Бродский был человеком, который сделал самого себя, созидание себя. Не имел высшего образования. Входит в литературу как переводчик. Переводил с английского и польского. Современные тексты переводил, античные тексты. Он очень хорошо знал античную мифологию, мировую историю раннюю и средних веков. Его не принимали в Союз Писателей. Его отправляли в ссылку в Архангельскую область, полгода там был, административный приговор. Его освободили за примерное поведение.
Телевизионные беседы Иосифа Бродского с Соломоном Волковым. Он говорил там, что ссылка – неоценимый опыт. Это было открытие другого пространства. Тогда он понял, что есть народ. Ему стало невероятно жалко этих простых людей. Он понял, что он по сравнению с ними очень защищенное существо. Его дар призывает на его сторону огромное кол-во людей. Ему ничего не сделают, он защищен, а эти люди абсолютно беззащитны и никому не нужные.
«Пилигримы» (1958) – программное стихотворение. Пилигрим – латинское слово, это паломник, вечный странник. В этот год только начинались эстрадники, гражданская лирика. У Бродского основное настроение такое, что в существовании человечества нет смысла, тщетность земного бытия – ключевая идея. Пилигримы находятся в бесконечном пути. Идея дороги – традиционная для русской литературе (Хождения Афанасия Никитина, Гоголь, некрасовские герои). Дорога – возможность изменения. Позволяет изображать окружающий мир и эволюцию героя. У Бродского дорога – путь абсолютно бессмысленный. Отсюда рождается мотив одиночества – ключевой. Пространство не принадлежит нам. Его больше всего интересует время, как оно влияет на человека, как оно его обтачивает. Это ахматовский мотив: «здесь все меня переживет…» Бродский придумывает систему художественную для трансляции этой идеи:
1) композиционные приемы: принцип симметрии и принцип кольца
2) уникальный тон, который предполагает совмещение лиризма и, с другой стороны, иронии
3) постижение сложности бытия, времени требуют совмещения философских абстракций, бытовой конкретики, сложных метафорических образов, поэтому у Бродского аллюзийности и цитатности много
Бродский был нобелевским лауреатом. Мы становимся медиацентричной нацией. Бродский считал, что два великих писателя – Пушкин и Баратынский. Он похоронен в Венеции по его завещанию. Многие пишут, что это плохой знак для русского поэта. Написал, уезжая из России:
31. Общая характеристика драматургии второй половины ХХ века. Анализ творчества одного из ведущих драматургов (по выбору студента).
Уникальный род литературы. Сначала возникла лирика, потом эпическое искусство, потом драматургия. Перевести монологическую речь в диалогическую – очень сложная задача. Интермедиальность текста – использование разных знаковых систем. Один критик считал, что до Островского было только три драматурга в России: Фонвизин, Грибоедов, Сумароков. Плюс «Ревизор» Гоголя. Потом Чехов, Горький, Андреев, Блок, Маяковский, Булгаков, а потом затишье наступило. В 50-ые годы начинается возрождение драматургии. Направлений несколько. Самое известной – производственная драма: Игнатий Дворетский «Человек со стороны», Бокарев «Сталевары», Александр Гельман «Протокол одного заседания» (экранизация Панфилова «Премия»). Протокол одного заседания парткома. Квартальную премию выписывают бригаде, а бригада вся приходит и отказывается. Рабочие говорят, что они не выполнили план и хотят работать честно. Проблема ответственности каждого человека за то, что происходит в этом мире. Нет простых людей. В этом примерно и была суть производственной драматургии. Кухонная демократия – обсуждения смелые на кухнях, но не в других местах. Серьезные социальные проблемы оказались предметом публичного обсуждения. Сигнал, что может начаться подлинная демократия. Особенности:
5. Но все пьесы имели только публицистический характер
6. Исключали семейные коллизии
7. Драматургия такая жестко ограничивала представление о художественном пространстве, то есть события происходили в помещениях для официальных собраний, в кабинетах начальников
8. Возведение частного случая до необоснованных обобщений – самый большой недостаток. Один случай превращался в якобы типичность, хотя это не так.
Эта драматургия была шажком к теории бесконфликтности.
Второе направление – лирическая мелодрама. Александр Володин – ленинградский драматург. Его классика «Пять вечеров». В Молодежном театре на Фонтанке идут его постановки. Леонид Зорин «Варшавская мелодия» в Александринском театре. Особенности:
5. Сужение пространства и сужение времени. В «Пять вечеров» все происходит в коммунальной квартире
6. Отказ от социально значимой проблематики. Володин произнес: «Мы отказываемся от казенщины»
7. Ставили вопросы о смысле человеческой жизни и о способе человеческого существования
8. Отказ от счастливых финалов. Это был прямой вызов теории бесконфликтности.
Третье направление – военная драматургия. Открытие – Виктор Розов «Вечно живые» (1956). Это пьеса о войне, написанная в русле военной прозы. Ни одного выстрела. О событиях в тылу. О любви, ожидании, верности. Война была выиграна усилием воли огромного кол-ва людей, объединившегося фантастическим стремлением к победе.
Четвертое направление – сатирическая драма. Советская сатира – Шукшин. Пьеса «Энергичные люди». Энергичные люди – чичиковы советской эпохи.
Александр Валентинович Вампилов (1937-1972). Любит Гоголя, Чехова. Был однокурсником Валентина Распутина. Историко-филологический факультет Иркутского университета. Вампилов написал 10 юмористических рассказов. За ним закрепилась слава юмориста. Потом «Провинциальные анекдоты» у него были. Все стали считать, что он драматург-сатирик. Сам он был глубоко трагической фигурой. Был талантливым и невероятно гордым. Примерно такая же аура, которой сейчас обладает Захар Прилепин. В каждом городе России ставят пьесы Вампилова. Он трагически погиб на Байкале с частыми наездами на Москву. Поехал на рыбалку с товарищем на Байкал. Лодка перевернулась в ледяной воде. Товарищ держался за края лодки и звал на помощь. А Вампилов не любил звать на помощь, ибо борец, стал плыть до берега, и у него свело ноги судорогой, и он при всех умер. Он считал, что каждый должен выбираться сам. Индивидуальность его как драматурга:
6. В его пьесах всегда случай, пустяк, стечение обстоятельств становится самым драматическим моментом в жизни человека. Ситуация-испытание.
7. Человек Вампилова – человек обыкновенный. Его герои, как правило, это герои российской глубинки. Он ввел понятие провинции. Напоминало чеховское понятие провинции. В то время московский снобизм имел масштабные размеры.
8. Вампилов умел в микросцене, в детали, в жесте, в коротком монологе, передать ощущение всей прежней жизни героя.
9. Большой жанровый диапазон: от лирико-комедийной сценки до трагикомедии
10. Принципиально новый образ автора. Его автор ироничен. Кто-то говорил, что в его авторе главное – доброта. Был добрым, но очень требовательным.
За что ругали и упрекали его: бытовизм и мелкотенье. Притчи из быта поясняют нравственные заповеди. Попытка изменения масштаба жизненного материала впервые была предпринята Вампиловым в пьесе «Старший сын».
Когда жизнь идет враздробь, надежда и человека только на самого себя. Вампилов был за таких людей. Которые могут противостоять всему миру. В чем ущербность сегодняшнего мира? Это один из вопросов Вампилова. «Провинциальные анекдоты». Анекдот – это не выдуманный, экстраординарный случай с парадоксальной концовкой. У Вампилова это анекдоты, сделанные на локальном материале в локальном пространстве. Главные герои – персонажи, немаркированные временем. «Двадцать минут с ангелом». Главные герои: Хомутов – агроном, Анчугин – шофер (анчутка – человек без креста, маленький сатана), Угаров – экспедитор. Поселились в гостинице они, пьянствовали и не давали никому спать. А утром у них нет денег, чтобы опохмелиться. Они думают, кому позвонить. Работа, соседи, уборщица не подходят. Один из них садится на подоконник и кричит о помощи, что он умирает, помогите, мол, ему деньгами. Тут приходит человек и дает сто рублей – агроном Хомутов. Все связали его, думаю, что он сумасшедший провокатор. Рассказывает историю о матери, к которой не ездил 6 лет, носил все это время деньги с собой, так и не отправил деньги и только что похоронил мать. После этого те двое признали его за своего, то есть не принимают доброту, а подлость принимают и прощают. Всякий человек достоин любви и прощения – Вампилов всегда пытается найти основание, чтобы простить.
«Провинциальные анекдоты» — это две одноактные пьесы: «История с метранпажем» и «Двадцать минут с ангелом», которые были написаны Александром Вампиловым в начале шестидесятых годов, много раньше, чем объединены в «Провинциальные анекдоты», что произошло, вероятно, в первой половине 1968 года.
История с метранпажем[править | править исходный текст]
Кто что ни говори, а подобные происшествия бывают на свете,— редко, но бывают. Н. В. Гоголь
· Угаров — экспедитор (командированный из города Лопацка).
· Базильский — скрипач, прибывший на гастроли.
· Ступак — инженер.
· Фаина — студентка (молодожёны).
· Васюта — коридорная гостиницы «Тайга».
Место в творчестве[править | править исходный текст]
«Провинциальные анекдоты» можно рассматривать как своеобразную новую ступень в творчестве молодого драматурга — переход от комедийной лирики к социальной сатире, к глубоким пластам социальной психологии, к сюжетам, одновременно простым и виртуозным, чреватым острыми, парадоксальными ходами. Более того, «трагикомическое представление в двух частях» позволяет говорить, о растущем интересе Вампилова к нравственно-философской проблематике, недаром так настойчиво возвращается драматург к рубежным ситуациям жизни и смерти в своих наиболее зрелых и наиболее значительных пьесах: «Утиной охоте» и «Прошлым летом в Чулимске».
У него есть зарисовка «Настоящий студент». Преподаватель читает лекции и смотрит только на одного студента, Потехина, который кажется ему самым серьезным, а остальные – беззаботными. Потом лектор случайно подслушал разговор этого студента с товарищем и понял, что этот студент тоже его не понимает и не слушает, как и все. Следующие лекции он читал все, потупив взор.
32. Творчество И.А. Бродского: жанровая и стилистическая эволюция. Анализ одного из ключевых произведений (по выбору студента).