Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Нормированное отклонение



 

Другим показателем, характеризующим величину отклонения признака от центральной тенденции, является нормированное отклонение, вычисляемое в соответствии с формульной зависимостью

 

, (3)

 

где t - нормированное отклонение; х1 – индивидуальный результат; - средняя арифметическая соответствующей группы, к которой принадлежит изучаемый результат; d - среднее квадратическое отклонение этой группы.

Выражение результата спортсмена в нормированном отклонении бывает удобным, например, для планирования характера его индивидуальной подготовки. В этом случае можно выявить, в каких упражнениях его результат в наибольшей мере отклоняется от средних результатов группы, где он тренируется. Например, попытаемся оценить подготовку пятиборца по результатам, приведенным в таблице 6.

Таблица 6.

 

Виды Результаты группы Индивидуальные результаты
упражнений d абсолютные t
Стрельба 183 очка 5 очков +0,4
Плавание 300 м 5 мин. 10 сек. 15 сек. 5.25 +1,0
Кросс 4 км 14 мин. 50 сек. 30 сек. 14.26 -0,8

 

Из приведенных в табл. 6 данных можно видеть, что спортсмен, имея лучшие результаты в стрельбе и беге, значительно отстает от группы в плавательной подготовке. Поэтому на данном этапе подготовки ему необходимо большее внимание уделять занятиям в бассейне.

 

Коэффициент вариации

Хорошим инструментом для анализа полученных результатов может явиться коэффициент вариации. Коэффициент вариации применяется в следующих случаях:

· когда средние показатели изучаемых групп значительно отличаются друг от друга;

· когда необходимо сравнить показатели, выраженные в различных мерах измерения.

Коэффициент вариации является функцией обоих статистических параметров – среднего квадратического отклонения и средней арифметической. Он выражается в процентах и поэтому с его помощью можно сравнивать разнообразие любых показателей. Коэффициент вариации (u) вычисляется по формуле

 

u = . (4)

 

Рассмотрим два примера применения коэффициента вариации при анализе результатов педагогических исследований.

Первый пример. При проверке физической подготовленности школьников 10-го класса были получены следующие результаты (табл. 7):

 

Таблица 7.

 

Виды упражнений d u
Бег 100 м 14,5 сек. 0,6 сек. 4,1%
Кросс 3000 м 13 мин. 00 сек. 1 мин. 57 сек. 15,0%
Плавание 100 м 2 мин. 10 сек. 32,5 сек. 25,0%
Подтягивание 8 раз 2 раза 25,0%

 

Анализ табличных данных с помощью коэффициента вариации показывает, что наибольшее разнообразие наблюдается в уровне подготовки школьников в плавании и подтягивании. Поэтому необходимо обратить внимание на улучшение тренировки именно в этих видах, чтобы средние результаты более точно отражали уровень физической подготовки учащихся.

Второй пример. Перед началом педагогического эксперимента экспериментальная и контрольная группы были проверены в беге на 1000 м. Статистические параметры испытания представлены в таблице 8.

 

Таблица 8.

 

Группа d u
Экспериментальная 4 мин. 10 сек. 50 сек. 20%
Контрольная 4 мин. 00 сек. 36 сек. 15%

 

Уже предварительный анализ показывает, что контрольная и экспериментальная группы подобраны неудачно, так как они существенно различаются по уровню подготовки и разнообразию значений изучаемого признака.

По окончании педагогического эксперимента статистические параметры в сравниваемых группах изменились (табл. 9).

 

Таблица 9.

 

Группа d u
Экспериментальная 3 мин. 50 сек. 27,6 сек. 12%
Контрольная 4 мин. 02 сек. 41 сек. 16,5%

 

На основании полученных результатов можно сделать вывод о том, что в контрольной группе изменений практически не произошло, тогда как в экспериментальной группе, применявшей новые методы кроссовой подготовки, средний результат улучшился на 20 сек. Однако такой анализ был бы неполным. Необходимо обратить внимание на то обстоятельство, что в экспериментальной группе резко уменьшился коэффициент вариации (с 20% до 12%). Это свидетельствует об уравнивании результатов у всех представителей выборки, поэтому следует проанализировать, не произошло ли такое снижение вариативности только за счет улучшения слабых результатов.

Если такое предположение подтвердится, то тогда вывод несколько изменится и применяемая методика будет рассматриваться как пригодная в первую очередь для тренировки лиц с наиболее слабой исходной кроссовой подготовкой. А из практики известно, что улучшение низких результатов является более лёгкой задачей.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.