Другим показателем, характеризующим величину отклонения признака от центральной тенденции, является нормированное отклонение, вычисляемое в соответствии с формульной зависимостью
, (3)
где t - нормированное отклонение; х1 – индивидуальный результат; - средняя арифметическая соответствующей группы, к которой принадлежит изучаемый результат; d - среднее квадратическое отклонение этой группы.
Выражение результата спортсмена в нормированном отклонении бывает удобным, например, для планирования характера его индивидуальной подготовки. В этом случае можно выявить, в каких упражнениях его результат в наибольшей мере отклоняется от средних результатов группы, где он тренируется. Например, попытаемся оценить подготовку пятиборца по результатам, приведенным в таблице 6.
Таблица 6.
Виды
Результаты
группы
Индивидуальные
результаты
упражнений
d
абсолютные
t
Стрельба
183 очка
5 очков
+0,4
Плавание 300 м
5 мин. 10 сек.
15 сек.
5.25
+1,0
Кросс 4 км
14 мин. 50 сек.
30 сек.
14.26
-0,8
Из приведенных в табл. 6 данных можно видеть, что спортсмен, имея лучшие результаты в стрельбе и беге, значительно отстает от группы в плавательной подготовке. Поэтому на данном этапе подготовки ему необходимо большее внимание уделять занятиям в бассейне.
Коэффициент вариации
Хорошим инструментом для анализа полученных результатов может явиться коэффициент вариации. Коэффициент вариации применяется в следующих случаях:
· когда средние показатели изучаемых групп значительно отличаются друг от друга;
· когда необходимо сравнить показатели, выраженные в различных мерах измерения.
Коэффициент вариации является функцией обоих статистических параметров – среднего квадратического отклонения и средней арифметической. Он выражается в процентах и поэтому с его помощью можно сравнивать разнообразие любых показателей. Коэффициент вариации (u) вычисляется по формуле
u = . (4)
Рассмотрим два примера применения коэффициента вариации при анализе результатов педагогических исследований.
Первый пример. При проверке физической подготовленности школьников 10-го класса были получены следующие результаты (табл. 7):
Таблица 7.
Виды упражнений
d
u
Бег 100 м
14,5 сек.
0,6 сек.
4,1%
Кросс 3000 м
13 мин. 00 сек.
1 мин. 57 сек.
15,0%
Плавание 100 м
2 мин. 10 сек.
32,5 сек.
25,0%
Подтягивание
8 раз
2 раза
25,0%
Анализ табличных данных с помощью коэффициента вариации показывает, что наибольшее разнообразие наблюдается в уровне подготовки школьников в плавании и подтягивании. Поэтому необходимо обратить внимание на улучшение тренировки именно в этих видах, чтобы средние результаты более точно отражали уровень физической подготовки учащихся.
Второй пример. Перед началом педагогического эксперимента экспериментальная и контрольная группы были проверены в беге на 1000 м. Статистические параметры испытания представлены в таблице 8.
Таблица 8.
Группа
d
u
Экспериментальная
4 мин. 10 сек.
50 сек.
20%
Контрольная
4 мин. 00 сек.
36 сек.
15%
Уже предварительный анализ показывает, что контрольная и экспериментальная группы подобраны неудачно, так как они существенно различаются по уровню подготовки и разнообразию значений изучаемого признака.
По окончании педагогического эксперимента статистические параметры в сравниваемых группах изменились (табл. 9).
Таблица 9.
Группа
d
u
Экспериментальная
3 мин. 50 сек.
27,6 сек.
12%
Контрольная
4 мин. 02 сек.
41 сек.
16,5%
На основании полученных результатов можно сделать вывод о том, что в контрольной группе изменений практически не произошло, тогда как в экспериментальной группе, применявшей новые методы кроссовой подготовки, средний результат улучшился на 20 сек. Однако такой анализ был бы неполным. Необходимо обратить внимание на то обстоятельство, что в экспериментальной группе резко уменьшился коэффициент вариации (с 20% до 12%). Это свидетельствует об уравнивании результатов у всех представителей выборки, поэтому следует проанализировать, не произошло ли такое снижение вариативности только за счет улучшения слабых результатов.
Если такое предположение подтвердится, то тогда вывод несколько изменится и применяемая методика будет рассматриваться как пригодная в первую очередь для тренировки лиц с наиболее слабой исходной кроссовой подготовкой. А из практики известно, что улучшение низких результатов является более лёгкой задачей.