Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

ТЕХНОЛОГИЯ И ТЕХНИКА СВАРКИ ЧУГУНА



 

Цель работы. Ознакомление с технологией и техникой сварки чугуна.

Теоретические сведения

Классификация чугунов

Чугун - широко применяемый конструкционный материал, отличающийся высокими литейными и антифрикционными свойствами, а также хорошей обрабатываемостью. Он относится к материалам, обладающим плохой технологической свариваемостью, однако сварка чугуна применяется очень широ­ко для исправления брака чугунного литья и ремонта чугунных изделий.

Чугунами принято называть железоуглеродистые сплавы с содержа­нием углерода более 2,0 %. Обычный чугун представляет собой железоуглеродистокремниевый сплав, содержащий углерод от 2,5 до 4 % , кремний от I до 5 % в сочетании с различными количествами марган­ца, серы, фосфора. В специальные чугуны вводят леги­рующие добавки - хром, никель, молибден, ванадий, титан и др.

В зависимости от состояния углерода в сплаве различают два основных вида чугуна: белый (углерод в виде цементита) и серый (углерод в виде графита).

Структура чугуна, его физические и механические свойства за­висят от скорости охлаждения и его химического состава. При оди­наковом химическом составе и прочих равных условиях высокая ско­рость охлаждения способствует образованию в чугуне цементита, т.е. получению белого чугуна. Замедленное охлаждение, напротив, вызы­вает выделение углерода в состоянии графита с получением серого ферритного чугуна. Промежуточные скорости охлаждения дают различные переход­ные структуры металлической части: цементитно-перлитную, перлит­ную, перлитно-ферритную (рис. 3.1). Микроструктуры серого чугуна с различными основами приведены на рис. 3.2.

 

 
 

 

 


Рис. 3.1. Структурная диаграмма чугуна

I – белый чугун; II – цементитно-перлитный; III – перлитный; IV– перлито-ферритный; V – ферритный

 

 
 

 

 


а) б) в)

Рис.3.2. Микроструктура серых чугунов (×150)

а – ферритный; б – феррито-перлитный; в – перлитный

 

Все легирующие элементы и примеси в чугуне по своему влиянию на состояние углерода делят на две группы: графитизирующие, способствующие образованию графита, и карбидообразующие - задерживающие выделение графита. К элементам-графитизаторам относятся кремний, алюминий, никель, кобальт, медь. Влияние кремния проиллюстрировано на рис. 3.3. К элементам, способствующим отбелу чугуна относятся сера, ванадий, хром, молибден, марганец, олово.

 

 
 

 

 


Рис. 3.3 Структурная диаграмма чугуна

(толщина стенки отливки 60 мм)

I – белый чугун; II – серый перлитный; III – серый ферритный

Белые чугуны имеют светло-серый или почти белый цвет в изломе. Это обусловлено тем, что углерод находится в связанном состоянии в виде хрупкого и твердого цементита. Вследствие этого белые чугуны также отличаются высокой твердостью и хрупкостью, не поддаются мехобработке и не подлежат сварке. Они в основном используются для получения ковкого чугуна. В ограниченных количествах белые чугуны используются для изготовления отливок, работающих в условиях абразивного изнашивания.

Серые чугуны в изломе имеют серебристый цвет вследствие наличия в них пластинчатых включений графита. Графит – наиболее мягкая и вместе с тем наиболее хрупкая составляющая чугуна. Он пронизывает металлическую основу чугуна и нарушает его сплошность, действуя как внутренний надрез. Вместе с тем графит сообщает чугуну малую чувствительность к внешнему надрезу, придавая тем самим сплаву высокую сопротивляемость знакопеременным нагрузкам. Эти свойства чугуна (серого), а также высокие литейные свойства, хорошая обрабатываемость его обычным режущим инструментом и износостойкость определяют в первую очередь широкое применение сплава как важного конструкционного материала. Серые чугуны маркируются буквами CЧ и цифрами. Первые две цифры – предел прочности при растяжении, две другие – предел прочности при изгибе (кгс/мм2). Пример: СЧ12-28, СЧ15-32, СЧ38-60.

Высокопрочные чугуны получают при отливке по специальной технологии с применением модифицирующих добавок (магния, редкоземельных элементов и др.). Благодаря этому выделяющийся графит приобретает шаровидную форму и включения его равномерно распределяются в металлической матрице (рис. 3.4а). Шаровидная форма графита придает такому чугуну высокие механические свойства, в частности ограниченную способность к пластической деформации. Высокопрочные чугуны маркируются буквами ВЧ и цифрами, первые две из которых характеризует временное сопротивление чугуна при растя­жении (кгс/мм2), остальные – относительное удлинение (%). Пример: ВЧ60-2, ВЧ40-10.

 

Ковкие чугуны нашли применение в различных отраслях промышленности и особенно в автотракторном и сельскохозяйственном машиностроении. Графит этих чугунов имеет форму крупных хлопьев или розеток равномерно распределенных в металлической матрице чугуна (Рис. 3.4б). Такая форма графита получается в результате длительного отжига доэвтектического белого чугуна. Для ковких чугунов характерно более низкое содержание углерода по сравнению с серыми и высокопрочными. Ковкие чугуны маркируются буквами КЧ и цифрами, обозначающими временное сопротивление при растяжении ( кгс/мм2) и относи­тельное удлинение (%), Пример: КЧ38-8, КЧ35-10.

 

а) б)

Рис.3.4 Улучшенная форма графитных включений(×150)

а – высокопрочный чугун; б – ковкий чугун

Свариваемость чугуна

Чугун относится к материалам, обладающим плохой технологической свариваемостью. Основными причинами являются:

1) Высокие скорости охлаждения металла шва и ОШЗ, соответству­ющие термическому циклу сварки приводят к отбеливанию чугуна - образованию твердого и хрупкого цементита в котором под действием остаточных напряжений за счет неравномерного нагрева, а также за счет разной плотности отбеленных участков (7,4-7,7 г/см3) и участков с серым чугуном (плотность 6,9-7,3 г/см3) могут возникнуть трещины.

Трещины, образующиеся при сварке чугуна, можно отнести к холодным трещинам, так как верхняя граница температурного интервала появления трещин не превышает 250-400°С. Трещи­ны при сварке чугуна образуются, в отличии от холодных трещин при сварке закаливающихся сталей, не при постоянной температуре, а чаще всего в процессе охлаждения, когда внутренние напряжения вследствие усадки шва непрерывно возрастают. Напряжения не могут релаксироваться ввиду ничтожной пластичности серого чугуна, а металлографический анализ показывает, что для образования трещин наличие закалочных структур (цементита, мартенсита) в ЗТВ необя­зательно. В то же время возникновение трещин значительно облегчается, если в околошовной зоне имеется мартенсит, который увеличивает напряжения второго рода.

2).Большая склонность к образованию пор за счет сильного газооб­разования в сварочной ванне.

3).Повышенная жидкотекучесть чугуна затрудняет удержание расплав­ленного металла от вытекания и формирование шва.

4).Наличие кремния, а иногда и других элементов в металле свароч­ной ванны способствует образованию на ее поверхности тугоплавких окислов, приводящих к образованию непроваров.

Чугунные детали, работающие длительное время при высоких темпера­турах, почти не поддаются сварке. Причиной служит охрупчивание чугу­на за счет высокотемпературного окисления углерода и кремния. Его показывают иногда горелым. Также плохо свариваются чугуны, работа­ющие длительное время в соприкосновении с маслом и керосином. В та­ких случаях поверхность чугуна как бы пропитывается маслом и керосином, которые при сварке сгорают и образуют газы, способствующие по­явлению сплошной пористости в сварном шве.

 

Способы сварки чугуна

Горячая сварка чугуна – при предварительном подогреве до тем­пературы 600-700°С с последующим медленным охлаждением. Такой способ обеспечивает такую скорость охлаждения сварных соединений, при которой происходит полная графитизация металла шва и отсутствует отбел чугуна в околошовной зоне. Резко снижается уровень остаточных напряжений. Горячая сварка чугуна производится обычно чугунным электрода­ми с применением подформовывающих устройств. Сварка ведется на постоянном или переменном токе на повышенном режиме Jсв=(50-60)dэ. Однако при горячей сварке чугуна резко ухудшаются условия труда сварщика.

Полугорячая сварка чугуна производится при предварительном подогреве до температуры 250-400°С. Такая температура подогрева обеспечивает снижение уровня остаточных сварочных напряжений и несколько снижает отбел чугуна.

Холодная сварка чугуна – сварка без предварительного по­догрева. При этом способе всегда образуется отбеленный чугун в околошовной зоне и в металле шва, если используется присадочный металл типа чугунов. Поэтому для снижения вероятности образова­ния трещин при холодной сварке чугуна как правило используются высокопластичные присадочные материалы из цветных металлов (медь, никель) или сплавов (медно-никелевых, медно-железных, железо-никелевых). Зона сварки высокопрочного чугуна высоконикелевой проволокой ПАНЧ-11 показана на рис. 3.5. Слева располагается основной металл (ферритный чугун с шаровидным графитом), справа – наплавленный металл (углеродистый никель, почти не травится). Возле линии сплавления появляются участки перлита и ледебурита.

 

 

Рис.3.5 Микроструктура зоны сварки

высокопрочного чугуна проволокой ПАНЧ -11(×150)

Оборудование

1) Пост РДС на базе выпрямителя ВД-306.

2) Полуавтомат А-825.

3) Раскройный стенд.

4)Установка для изготовления шлифов.

5) Твердомер ТК-2

6)Муфельная печь.

 

Материалы

1) Электроды ЦЧ-4.

2) Проволоки ПАНЧ-11и Св08Г2С .

3) Керосин.

4) Мел.

5) Набор шлифовальных бумаг

6) Травитель шлифов (4% спиртовой раствор HNO3)

7) Пластины из серого чугуна СЧ15-32 толщиной 8¸10 мм.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.