Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Тема 34 : Высшие психические функции.



Цель занятия

Сформировать систему знаний по физиологическим основам психических функций человека. Студент должен быть ознакомлен с истоками формирования знаний по физиологии психических функций человека. На основе полученных теоретических и практических навыков студент должен знать базовые закономерности процессов, обеспечивающих психические функции человека; уметь использовать полученные знания для объяснения изменений происходящих в организме при нарушении психических функций; обладать навыками в решении вопросов о необходимости применения клинико-физиологических методов исследования психических функций; владеть элементарным понятийным аппаратом, навыками поиска и анализа информации в области физиологии психических процессов.

 

 

Исходные знания

1. Онтогенез (биология, анатомия, гистология).

2. Нервная система (физиология, анатомия, гистология).

3. Высшая нервная деятельность (физиология).

.

План изучения темы

1. Понятие «психика», «высшие психические функции».

2. Виды основных психических функций.

3. Адаптивная роль психических функций человека.

4. Особенности психических функций человека.

5. Индивидуальные особенности психических функций человека.

5.1. Личностные особенности психических функций человека (способности, типологические особенности, темперамент, характер, социальные установки, направленность мотиваций).

5.2. Значение функционального состояния центральной нервной системы для осуществления психических функций.

6. Физиологические методики исследования психических функций.

7. Внимание.

7.1. Виды внимания.

7.2. Формы внимания.

7.3. Свойства внимания.

7.4. Значение работ И.П.Павлова и А.А.Ухтомского для понимания физиологических механизмов внимания.

7.5. Физиологические корреляты внимания.

8. Восприятие.

9. Память.

9.1. Значение работ Г.Эббингауза при изучении памяти человека.

9.2. Процессы, лежащие в основе памяти.

9.3. Основные черты (характеристики) памяти.

9.4. Виды памяти.

9.5. Механизмы памяти.

9.6. Мнемотехника. Развитие и тренировка памяти.

9.7. Нарушения памяти

10. Эмоции.

10.1. Эмоции как физиологическое и психологическое состояние.

10.2. Их значение в целенаправленной деятельности человека.

10.3. Основные эмоции

10.4. Компоненты эмоций.

10.5. Эмоциогенные зоны головного мозга.

10.6. Теории эмоций.

10.7. Эмоциональное напряжение (эмоциональный стресс), его роль в возникновении неврозов, в развитии гипертензивных состояний и других психосоматических заболеваний у человека.

11. Мотивации.

11.1. Различие понятий «потребность», «мотивация», «цель».

11.2. Виды мотиваций

11.3. Нервный субстрат обеспечения мотиваций.

11.4. Механизмы трансформации потребностей в мотивации.

12. Мышление.

12.1. Понятие «мышления».

12.2. Виды мышления.

12.3. Роль мозговых структур в процессе мышления.

12.4. Физиологические корреляты мышления.

12.5. Физиологические подходы к изучению процесса мышления.

13. Сознание.

13.1. Физиологические концепции сознания.

13.2. Подсознание.

13.3. Сверхсознание.

14. Речь.

14.1. Виды речи.

14.2. Функции речи.

14.3. Периферические механизмы речи.

14.4. Центральные механизмы речи.

14.5. Физиологические методики исследования речи у человека.

14.6. Развитие речи у ребёнка.

14.7. Внушение, самовнушение, психотерапия.

15. Возрастные изменения высших психических функций.

Вопросы для самоконтроля

 

1. Что такое «психика», «высшие психические функции»?

2. Какие выделяют основные виды психических функций?

2.1. Корректно ли делить психику на составные элементы?

2.2. Деление психики на отдельные элементы связано с механистическими представлениями учёных-психологов в период становления научной психологии или аналитическими тенденциями в науке XIX — начала XX века?

3. В чём заключается адаптивная роль психических функций человека?

4. Каковы особенности психических функций человека?

5. Чем определяются индивидуальные особенности психических функций человека?

5.1. Какие личностные особенности влияют на психические функции человека? [A221]

5.2. Какое значение имеет функциональное состояние центральной нервной системы для осуществления психических функций?

6. Какие вы знаете физиологические методики исследования психических функций?

7. Что такое внимание?

7.1. Какие Вы знаете виды внимания?

7.1.1. Что такое непроизвольное (пассивное), произвольное, послепроизвольное (или вторично непроизвольное) внимание?

7.1.2. При каком виде внимания отсутствует сознательный выбор направления и регуляции?

7.1.3. Какое внимание (вид) устанавливается и поддерживается независимо от сознательного намерения человека, как правило, кратковременно, быстро переходящее в произвольное?

7.1.4. При каком виде внимания субъект сознательно выбирает объект внимания?

7.1.5. О каком внимании (виде), как правило, говорят: «Там, где предмет, на который внимаются, сам по себе человека не привлекает»?

7.1.6. Какое внимание (вид) ассоциируется со словом «надо»?

7.1.7. При каком виде внимания осуществляется сознательный выбор объекта внимания, но отсутствует напряжение, характерное для произвольного внимания?

7.1.8. Какое внимание (вид) связано с образованием новой установки, связанной в большей мере с актуальной деятельностью, нежели с предшествующим опытом человека (в отличие от непроизвольного)?

7.1.9. Какое внимание (вид) ассоциируется со словом «хочется»?

7.1.10. Какое внимание (вид) является самым эффективным и длительным?

7.1.11. Какие критерии используют при сравнении видов внимания?

7.1.12. Как различаются виду внимания по условиям возникновения?

7.1.13. Внимание возникло при действии сильного или значимого раздражителя. О каком виде внимания идёт речь?

7.1.14. Внимание возникло при постановке (принятии) задачи. О каком виде внимания идёт речь?

7.1.15. Внимание возникло при вхождении в деятельность и возникшем в связи с этим интересом. О каком виде внимания идёт речь?

7.1.16. Как различаются виды внимания по основным характеристикам?

7.1.17. Для какого вида внимания характерна легкость возникновения и переключения?

7.1.18. Какой вид внимания требует волевых усилий, утомляет?

7.1.19. Какой вид внимания не вызывает напряжения?

7.1.20. Как различаются виды внимания по механизмам формирования?

7.1.21. Какой вид внимания вызывается рефлексом интереса?

7.1.22. Какой вид внимания подчинён второй сигнальной системе?

7.1.23. Какой вид внимания является доминантным?

7.2. Какие Вы знаете формы внимания?

7.2.1. Что такое внешнее и внутреннее внимание?

7.2.2. К какой форме относится сенсорное (чувственное), моторное (двигательное) и интеллектуальное внимание?

7.3. Какие Вы знаете свойства внимания?

7.3.1. Что такое концентрация, объём, распределяемость, устойчивость, переключаемость внимания?

7.3.2. Какое свойство внимания определяет степень сосредоточенности?

7.3.2.1.Какое свойство внимания определяет избирательную направленность сознания на один или несколько предметов познания?

7.3.2.2.Какое свойство внимания позволяет выделить существенный признак и отсеять несущественные раздражители?

7.3.2.3.Какова роль процессов торможения в концентрации внимания?

7.3.3. Какое свойство внимания определяет количество однородных не связанных между собой предметов, которые могут восприниматься одновременно и с одинаковой четкостью за короткий промежуток времени?

7.3.3.1.Какое свойство внимания может быть либо узким, либо широким?

7.3.3.2.Каков обычный объем внимания взрослого человека и ребёнка?

7.3.3.3.Объем внимания взрослого человека составляет 9 объектов за 100 мс. Оцените это значение?

7.3.3.4. Как изменится объём внимание, если объекты, находящиеся в поле нашего внимания, связаны между собой смыслом? Увеличится, уменьшится или …?

7.3.4. Какое свойство внимания тесно связано с объемом внимания, позволяет ограничивать поле внимания и перераспределять внимание между несколькими объектами?

7.3.4.1.Может ли человек одновременно сосредоточиться на нескольких предметах?

7.3.4.2.Многие придерживаются мнения, что человек может заниматься только одним предметом, но переходить от одного к другому с высочайшей скоростью, это создает видимость того, что человек распределяет внимание между двумя и более предметами одновременно. Что Вы думаете по этому поводу?

7.3.4.3.Говорят, что великий римский император и полководец Гай Юлий Цезарь мог одновременно читать, писать и слушать доклады не прерывая при этом неспешной беседы со своим секретарем. О каком свойстве внимания идёт речь?

7.3.5. С каким свойством внимания связано время, в течение которого сохраняется на одном уровне концентрация внимания?

7.3.5.1.Лабильность является противоположностью какого свойства внимания?

7.3.5.2.Внимание подвержено непроизвольным периодическим колебаниям. С каким периодом? [A222]

7.3.6. С каким свойством внимания связано изменение направления сознания с одного предмета на другой, сознательное и осмысленное, преднамеренное и целенаправленное, обусловленное постановкой новой цели?

7.3.6.1.Чем «отвлечение» отличается от «переключения»?

7.3.6.2.Различают полное и неполное (завершенное и незавершенное) переключение внимания. Чем они отличаются?

7.3.6.3.К чему приводит затруднённая переключаемость внимания при его высокой концентрации?

7.3.6.4.Что приводит к так называемым ошибкам рассеянности?

7.3.6.5.Рассеянность понимается в двух планах. Каких?

7.3.6.6.Неумение сколько-нибудь длительно сосредотачивать внимание (как следствие постоянной отвлекаемости) из-за избытков неглубоких интересов является «рассеянностью»?

7.3.6.7.Односторонне сосредоточенное сознание, когда человек не замечает то, что с его точки зрения представляется незначительным является «рассеянностью»?

7.4. Каково значение работ И.П.Павлова и А.А.Ухтомского для понимания физиологических механизмов внимания.

7.4.1. Какова роль рефлекса «Что такое?» в организации внимания?

7.4.2. Что такое «доминанта» по А.А.Ухтомскому (1923)?

7.4.3. Какое свойство внимания обеспечивает доминанта?

7.5. Какие Вы знаете физиологические корреляты внимания?

8. Что такое «восприятие»?

8.1. Чем восприятие отличается от ощущения?

8.2. Является ли любое восприятие контекстнозависимым?

9. Что такое «память»?

9.1. Кого принято считать пионером в исследовании памяти человека?

9.1.1. На ком Герман Эббингауз ставил эксперименты при изучении памяти?

9.1.2. Как выглядела основная методика Г.Эббингауза при изучении памяти?

9.2. Какие процессы, лежат в основе памяти?

9.2.1. Что такое «запоминание»?

9.2.2. Что такое «энграмма»?

9.2.3. Что такое произвольное и непроизвольное запоминание?

9.2.4. Какими двумя способами может проходить произвольное запоминание? Какой из них более эффективный?

9.2.5. Запомните следующий ряд цифр 144121100816449362516941. Какой Вы использовали способ запоминания? Произвольный или непроизвольный? С механическим фиксирование или смысловой (логический)?

9.3. Назовите основные черты (характеристики) памяти.

9.4. Какие критерии могут быть использовании при классификации памяти?

9.4.1. Что такое непроизвольная и произвольная память?

9.4.2. Что такое двигательная, эмоциональная (аффективная), образная, словестно-логическая память?

9.4.3. Как классифицируют человеческую память по продолжительности сохранения информации?

9.4.4. Что такое мгновенная (сенсорная, иконическая), кратковременная, оперативная, долговременная память?

9.4.5. Что такое «Магическое число семь плюс-минус два» Джорджа Миллера?

9.5. Механизмы памяти. Что это такое?

9.5.1. Где хранится информация (память) в мозге?

9.5.2. Какое значение в изучении памяти имели работы Лешли К.С.?

9.5.3. Какова роль мозжечка, гиппокампа, височной доли коры в формировании механизмов памяти?

9.5.4. Как хранится информация (память) в мозге?

9.6. Что такое «мнемотехника»? Можно ли её назвать методикой развивающей и тренирующей память?

9.6.1. Что такое «закономерности Г.Эббингауза»?

9.6.2. При запоминании материала, лучше всего воспроизводятся его начало или конец?

9.6.3. Что такое «эффект края» при запоминании?

9.6.4. Какую роль при запоминании играет повторение материала?

9.6.5. Установка на запоминание помогает или мешает запоминанию?

9.6.6. Полезно или вредно при запоминании связать материал с целью деятельности?

9.6.7. Что такое реминисценция?

9.6.8. Реминисценция чаще всего происходит на какой день после выучивания материала?

9.6.9. Простые события, которые производят на человека сильное впечатление, запоминаются сразу, прочно и надолго. Верно? Или наоборот?

9.6.10. Любое новое впечатление остается в памяти изолированным? Или нет?

9.6.11. Память о событии меняется, так как вступает в связь с другими впечатлениями. Верно?

9.7. Какими могут быть нарушения памяти?

9.7.1. Что такое ретроградная и антероградная амнезия?

9.7.2. Какова роль С.С.Корсакова в изучении памяти?

9.7.3. Что такое «Корсаковский синдром»?

10. Что такое «эмоции»?

10.1.1. Почему эмоции всегда двухвалентны?

10.1.2. Какие критерии используются при классификации эмоций?

10.1.3. Какие эмоции выделяют по интенсивности, знаку, направленности?

10.1.4. Эмоции какой интенсивности появляются редко и случайно, подавляются другими чувствами, с трудом поддается управлению сознанием?

10.1.5. Эмоции какой интенсивности могут влиять на другие чувства, управляются сознанием?

10.1.6. Эмоции какой интенсивности подавляют другие чувства (гнев, любовь, счастье), с трудом поддается управлению сознанием?

10.1.7. При каком знаке эмоции человек стремится к объекту эмоции, а при каком – от него?

10.1.8. Как можно объяснить следующий парадокс: человек стремится к источнику отрицательной эмоции, например к боли?

10.1.9. Куда могут быть направлены эмоции? На себя, на нечто снаружи или на кого-либо (лицо? Или в прошлое, настоящее, будущее?

10.2. Что такое «основные эмоции» по К.Изарду?

10.3. Какие Вы знаете компоненты эмоций?

10.3.1. Компоненты эмоций имеют относительная самостоятельность. Что это значит?

10.3.2. Выраженные субъективные переживания могут сопровождаться небольшими периферическим проявлениями. Напротив, при псевдоэмоциях яркие периферические проявления (например, мимические и вегетативные реакции при плаче или смехе) могут протекать без существенных субъективных переживаний. О чём это говорит?

10.3.3. Что такое соматические проявления эмоций?

10.3.4. Какие компоненты эмоций запускаются от лобной коры через экстрапирамидную и пирамидную системы?

10.3.5. Какие Вы знаете формы соматических проявлений эмоций?

10.3.6. Что такое тоническая и фазическая форма соматических проявлений эмоций?

10.3.7. Гипертонус, скованность, тремор являются проявлением какой формы соматического компонента эмоций?

10.3.8. Мимика, жесты, позы, интонации голоса, мигания являются проявлением какой формы соматического компонента эмоций?

10.3.9. Что такое вегетативные проявления эмоций?

10.3.10. Какие компоненты эмоций запускаются преимущественно от теменно-височных отделов правого полушария через активацию гипоталамуса?

10.3.11. Какие компоненты эмоций проявляются повышением ЧСС, АД, ЧД, потоотделением, расширением зрачков, выбросом в кровь гормонов и другими изменениями функций внутренних органов?

10.3.12. Что такое мимические проявления эмоций?

10.3.13. Является ли мимика универсальным способом проявления эмоций среди людей вне зависимости от расовой и социальной принадлежности?

10.3.14. Где в головном мозге располагается центр распознавания эмоций?

10.3.15. Центр распознавания эмоций имеет общую локализацию с центром распознавания лиц в головном мозге?

10.4. Что такое эмоциогенные зоны головного мозга?

10.4.1. Назовите критическую структуру головного мозга для возникновения эмоций. Перерезка ствола ниже неё выключает эмоции. Является главной структурой, формирующей витальные (биологические) потребности и эмоции.

10.4.2. К возникновению каких эмоций приводит стимуляция латерального и медиального гипоталамуса?

10.4.3. Какая структура головного мозга обеспечивает выделение доминирующей мотивации, играет решающую роль в реализации переключающей функции эмоций, т.е. выборе поведения, соответствующего не только той или иной мотивации, но и условиям ее удовлетворения, оказывает влияние через хвостатое ядро?

10.4.4. К возникновению или подавлению каких эмоций приводит электрическая стимуляция миндалевидного тела височной доли?

10.4.5. К возникновению или подавлению каких эмоций приводит удаление миндалевидного тела височной доли?

10.4.6. При длительной депрессии гиппокамп — центральная структура лимбической системы мозга — может значительно потерять или приобрести в объеме?

10.4.7. Какая структура головного мозга реагирует на сигналы с низкой вероятностью подкрепления, расширяет круг извлекаемых энграмм памяти, компенсирует недостаток информации в ситуации неопределенности?

10.4.8. В какой структуре головного мозга формируется память о пережитых эмоциях?

10.4.9. Какая область коры головного мозга имеет важное значение для формирования высших эмоций, связанных с социальными отношениями и творчеством, а также обеспечивает социализацию биологических эмоций?

10.4.10. Какая область коры головного мозга участвует в распознавании эмоциональных реакций других людей, а также участвует в выражении эмоций?

10.4.11. Какая эмоциогенная зона имеет наиболее обширные связи с другими отделами мозга? Предположительно она выполняет функцию высшего координатора систем мозга, участвующих в формировании эмоций.

10.4.12. Кто предложил первую более или менее стройную модель, объясняющую, где живут эмоции, в 1937? [A223]

10.4.13. Джеймс Пейпец, положив на алтарь науки не один десяток подопытных кроликов и кошек, определил, что эмоции связаны с четырьмя структурами мозга. Какими?

10.4.14. Что такое «лимбический круг Пейпеца», какие структуры он в себя включает?

10.4.15. Лимбический круг от миндалевидного тела к мамиллярным телам гипоталамуса, от них к лимбической области среднего мозга и обратно к миндалине называется кругом Пейпеца?

10.4.16. Какому лимбическому кругу придается большое значение в формировании эмоций, обучения и памяти?

10.4.17. Какой лимбический круг имеет важное значение в формировании эмоций, сопровождающих агрессивно-оборонительные, пищевые и сексуальные реакции?

10.5. Теории эмоций.

10.5.1. Что утверждают периферические теории эмоций В.Джеймс (1884), К.Ланге (1895)?

10.5.2. Согласно какому представлению о природе эмоций «мы плачем не потому, что нам грустно, а нам грустно потому, что мы плачем»?

10.5.3. Какие теории рассматривают эмоции как результат активации мозговых структур?

10.5.4. В чём суть биологической теории эмоций П.К.Анохина (1948)?

10.5.5. Какая теория эмоций утверждает, что эмоция является результатом рассогласования или совпадения реального результата деятельности с прогнозируемым в акцепторе результатом действия?

10.5.6. В чём суть потребностно-информационной теории эмоций П.В.Симонова (1996)?

10.5.7. Какая теория эмоций утверждает, что эмоция – это «отражение мозгом человека какой-либо актуальной потребности (её качества и величины) и вероятности её удовлетворения, которую субъект непроизвольно оценивает на основе врожденного и ранее приобретенного опыта»?

10.5.8. При каком условии возникают положительные и отрицательные эмоции, согласно потребностно-информационной теории эмоций П.В.Симонова?

10.6. Какова роль эмоционального напряжения (эмоционального стресса) в возникновении неврозов, в развитии гипертензивных состояний и других психосоматических заболеваний у человека?

11. Что такое «мотивация»?

11.1. Различие понятий «потребность», «мотивация», «цель».

11.1.1. "Мотив — это опредмеченная потребность". Чьи это слова?

11.1.2. В цепочке «жажда - вода - бутылка с водой, к которой человек тянется» что является потребностью, что – мотивом, что – целью?

11.2. Виды мотиваций

11.2.1. Как называется мотивация, не связанная с содержанием определенной деятельности, но обусловленная внешними по отношению к субъекту обстоятельствами?

11.2.2. Как называется мотивация, связанная не с внешними обстоятельствами, а с самим содержанием деятельности?

11.2.3. Как называются мотивации, основанные на положительных и отрицательных стимулах?

11.2.4. Конструкция "если я хорошо сдам сессию, я буду получать стипендию" является положительной или отрицательной мотивацией?

11.2.5. Конструкция "если я не получу тройку на экзамене, то буду получать стипендию" является положительной или отрицательной мотивацией?

11.2.6. Конструкция "если я хорошо сдам сессию, то меня не лишат стипендии" является положительной или отрицательной мотивацией?

11.2.7. Конструкция " если я не получу тройку на экзамене, то меня не лишат стипендии " является положительной или отрицательной мотивацией?

11.2.8. Мотивация, которая основана на нуждах человека, т.к. она не требует дополнительного подкрепления является устойчивой или неустойчивой?

11.2.9. Что такое мотивации «от» и «к», «метод кнута и пряника»?

11.2.10. Какие индивидуальные мотивации, направленные на поддержание гомеостаза?

11.2.11. Голод, жажда, избегание боли, стремление к температурному оптимуму. Какова главная роль этих мотиваций?

11.2.12. Какие мотивации относятся к «групповым»?

11.2.13. Забота о потомстве, поиск места в групповой иерархии, поддержание присущей данному виду структуры сообщества. К какой группе относятся эти мотивации?

11.2.14. Какие мотивации относятся к «познавательным»?

11.2.15. Исследовательское поведение, игровая деятельность. К какой группе относятся эти мотивации?

11.3. Нервный субстрат обеспечения мотиваций.

11.3.1. Какова роль гипоталамуса, лобной коры, лимбической системы в обеспечения мотиваций?

11.3.2. Где находятся центры жажды, насыщения, полового поведения?

11.3.3. Какой нервный субстрат обеспечивает формирование социальных и идеальных мотиваций?

11.3.4. Какой нервный субстрат обеспечивает социализацию биологических мотиваций?

11.3.5. Какой нервный субстрат обеспечивает направленный поиск и выбор путей реализации мотиваций?

11.3.6. Какой нервный субстрат обеспечивает вероятностное прогнозирование резуьтата?

11.3.7. Какой нервный субстрат обеспечивает формирование эмоций по ходу возникновения и реализации мотиваций?

11.3.8. Какой нервный субстрат организует иерархию мотиваций?

11.3.9. Какой нервный субстрат формирует эмоцию как аппарат оценки возможности удовлетворения мотиваций?

11.3.10. Какой нервный субстрат активирует мозговые структуры, участвующие в реализации мотиваций: информационные, соматические, управляющие вегетативными процессами?

11.4. Механизмы трансформации потребностей в мотивации.

11.4.1. Как происходит возбуждение мотивационных центров?

11.4.2. Центр мотивации обладает свойствами доминантного очага? В какой степени?

11.4.3. Какие нейрохимические механизмы участвуют в формировании и развитии мотивации?

11.4.4. Что такое «эмоционально‑мотивационные медиаторы»?

11.4.5. Где находятся эмоционально‑мотивационные медиаторы?

11.4.6. Какие нейропептиды и как участвуют в участвуют в формировании и развитии мотивации?

11.4.7. Какие гормоны регулируют мотивации?

12. Что такое «мышление»?

12.1. Как обозначается высшая ступень человеческого познания, процесс отражения в мозге окружающего реального мира, основанная на двух принципиально различных психофизиологических механизмах: образования и непрерывного пополнения запаса понятий, представлений и вывода новых суждений и умозаключений.

12.1.1. Что такое «мысль»?

12.1.2. Что такое «интеллект»?

12.2. Назовите три основных вида мышления.

12.2.1. Какой вид мышления представляет совокупность способов и процесс образного решения задач, предполагающих зрительное представление ситуации и оперирование образами составляющих ее предметов без выполнения реальных практических действий с ними?

12.2.2. Какой вид мышления позволяет наиболее полно воссоздавать все многообразие различных фактических характеристик предмета?

12.2.3. Важной особенностью какого вида мышления является установление непривычных сочетаний предметов и их свойств?

12.2.4. В каком качестве наглядно-образное мышление неразличимо с воображением?

12.2.5. Какой вид мышления приводит к мгновенному получению результата?

12.2.6. Исключительно какой вид мышления имеют животные и дети до 5 лет?

12.2.7. С приобретением навыков общения человек постепенно переходит на какой вид мышления?

12.2.8. Какова скорость нагля́дно-о́бразной и абстрактной памяти?

12.2.9. У какого вида мышления высокая способность оперировать с «отвлеченными», «воображаемыми» понятиями (которые в принципе невозможно увидеть или «потрогать руками» и способность к отслеживанию влияния «отвлеченных» понятий на явления конкретной жизни)?

12.2.10. У какого вида мышления высокая способность к творчеству и жизни «своим умом»?

12.2.11. Какой вид мышления практически полностью утрачивается при отравлении алкоголем даже в самых «малых» и «культурных» дозах?

12.2.12. При каком виде мышления задачи решаются с помощью существующего, реального объекта?

12.2.13. Какой вид мышления манипулирует предметной сферой?

12.2.14. Какой вид мышления вплетён в реальное манипулирование предметами и обслуживает прежде всего практические задачи?

12.2.15. Что такое логическое, панорамное, комбинаторное, нестандартное, латеральное, концептуальное, дивергентное, практическое мышление?

12.2.16. Какой вид мышления оформляется в языке в виде рассуждения, частным случаем которого являются доказательство и опровержение?

12.2.17. Какой вид мышления характеризует способность мыслить совокупностями образов, подчинённых тем или иным условиям, которые можно составить из заданного конечного множества объектов?

12.2.18. Каким видом мышления должны владеть хорошие шахматисты?

12.2.19. Какой вид мышления отражает способность находить новые подходы и необычные решения в любых ситуациях?

12.2.20. Какое мышление состоит в том, чтобы для описания любого объекта очень дисциплинированно использовать крайне ограниченный круг понятий, глубоко осмысливая каждое из них, другими словами, отражая смысл и содержание понятия в некоторой системе других взаимосвязанных понятий.

12.2.21. При каком мышлении происходит поиск множества решений одной и той же проблемы? Дополняется конвергентным мышлением.

12.3. Какие мозговые структуры обеспечивают процесс мышления?

12.3.1. Какова роль лобной коры в процессах мышления?

12.3.2. Какова роль височной коры в процессах мышления?

12.3.3. Какова роль теменно‑затылочной коры в процессах мышления?

12.3.4. Какова роль лимбической системы в процессах мышления?

12.3.5. В чём выражается функциональная асимметрия полушарий в процессах мышления?

12.4. Какие Вы знаете физиологические корреляты мышления?

12.5. Какие физиологические подходы используются при изучении процесса мышления?

12.5.1. Какова роль электроэнцефалографии при исследовании процессов мышления?

12.5.2. Какова роль исследования вызванных потенциалов при изучении процессов мышления?

12.5.3. Для чего используются погруженные в мозг многожильные электроды при изучении процессов мышления?

12.5.4. Какие приемы экспериментально-психологического исследования используются при изучении мышления?

12.5.5. Что такое тест Айзенка на уровень интеллекта IQ?

13. Что такое «сознание»?

13.1. Назовите основные физиологические концепции сознания.

13.1.1. В чём заключается концепция «светлого пятна» И.П.Павлова (1913)?

13.1.2. В чём заключается концепция информационного синтеза А.М.Иваницкого (1997)?

13.1.3. В чём суть вербальной теории сознания?

13.2. Что такое «подсознание»?

13.3. Что такое «сверхсознание»?

14. Речь. Что это такое?

14.1. Что такое устная и письменная речь?

14.2. Каковы основные функции речи?

14.2.1. В чём состоит коммуникативная функция речи?

14.2.2. В чём состоит регулирующая функция речи?

14.2.3. В чём состоит понятийная функция речи?

14.2.4. В чём состоит программирующая функция речи?

14.3. Что понимают под периферическими механизмами речи?

14.3.1. Опишите механизм фонации.

14.3.2. Опишите механизм артикуляции

14.4. Что понимают под центральными механизмами речи?

14.4.1. Опишите механизм восприятия речи.

14.4.1.1. Что такое «слуховой центр речи Вернике» и каковы его функции?

14.4.1.2. Что такое «оптический центр речи» и каковы его функции?

14.4.2. Опишите механизм воспроизведения речи.

14.4.2.1. Что такое «двигательный центр устной речи Брока» и каковы его функции?

14.4.2.2. Что такое «двигательный центр письменной речи» и каковы его функции?

14.4.3. Как связанна функциональная асимметрия коры больших полушарий с развитием речи у человека?

14.4.4. Речь как вторая сигнальная система. Что это такое?

14.4.5. Как осуществляется контроль речеобразования?

14.5. Какие Вы знаете физиологические методики исследования речи у человека?

14.6. Как развивается речь у ребёнка?

14.7. Что такое «внушение», «самовнушение», «психотерапия».

15. Как изменяются высших психических функций в онтогенезе?

15.1. Особенности эмоциональных реакций детей?

15.2. Какие возрастные изменения памяти Вы знаете?

15.3. Какие возрастные изменения эмоциональных реакций Вы знаете?

 

Работа в лаборатории

Студенты самостоятельно выполняют следующие лабораторные работы:

1. Определение устойчивости и переключаемости внимания.

2. Роль словесного раздражителя в создании эмоционального состояния человека.

3. Определение кратковременной слуховой памяти.

4. Выявление преобладающего типа памяти.

5. Изучение продуктивности кратковременной памяти.

6. Исследование мышление с помощью отнесения фраз к пословицам.

7. Тест IQ.

 

 

Указываются студентам допущенные ошибки, обобщается материал по изучаемой теме.

Задание на дом

Подготовиться к занятию по теме: «Архитектура целостного поведенческого акта. Целенаправленная деятельность. Физиология адаптации. Основы хронофизиологии».

 

Литература[a224] :

1. Лекции.

2. Физиология человека: Учебник / Под ред. В.М.Покровского, Г.Ф.Коротько.— 2-е изд., перераб. И доп.— М.: Медицина, 2003.— 593-626 с[Мф225] .

3. Фундаментальная и клиническая физиология: Учебник для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. А. Г. Камкина и А. А. Каменского. — М.: Издатель­ский центр «Академия», 2004. — 1072 с[Мф226] .


 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.