В педагогических исследованиях, довольно часто, необходимо определить достоверность различий между средними показателями одной и той же группы испытуемых, полученных в различное время (например, до и после педагогического эксперимента). Применять критерий Стьюдента, использовав его формульное выражение (7) для случая независимых выборок, нельзя, так как в обеих выборках участвуют одни и те же испытуемые и результаты исследований по окончании эксперимента сильно зависят от результатов исходных данных исследований. Такие выборки называют коррелированными. Критерий Стьюдента в случае коррелированных выборок вычисляется по формуле
(9)
где r – коэффициент корреляции между сравниваемыми группами по изучаемому признаку.
Для того чтобы не вычислять коэффициента корреляции и упростить вычисления можно использовать методику вычислений, предложенную в работе [1], основанную на определении разности между значениями признаков для каждой пары. По существу речь идет об определении статистически значимой достоверности в приросте результатов, определяемых как разность значений признака для каждой варианты (и в целом для всей выборки испытуемых) до и после педагогического эксперимента.
Рассмотрим последовательность выполнения необходимых операций на следующем примере. Предварительно введем обозначения для статистических параметров распределения:
- результат i-го испытуемого до начала эксперимента;
- результат i-го испытуемого после эксперимента;
- разность результатов у i-го испытуемого, определяемая по значениям, показанным после и до проведения эксперимента;
- средняя арифметическая разности (прироста) результатов педагогического эксперимента.
На группе из 16 студентов (N=16) была проверена эффективность новой методики развития силы и силовой выносливости с применением специальной аппаратуры (вибротренажёр). О результатах эксперимента судили по числу подтягиваний в висе на перекладине до начала и после окончания тренировочного периода (табл. 13).
Средняя разность ( ) в нашем примере вычисляется следующим образом:
= (10)
Таблица 13.
Испытуе-
И с п ы
т а н и я
Р а
з н о с т
ь
мые
+2
+0,5
0,25
+4
+2,5
6,25
+4
+2,5
6,25
+1
-0,5
0,25
+3
+1,5
2,25
+2
+0,5
0,25
+3
+1,5
2,25
-1
-2,5
6,25
-1
-2,5
6,25
+2
+0,5
0,25
-1
-2,5
6,25
+3
+1,5
2,25
-1,5
2,25
+3
+1,5
2,25
+3
+1,5
2,25
-3
-4,5
20,25
N=16
å = 172
å = 196
å = +24
å = 0
å = 66,00
4 = +1,5
В первой колонке таблицы 13 приведены порядковые номера испытуемых и их общее число (N=16).
Во второй и третьей колонках приведены результаты в подтягивании у испытуемых до эксперимента (колонка 2) и после эксперимента (колонка 3).
Результаты вычислений разности по каждой варианте до и после эксперимента, их суммы и средней арифметической разности (прироста) приведены в колонке 4.
В колонке 5 приведены отклонения каждой варианты (di) от средней разностью ( ).
И в колонке 6 дана сумма квадратов отклонений от средней разности.
Средний квадрат отклонений будет равен
. (11)
Среднее квадратическое отклонение соответственно равно
(12)
Определяем среднюю ошибку разности
(13)
Отсюда следует, что
(14)
По таблице 1 Приложений критическое значение t для уровня значимости 0,05 при f=N-1=15, будет равняться 2,13, а t01=2,95. Поэтому с вероятностью более чем в 95% можно утверждать, что изменения в количестве подтягиваний на перекладине являются неслучайными.
Литература
1. Годик М.А. Спортивная метрология: Учебник для институтов физической культуры. – М.: Физкультура и спорт, 1988.
2. Демьяненко Ю.К. Основные приемы математической обработки и интерперетации результатов исследований по физической подготовке и спорту. – Л., 1971.
3. Лакин Т.Ф. Биометрия. – М.: Высшая школа, 1968.
4. Плохинский Н.А. Биометрия. – М., МГУ, 1970.
5. Урбах В.Ю. Биометрические методы. – М.: Наука, 1964.