Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Тема 24 : Обмен веществ и энергии. Терморегуляция.



 

Цель занятия

Сформировать систему знаний о закономерностях процессов метаболизма. Студент должен быть ознакомлен с истоками формирования знаний по физиологии обмена веществ и энергии. На основе полученных теоретических и практических навыков студент должен знать базовые закономерности процессов обмена веществ и энергии, уметь использовать полученные знания для объяснения изменений обмена веществ и энергии, обладать навыками в решении вопросов о необходимости исследования метаболизма и в оценке результатов этих тестов, владеть элементарным понятийным аппаратом, навыками поиска и анализа информации в области физиологии обмена веществ и энергии.

Сформировать систему знаний о закономерностях процессов терморегуляции. Студент должен быть ознакомлен с истоками формирования знаний по физиологии терморегуляции. На основе полученных теоретических и практических навыков студент должен знать общие закономерности процессов терморегуляции, уметь использовать полученные знания для объяснения изменений терморегуляции в организме человека, обладать навыками в решении вопросов о необходимости исследования процессов терморегуляции и в оценке результатов этих тестов, владеть понятийным аппаратом физиологии терморегуляции, навыками поиска и анализа информации в области физиологии терморегуляции.

 

 

Исходные знания

1. Ассимиляция, диссимиляция (биология).

2. Калориметрия (биофизика).

3. Единицы измерения энергии: большая калория, малая калория, джоуль (физика).

4. Правило Аллена[A99] (биология, экология).

5. Правило Бергмана[A100] (биология, экология).

6. Термометрия (биофизика).

7. Термография (медицинская физика).

 

План изучения темы

1. Понятия «обмен веществ и энергии», «метаболизм»

2. Белковый обмен.

3. Азотистый баланс.

4. Липидный обмен.

5. Углеводный обмен.

6. Водный баланс.

7. Минеральный обмен.

8. Витамины, физиологическая роль основных групп витаминов.

9. Энергетический баланс организма.

10. Методы исследования энергообмена.

11. Калориметрия.

12. Прямая калориметрия.

13. Непрямая калориметрия (полный и неполный газовый анализ).

13.1. Калорический эквивалент кислорода.

13.2. Дыхательный коэффициент.

14. Основной обмен, значение, факторы его определяющие.

15. Специфически-динамическое действие питательных веществ.

16. Рабочий обмен. Энергетические затраты организма при разных видах труда

17. Терморегуляция.

18. Пойкило- гомойо- и гетеротермия.

19. Постоянство температуры внутренней среды организма как необходимое условие нормального протекания метаболических процессов.

20. Температурные ядро и оболочка.

21. Понятие «температура тела» человека.

22. Колебания температура тела человека.

23. Терморецепторы периферические и центральные.

24. Гипоталамус как центр терморегуляции.

25. Теплопродукция (химическая терморегуляция, термогенез).

26. Теплоотдача (физическая терморегуляция, термолизис).

27. Гипотермия.

28. Гипертермия.

29. Лихорадка.

30. Возрастные особенности терморегуляции.

 

 

Вопросы для самоконтроля

1. Что такое «обмен веществ» в организме, между организмом и внешней средой?

1.1. Что обозначают термины «метаболизм», «анаболизм», «катаболизм»?

1.2. Что обозначают термины «ассимиляция», «диссимиляция»?

1.3. Верно ли утверждение, что обмен веществ между организмом и внешней средой - основное условие жизни и сохранения гомеостаза?

1.4. Какие выделяют типы обмена веществ?

2. Что такое энергетический баланс организма?

2.1. Напишите уравнение энергетического баланса организма.

2.2. Является масса тела (МТ) показателем энергетического баланса организма? Насколько полно она характеризует его?

3. Методы исследования энергообмена

3.1. Можно ли определить уровень энергетического обмена по количеству энергии, полученной организмом с пищей, по уровню выполненной полезной работы, по теплоотдаче, по уровню запасаемой энергии (МТ)?

4. Что такое калориметрия?

4.1. Что такое прямая калориметрия?

4.2. Почему уровень теплоотдачи может служить показателем уровня энергетического обмена организма?

4.3. Что такое непрямая калориметрия?

4.4. Что такое полный газовый анализ при непрямой калориметрии?

4.5. Что такое неполный газовый анализ при непрямой калориметрии?

4.6. Кто создал первые калориметры для прямой и непрямой калориметрии?

4.7. Можно ли вычислена теплопродукция, если известно количество потреблённого кислорода и его калорический эквивалент? Как?

4.8. Что такое калорический эквивалент кислорода (КЭК)?

4.9. Зависит ли значение КЭК от качества субстрата окисления, его калорического коэффициента?

4.10. Зависит ли значение КЭК от количества субстрата, окисляемого 1 л кислорода?

4.11. Что такое калорический коэффициент питательных веществ (тепловой коэффициент)?

4.12. Чему равен калорический коэффициент белков, жиров и углеводов в организме?

4.13. Чему равен калорический коэффициент белков, жиров и углеводов, сжигаемых в бомбе Бертло?

4.14. Что такое бомба Бертло?

4.15. У каких питательных веществ калорический коэффициент в бомбе Бертло существенно выше, чем в организме? Почему?

4.16. Как узнать какое питательное вещество «сжигается» в организме?

4.17. Что такое дыхательный коэффициент (ДК) и зачем он нужен при непрямой калориметрии?

4.18. Как определяется дыхательный коэффициент?

4.19. Чему равно значение ДК для белков, жиров и углеводов? Почему?

4.20. Чему равно значение ДК для смешанной пищи, если соотношение потребляемых белков, жиров и углеводов равно 1:1:4? Почему?

5. Что такое основной обмен?

5.1. В каких условиях определяется основной обмен?

5.2. Какие факторы определяют значение основного обмена?

5.3. Каково нормальное значение основного обмена?

6. Что такое специфически-динамическое действие питательных веществ?

7. Что такое рабочий обмен, рабочая прибавка, коэффициент физической активности?

8. Что такое «белковый обмен» в узком и широком понимании этого понятия?

8.1. Назовите основные этапы обмена белков.

8.2. Каково пластическое значение белка?

8.3. Чем определяется биологическая ценность белков пищи?

8.4. Что такое «идеальный белок»?

8.5. Что такое «незаменимые аминокислоты»? Назовите их.

9. Что такое азотистый баланс?

9.1. Какими тремя состояниям выражается азотистый баланс?

9.2. Что такое азотистое равновесие, положительный и отрицательный баланс азота?

9.3. Почему по балансу азота, судят о балансе белка?

9.4. Сколько азота в среднем содержит 100 грамм белка?

9.5. В какой массе белка содержится 1 грамм азота?

9.6. Сколько за время исследования в организме разрушилось белка, если выделилось 10 грамм азота?

10. Что такое липидный обмен?

10.1. В случае длительного и обильного питания каким-либо одним видом жира может ли измениться состав жира, откладывающегося в организме?

10.2. При обильном углеводном питании и отсутствии жиров в пище синтез жира в организме может происходить из углеводов?

10.3. Какое физиологическое значение имеет обмен стеринов, в частности холестерина?

10.4. Холестерину отводится ведущая роль в развитии очень распространённого заболевания. Какого?

10.5. Что такое гиперхолестеринемия и гипохолестеринемия?

10.6. В плазме крови холестерин находится в составе комплексов, с помощью которых и осуществляется транспорт холестерина. Каких комплексов?

10.7. Что такое липопротеиды низкой плотности (ЛПНП), липопротеидов очень низкой плотности (ЛПОНП) и липопротеидов высокой плотности (ЛПВП)?

10.8. В составе каких липопротеидов у взрослых людей находится до 70 % холестерина плазмы крови?

10.9. Что такое «хороший» и «плохой» вид холестерина?

10.10. Что такое коэффициент атерогенности?

10.11. В норме уровень ЛПНП и ЛПОНП должен быть меньше 3,0 ммоль/л и составлять не более 75% от общего уровня липопротеидов, а доля ЛПВП должна составлять примерно 25% от общего холестерина и быть > 1,0 -1,2 ммоль/л. Верно?

11. Что такое углеводный обмен?

11.1. Основная роль углеводов в метаболизме определяется их энергетической функцией. Верно?

11.2. Чему равен уровень глюкозы в крови?

11.3. Что такое гипо- и гипергликемия?

11.4. Что такое гликолиз, гликогенолиз, глюконеогенез?

11.5. Из продуктов распада каких веществ образуются в организме при полном их отсутствии в пище?

11.6. Что образуется при анаэробном и аэробном гликолизе?

11.7. Что такое «сахарный укол» К.Бернара?

12. Что такое «водный баланс»? Из чего он складывается?

12.1. Сколько примерно воды в сутки человек получает воды с пищей?

12.2. Сколько примерно воды в сутки человек получает воды в виде напитков и чистой воды?

12.3. Сколько примерно воды в сутки у человека образуется в процессе метаболизма при окислении белков, углеводов и жиров?

12.4. Сколько воды испаряется с поверхности кожи и альвеол легких в сутки?

12.5. Сколько воды в сутки необходимо для растворения экскретируемых почкой осмотически активных веществ при максимальной осмолярности мочи?

12.6. Сколько воды за сутки выводится с фекалиями?

12.7. Какова минимальная суточная потребность человека в воде?

13. Что такое «минеральный обмен»?

13.1. Какая разница между понятиями «водно-солевой обмен» и «минеральный обмен»?

13.2. Какова суточная потребность в натрии, калии, кальции?

13.3. Какой орган в основном поддерживается баланс натрия, калия в организме?

13.4. Считают, что этот электролит опосредует развитие артериальной гипертензии за счет как увеличения объема внеклеточной жидкости, так и повышения сопротивления микрососудов. Какой электролит?

13.5. Какой электролит является главным фактором поддержания осмотического давления в клетках?

13.6. Что такое макро- и микроэлементы?

14. Какова физиологическая роль основных групп витаминов?

15. Что такое «терморегуляция»?

15.1. Что такое поведенческая терморегуляция (термопреферендум)?

15.2. Что такое физиологическая терморегуляция (автономная, вегетативная)?

16. Что такое «пойкилотермия», «гомойотермия» и «гетеротермия»?

16.1. Сравните пойкилотермых и гомойотермных животных.

16.2. Какая форма терморегуляции у пойкилотермных является ведущей? Поведенческая или физиологическая? А у гомойотермных?

16.3. Уровень основного обмена у гомойотермных выше или ниже, чем у пойкилотермных?

16.4. Кто ближе к порогу «тепловой смерти»? Гомойотермные или пойкилотермные?

16.5. Кто легче переносит длительное отсутствие пищи? Гомойотермные или пойкилотермные?

16.6. Кто легче переносит существование в воде? Гомойотермные или пойкилотермные?

17. Постоянство температуры внутренней среды организма как необходимое условие нормального протекания метаболических процессов.

17.1. Температура тела в 36—38 °С являются оптимальными для каких процессов в организме человека?

17.2. Отклонение температуры от приемлемого для организма уровня может привести к изменению структуры и функции каких веществ?

18. Что такое «температурные ядро и оболочка»?

18.1. Какие части тела человека составляют температурное ядро и оболочку?

18.2. "Температурное ядро" гомойотермно, а "температурная оболочка" - пойкилотермна. Верно?

19. Что понимают под «температурой тела» человека?

19.1. «Температура тела» или «температура внутренней среды организма» является условным понятием, поскольку температура отдельных частей организма разная. Верно?

19.2. Как по формуле Бартона определяется температура тела в покое и при физической нагрузке?

19.3. Как по формуле Вите определяется температура кожи?

19.4. Где измеряют температуру тела у человека?

19.5. Что такое аксиллярная, ректальная, колоническая, оральная, сублингвальная, аурикулярная температура?

19.6. Сравните референсный диапазон значений аксиллярной и ректальной температур.

20. Насколько выражены колебания значений температуры тела человека и с чем они связаны?

20.1. Опишите циркадианные ритмы температуры тела человека. С чем они связаны?

20.2. Опишите месячные ритмы температуры тела женщин. С чем они связаны?

21. Что такое терморецепторы периферические и центральные?

21.1. Какие рецепторы распложены в коже, слизистых, кожных и подкожных сосудах?

21.2. Где расположены центральные температурные рецепторы?

21.3. Каких терморецепторов больше? Холодовых или тепловых?

21.4. Наличие кожных терморецепторов обеспечивает функционирование всей системы терморегуляции не только «по отклонению», но и «по возмущению». Верно?

21.5. К.Либермейстер (1860 г.) ввел понятие «установочная точка» (set point) гипоталамического термостата. Что это такое?

22. Какова роль переднего и заднего гипоталамуса в терморегуляции?

23. Как обеспечивается теплопродукция (химическая терморегуляция) в организме человека?

23.1. Почему теплопродукцию называют химической терморегуляцией?

23.2. Какова роль основного обмена в термогенезе?

23.3. Какова роль поддержания позы в термогенезе? Термогенез более выражен в каком положении тела? Лежа, сидя, стоя?

23.4. Какова роль холодовой мышечной дрожив термогенезе?

23.5. Что включает в себя несократительный термогенез?

23.6. Какова роль отдельных органов в теплопродукции?

24. Перечислите способы отдачи тепла с поверхности тела.

24.1. Почему теплоотдачу называют физической терморегуляцией?

24.2. Что такое термолизис путём теплопроведения?

24.3. Что такое термолизис путём конвекции?

24.4. Что такое термолизис путём излучения? Какого излучения?

24.5. Что такое термолизис путём испарения?

24.6. Каков относительный вклад теплопроведения, конвекции, теплоизлучения и испарения в термолизис?

25. Что такое «гипотермия»?

25.1. В какую погоду наиболее вероятно переохлаждение тела при одинаково низкой температуры окружающей тело среды? Сухую или дождливую?

25.2. Что такое общая и локальная гипотермия?

25.3. Когда применяется искусственная гипертермия?

26. Что такое «гипертермия»?

26.1. Что такое тепловой удар?

26.2. Что такое искусственная медицинская гипертермия?

26.2.1. Что такое локальная искусственная гипертермия (LG)?

26.2.2. Что так общая управляемая гипертермия (WBGT)?

27. Что такое лихорадка?

27.1. Развитие лихорадки у взрослых людей связано с ограничением теплоотдачи или увеличением теплопродукции?

27.2. Что такое пирогенны?

27.3. Какие экзогенные пирогены наиболее сильны?

27.4. Экзогенные пирогены действуют опосредованно, через эндогенные пирогены, или самостоятельно обеспечивают смещение установочной точки в центре терморегуляции гипоталамуса?

27.5. Какое происхождение у большинства эндогенных пирогенов?

28. Какие возрастные особенности имеет терморегуляция?

 

Работа в лаборатории

Студенты самостоятельно выполняют следующие лабораторные работы:

1. Определение основного обмена у человека по способу Дугласа‑Холдена (непрямая калориметрия).

2. Определение должного основного обмена у человека по таблицам.

3. Определение отклонения от должного основного обмена по формуле и номограмме Рида.

4. Определение суточных энерготрат хронометражно‑табличным методом.

5. Питьевая мотивация при повышении осмотического давления тканевой жидкости.

6. Оценка состояния обмена веществ и энергии человека по индексу массы тела.

7. Измерение температуры кожи человека.

8. Реакция организма человека на холодовую нагрузку малой интенсивности.

9. Роль сосудов кожи в терморегуляции.

10. Исследование поверхностной температуры тела и потоотделения при физической нагрузке.

11. Исследование функциональной мобильности потовых желёз (по Синякину).

 

Задание на дом

Подготовиться к занятию по теме: «Питание».

 

Литература[a101]

1. Лекции.

2. Физиология человека: Учебник / Под ред. В.М.Покровского, Г.Ф.Коротько.— 2-е изд., перераб. И доп.— М.: Медицина, 2003.— 451-470, 386-388, 470-479 с[Мф102] .

3. Фундаментальная и клиническая физиология: Учебник для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. А. Г. Камкина и А. А. Каменского. — М.: Издатель­ский центр «Академия», 2004. — 1072 с[Мф103] .


Тема 25 : Питание.

 

Цель занятия

Сформировать систему знаний о закономерностях питания у человека. Студент должен быть ознакомлен с истоками формирования знаний по физиологии питания. На основе полученных теоретических и практических навыков студент должен знать базовые общие закономерности питания, уметь использовать полученные знания для объяснения изменений происходящих в организме при изменении характера питания, обладать навыками в решении вопросов о необходимости исследования питания, владеть элементарным понятийным аппаратом, навыками поиска и анализа информации в области физиологии питания..

 

 

Исходные знания

1. Ассимиляция (биология)

2. Пищеварение (физиология).

3. Метаболизм (физиология).

.

План изучения темы

Голод. Теории голода.

Насыщение. Теории насыщения.

Аппетит.

Пищевые вещества.

Физиологические основы питания.

Сбалансированное питание.

Адекватное питание.

Виды клинического питания.

Нормы питания, зависимость от возраста, видов труда и состояния организма.

Вегетарианское питание.

 

 

Вопросы для самоконтроля

 

1. Что такое «питание»?

1.1. Что такое «рациональное питание»?

1.2. Что такое «пищевые вещества»?

1.3. На чём настаивает теория сбалансированного питания?

1.4. На чём настаивает теория адекватного питания?

1.5. Что такое клиническое питание и какие могут быть его виды?

2. . Что такое «нормы питания» и от каких факторов они зависят?

Работа в лаборатории

Студенты самостоятельно выполняют следующие лабораторные работы:

Составление пищевого рациона по таблицам.

 

 

Задание на дом

Подготовиться к занятию по теме: «Выделение».

 

Литература[a104] :

1. Лекции.

2. Физиология человека: Учебник / Под ред. В.М.Покровского, Г.Ф.Коротько.— 2-е изд., перераб. И доп.— М.: Медицина, 2003.— 480-489 с[Мф105] .

3. Фундаментальная и клиническая физиология: Учебник для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. А. Г. Камкина и А. А. Каменского. — М.: Издатель­ский центр «Академия», 2004. — 1072 с[Мф106] .

 

 


Тема 26 : Выделение

 

Цель занятия

Сформировать систему знаний о закономерностях процессов выделеления. Студент должен быть ознакомлен с истоками формирования знаний по физиологии выделения. На основе полученных теоретических и практических навыков студент должен знать базовые общие закономерности процессов выделения, уметь использовать полученные знания для объяснения изменений происходящих в организме при изменении и нарушении выделительных процессов, обладать навыками в решении вопросов о необходимости исследования процессов выделения и в оценке результатов этих тестов, владеть элементарным понятийным аппаратом, навыками поиска и анализа информации в области физиологии выделения.

 

 

Исходные знания

1. Мочевина, мочевая кислота, аммиак, инулин, креатинин, глюкоза, парааминогиппуровая кислота, их свойства (химия)

2. Мочевыделительная система человека (анатомия).

3. Нефрон как структурная единица почки (гистология).

4. Основные виды нефронов (гистология).

5. Сосуды почек (анатомия).

6. Осмос, диффузия, фильтрация (физика).

7. Противоточно-множительные механизмы (физика).

8. Строение юкстагломерулярного аппарата почек (гистология).

9. Строение гломерулярного фильтра почек (гистология).

10. Мочевыводящие пути (анатомия).

11. Иннервация мочевыводящих путей (анатомия).

 

План изучения темы

1. Понятие «выделение».

2. Органы выделения, система выделения.

3. Почки и их функция.

4. Нефрон как морфо-функциональная единица почки.

5. Кровообращение в почке, особенности его регуляции.

6. Основные процессы мочеобразования.

7. Клубочковая фильтрация.

8. Канальцевая секреция.

9. Канальцевая реабсорбция.

10. Поворотно-противоточные системы почки (концентрирование мочи).

11. Конечная моча и ее состав.

12. Регуляция мочеобразования.

13. Гомеостатическая функция почек.

14. Мочеотделение.

15. Возрастные изменения мочеобразования и мочеотделения .

16. Удаление почки, пересадка почки. Искусственная почка.

17. Печень как выделительный орган.

18. Кожа как выделительный орган.

 

Вопросы для самоконтроля

 

Что такое выделение?

Что такое экскреция?

Что такое реэкскреция?

Что такое экскреты? Назовите типы экскретов.

Что такое система выделения?

Назовите органы выделения и их роль в процессе экскреции.

Являются ли грудные (молочные) железы органами экскреции?

Назовите основные функции почек.

Проявлением нарушения какой функции почек является уремия?

Проявлением нарушения какой функции почек может быть артериальная гипертензия?

Проявлением нарушения какой функции почек может быть остеодистрофия?

При нарушении какой функции почек наблюдается анемия?

При нарушении какой функции почек наблюдаются отёки?

При нарушении какой функции почек наблюдается гипер- или гипокалиемия?

При нарушении какой функции почек наблюдается ацидоз или алкалоз?

Нарисуйте схему нефрона.

Назовите основные части нефрона.

Сколько содержится нефронов в каждой почке у человека[Н107] ?

Назовите основные типы нефронов. Чем они различаются?

Назовите в правильном порядке сосуды почек от почечной артерии до почечной вены.

Каковы особенности кровоснабжения юкстамедуллярных нефронов?

Сравнение интенсивность тканевого кровотока в почках относительно других органов?

Какая доля минутного объёма кровообращения приходится на почки?

В каком диапазонесистемного артериального давленияобеспечивается стабильность почечного кровотока и гломерулярной фильтрации[Н108] ?

В каком диапазонеможет изменяться почечный кровоток? Сравните значение этого показателя для почек и других органов.

Какая структура играет главную роль в саморегуляции почечного кровотока? [Н109]

Опишите строение юкстагломерулярного аппарата почек.

Опишите механизм регуляции почечного кровотока юкстагломерулярным аппаратом почек.

Назовите основные процессы, обеспечивающие функцию мочеобразования.

Назовите три типа секреции в канальцах почек.

1.1. Какой процесс наблюдается на первом (начальном) этапе мочеобразования?

1.2. Кто первый высказал мысль о фильтрации крови как первом этапе мочеобразования[Н110] ?

Опишите строение гломерулярного фильтра почек.

Опишите механизм работы гломерулярного фильтра почек.

Как зависит от проницаемости мембраны и эффективного фильтрационного давления скорость клубочковой фильтрации?

Какие факторы определяют эффективное фильтрационное давление?

1.3. При определении эффективного фильтрационного давления учитывается осмотическое давление плазмы и первичной мочи? Почему?

1.4. При определении эффективного фильтрационного давления учитывается онкотическое давление плазмы и первичной мочи? Почему?

1.5. Что такое фильтруемая фракция вещества?

Назовите значения фильтруемой фракции глобулинов, глюкозы, кальция, натрия? Почему?

Что такое канальцевая секреция?

Что такое канальцевая реабсорбция?

Механизм реабсорбции глюкозы, аминокислот. Назовите основные черты.

Опишите механизм реабсорбции натрия в клетке дистального канальца нефрона.

Опишите структуру поворотно-противоточных систем почки и механизм концентрирования мочи.

Что такое диурез?

Назовите значение суточного диуреза у здорового человека при обычном водном режиме. [Н111]

Как называется увеличение[Н112] и уменьшение[Н113] суточного диуреза, учащение[Н114] и урежение[Н115] мочеиспускания, полное прекращение[Н116] выделения мочи?

Что такое никтурия? Как она определяется?

Назовите значение отношения объёма дневного диуреза к объёму ночного у здорового человека по пробе Зимницкого[Н117] .

Какова роль и значение нервной регуляции в мочеобразовании?

Какова роль и значение гуморальной регуляции в мочеобразовании?

Каково влияние адреналина, антидиуретического, натрийуретического гормонов на мочеобразование?

Как влияет альдостерон на реабсорбцию натрия?

Как повлияет на диурез введение в область III желудочка мозга гипертонического раствора хлорида натрия, гипертонического раствора сахарозы? О чём это говорит?

Назовите фермент, вырабатываемый почками который участвует в растворении тромбов крови[Н118] .

Назовите группу липидных физиологически активных веществ, образующиеся в мозговом веществе и клубочках почек ферментативным путём из незаменимых жирных кислот, с выраженным физиологическим эффектом.

Как влияют простагландины на процессы мочеобразования в почке?

Есть ли различие в понятиях «метаболизм почки» и метаболическая функция почки»?

Какова роль почек в поддержании фонда аминокислот в организме?

Какова роль почек в глюконеогенезе?

Какой компонент биомембран синтезируется в почках[Н119] ?

Каково значение почек в липидном обмене?

Какие продукты распада белков выделяют почки?

Каково значение суточной экскреции белков у здорового человека?

Может ли экскретироваться глюкоза у здорового человека?

От чего зависит цвет мочи?

Как меняется реакция мочи при ацидозе и алкалозе?

Из каких компонентов складывается экскреция почкой кислот?

Меняется ли реакция мочи при употреблении большого количества мяса? А растительной пищи?

Меняется ли реакция мочи при интенсивной физической работе?

2. Раздражение механорецепторов мочевого пузыря определяется растяжением его стенок или увеличением давления?

2.1. Если поместить мочевой пузырь в капсулу, которая препятствовала бы его растяжению, повышение давления внутри пузыря вызовет рефлекторную реакцию?

2.2. Имеет ли значение для рефлекторной реакции мочевого пузыря скорость его наполнения?

2.3. Где находится рефлекторный центр мочеиспускания [Н120] спинного мозга?

2.4. Когда у человека появляются первые позывы к мочеиспусканию[Н121] ?

2.5. Изменяют ли порог возбуждения рефлекса мочеиспускания спинального центра вышележащие отделы мозга? Кора[Н122] большого мозга, средний мозг[Н123] , задний гипоталамус[Н124] , передний отдел моста[Н125] мозга?

2.6. Какова роль парасимпатических волокон тазовых внутренностных нервов (nn. splanchnici pelvici) при мочеиспускании[Н126] ?

2.7. Роль наружному сфинктеру мочеиспускательного канала при мочеиспускании[Н127] .

2.8. Движение мочи по мочеиспускательному каналу играет какую-либо роль в регуляции акта мочеиспускания[Н128] ?

3. Сравните почечный плазмоток и гломерулярную фильтрацию у новорожденного[Н129] и взрослого человека.

3.1. К какому возрасту почечный плазмоток и гломерулярная фильтрация достигают уровня взрослого, естественно, при расчете на стандартную величину поверхности тела[Н130] ?

3.2. Сравните способность к секреции органических кислот клеток проксимальных канальцев у ребёнка и взрослого человека?[Н131]

3.3. Сравните эффективность осмотического концентрирование мочи, действие вазопрессина у ребенка и взрослого. [Н132]

3.4. Связана ли высокая степень утилизации белков у детей с низкой концентрацией мочевины в крови и моче? А в мозговом веществе почки? [Н133]

3.5. В каком возрасте отмечается снижение почечного плазмотока, гломерулярной фильтрации, канальцевой секреции, осмотического концентрирования мочи, уменьшение кровоснабжения нефронов? [Н134]

4. Что происходит с оставшейся почкой после удаления одной почки у человека и животных[Н135] ?

4.1. Может ли одна почка обеспечить стабильность состава внутренней среды?

4.2. Что такое «искусственная почка[Н136] »?

4.3. Как часто больных подключают к аппарату «искусственная почка»? [Н137]

4.4. Как долго с помощью «искусственной почки» удается поддерживать жизнь больных[Н138] ?

4.5. Зачем при гемодиализе создают артерио-венозные шунты между лучевой артерией и веной предплечья? [Н139]

4.6. Можно ли сочетать гемодиализ и гемосорбцию? [Н140]

4.7. Чем гемодиализ отличается от гемосорбции[Н141] ?

5. Желчь является сек­ретом или экскретом?

5.1. Какие про­дукты распада гемоглобина и других производных порфиринов экскретирует печень?

5.2. Что является основным желчным пигментом человека?

5.3. Как в кишечнике появляется биливердин? [Н142]

Можно ли кожу считать выделительным органом?

5.4. Что из организма выводится с потом, с секретом сальных желёз?[Н143]

 

Работа в лаборатории

Студенты самостоятельно выполняют следующие лабораторные работы:

1. Участие почек в процессах осморегуляции[Н144] у лягушек.[Н145]

2. Антидиуретическое действие питуитрина.

3. Влияние раздражение блуждающего нерва и введения адреналина на диурез крысы.

4. Исследование выделительной способности лёгких.

5. Исследование потоотделения по Минору

6. Участие кожи в экстраренальном выделении жидкости .

 

Задание на дом

Подготовиться к занятию по теме: «Клинико-физиологические методы исследования системы выделения».

 

Литература[a146] :

1. Лекции.

2. Физиология человека: Учебник / Под ред. В.М.Покровского, Г.Ф.Коротько.— 2-е изд., перераб. И доп.— М.: Медицина, 2003.— 490-497, 498-503, 504-506, 507-522 с[Мф147] .

3. Фундаментальная и клиническая физиология: Учебник для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. А. Г. Камкина и А. А. Каменского. — М.: Издатель­ский центр «Академия», 2004. — 1072 с[Мф148] .

 

 


 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.