против крепостников, которые хотели вернуть Россию к феодализму. Против развития по западному образцу (парламентаризма, гласный суд, университетская автономия, свобода печати, обязательное всеобщее образование и т.д., т.к. массы не понимают, что происходит в обществе, вместо неограниченной власти монарха мы получим неограниченную власть парламента, власть царя дает единство).

Князь Мещерский - критика русского либерализма.

Таким образом, представители этого течения пытались, совместить эволюцию России по капиталистическому пути с сохранением традиционных элементов российского общества - православия и самодержавия.

Б) Оппозиционное.Характерно критическое отношение к официальной правительственной политике и к реформам 60-70-х гг.

Н.Я. Данилевский «Россия и Европа» - выдвигает идею о культурно-исторических типах. В основе его теории славянофильское положение о структурной не тождественности русской и европейской культур, и идея сосуществования непрерывных культур, нормы и ценности которых целостны. Доказывает, что существуют единые закономерности исторического развития. России предстоит развиваться иным, чем Европе путем, непохожесть России является не исключением, а правилом.

Леонтьев К.Н. (основывается на идеях Н.Я. Данилевского) приходит к выводу, что мировой процесс развития проходит через 3 фазы:

1.Первичной простоты, 2-Цветущей сложности, 3-вторичного смесительного упрощения. Современное ему состояние европейского общества он оценил, как губительную фазу для единства государственной формы - для его сохранения. Именно Россия призвана противопоставлять гниющему западу. Мировая роль России - преграда на пути гибели мировой цивилизации

2.Элементы: православие, самодержавие и идеал аскезы (как следствие разочарования в мирской жизни).

3.Отрицательное отношение к социалистическим идеям, но предсказал возможность его победы как результата предельного упрощения общества, создание равенства в нищете. Спасение России в изоляции от Европы в создании союза с мусульманским востоком для уничтожения «прогнившего католического Запада».

Направление «культурного консерватизма» в общественно-литературной жизни России начала 60-х гг. являлось «почвенничество». Основные принципы сформулированы в журналах «Время» и «Эпоха», издаваемые Страховым и братьями Достоевскими. Идеологом стал писатель, публицист – А.А. Григорьев.

Суть: проповедовали идею самоценности русского народа («почвы») и рассматривали его как «воплощение добродетели». Констатируя разрыв между интеллигенцией и народом, они призывали восстановить связь на религиозно-этической основе. Не принимали ни демократии, ни либерализма, ни аристократии. Противопоставляли Русскую и Европейскую культуры. Считали, что у Росси особая миссия, а именно в спасения человечества. Близки к славянофилам.

Охранительный характер - создание «Священного союза» (создана 1881- 1883г) - провокация народников.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.