Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Бродский Иосиф Александрович (1940-1996)



Бродский был человеком, который сделал самого себя, созидание себя. Не имел высшего образования. Входит в литературу как переводчик. Переводил с английского и польского. Современные тексты переводил, античные тексты. Он очень хорошо знал античную мифологию, мировую историю раннюю и средних веков. Его не принимали в Союз Писателей. Его отправляли в ссылку в Архангельскую область, полгода там был, административный приговор. Его освободили за примерное поведение.

Телевизионные беседы Иосифа Бродского с Соломоном Волковым. Он говорил там, что ссылка – неоценимый опыт. Это было открытие другого пространства. Тогда он понял, что есть народ. Ему стало невероятно жалко этих простых людей. Он понял, что он по сравнению с ними очень защищенное существо. Его дар призывает на его сторону огромное кол-во людей. Ему ничего не сделают, он защищен, а эти люди абсолютно беззащитны и никому не нужные.

«Пилигримы» (1958) – программное стихотворение. Пилигрим – латинское слово, это паломник, вечный странник. В этот год только начинались эстрадники, гражданская лирика. У Бродского основное настроение такое, что в существовании человечества нет смысла, тщетность земного бытия – ключевая идея. Пилигримы находятся в бесконечном пути. Идея дороги – традиционная для русской литературе (Хождения Афанасия Никитина, Гоголь, некрасовские герои). Дорога – возможность изменения. Позволяет изображать окружающий мир и эволюцию героя. У Бродского дорога – путь абсолютно бессмысленный. Отсюда рождается мотив одиночества – ключевой. Пространство не принадлежит нам. Его больше всего интересует время, как оно влияет на человека, как оно его обтачивает. Это ахматовский мотив: «здесь все меня переживет…» Бродский придумывает систему художественную для трансляции этой идеи:

1) композиционные приемы: принцип симметрии и принцип кольца

2) уникальный тон, который предполагает совмещение лиризма и, с другой стороны, иронии

3) постижение сложности бытия, времени требуют совмещения философских абстракций, бытовой конкретики, сложных метафорических образов, поэтому у Бродского аллюзийности и цитатности много

Бродский был нобелевским лауреатом. Мы становимся медиацентричной нацией. Бродский считал, что два великих писателя – Пушкин и Баратынский. Он похоронен в Венеции по его завещанию. Многие пишут, что это плохой знак для русского поэта. Написал, уезжая из России:

 

 

31. Общая характеристика драматургии второй половины ХХ века. Анализ творчества одного из ведущих драматургов (по выбору студента).

Уникальный род литературы. Сначала возникла лирика, потом эпическое искусство, потом драматургия. Перевести монологическую речь в диалогическую – очень сложная задача. Интермедиальность текста – использование разных знаковых систем. Один критик считал, что до Островского было только три драматурга в России: Фонвизин, Грибоедов, Сумароков. Плюс «Ревизор» Гоголя. Потом Чехов, Горький, Андреев, Блок, Маяковский, Булгаков, а потом затишье наступило. В 50-ые годы начинается возрождение драматургии. Направлений несколько. Самое известной – производственная драма: Игнатий Дворетский «Человек со стороны», Бокарев «Сталевары», Александр Гельман «Протокол одного заседания» (экранизация Панфилова «Премия»). Протокол одного заседания парткома. Квартальную премию выписывают бригаде, а бригада вся приходит и отказывается. Рабочие говорят, что они не выполнили план и хотят работать честно. Проблема ответственности каждого человека за то, что происходит в этом мире. Нет простых людей. В этом примерно и была суть производственной драматургии. Кухонная демократия – обсуждения смелые на кухнях, но не в других местах. Серьезные социальные проблемы оказались предметом публичного обсуждения. Сигнал, что может начаться подлинная демократия. Особенности:

5. Но все пьесы имели только публицистический характер

6. Исключали семейные коллизии

7. Драматургия такая жестко ограничивала представление о художественном пространстве, то есть события происходили в помещениях для официальных собраний, в кабинетах начальников

8. Возведение частного случая до необоснованных обобщений – самый большой недостаток. Один случай превращался в якобы типичность, хотя это не так.

Эта драматургия была шажком к теории бесконфликтности.

Второе направление – лирическая мелодрама. Александр Володин – ленинградский драматург. Его классика «Пять вечеров». В Молодежном театре на Фонтанке идут его постановки. Леонид Зорин «Варшавская мелодия» в Александринском театре. Особенности:

5. Сужение пространства и сужение времени. В «Пять вечеров» все происходит в коммунальной квартире

6. Отказ от социально значимой проблематики. Володин произнес: «Мы отказываемся от казенщины»

7. Ставили вопросы о смысле человеческой жизни и о способе человеческого существования

8. Отказ от счастливых финалов. Это был прямой вызов теории бесконфликтности.

Третье направление – военная драматургия. Открытие – Виктор Розов «Вечно живые» (1956). Это пьеса о войне, написанная в русле военной прозы. Ни одного выстрела. О событиях в тылу. О любви, ожидании, верности. Война была выиграна усилием воли огромного кол-ва людей, объединившегося фантастическим стремлением к победе.

Четвертое направление – сатирическая драма. Советская сатира – Шукшин. Пьеса «Энергичные люди». Энергичные люди – чичиковы советской эпохи.

Александр Валентинович Вампилов (1937-1972). Любит Гоголя, Чехова. Был однокурсником Валентина Распутина. Историко-филологический факультет Иркутского университета. Вампилов написал 10 юмористических рассказов. За ним закрепилась слава юмориста. Потом «Провинциальные анекдоты» у него были. Все стали считать, что он драматург-сатирик. Сам он был глубоко трагической фигурой. Был талантливым и невероятно гордым. Примерно такая же аура, которой сейчас обладает Захар Прилепин. В каждом городе России ставят пьесы Вампилова. Он трагически погиб на Байкале с частыми наездами на Москву. Поехал на рыбалку с товарищем на Байкал. Лодка перевернулась в ледяной воде. Товарищ держался за края лодки и звал на помощь. А Вампилов не любил звать на помощь, ибо борец, стал плыть до берега, и у него свело ноги судорогой, и он при всех умер. Он считал, что каждый должен выбираться сам. Индивидуальность его как драматурга:

6. В его пьесах всегда случай, пустяк, стечение обстоятельств становится самым драматическим моментом в жизни человека. Ситуация-испытание.

7. Человек Вампилова – человек обыкновенный. Его герои, как правило, это герои российской глубинки. Он ввел понятие провинции. Напоминало чеховское понятие провинции. В то время московский снобизм имел масштабные размеры.

8. Вампилов умел в микросцене, в детали, в жесте, в коротком монологе, передать ощущение всей прежней жизни героя.

9. Большой жанровый диапазон: от лирико-комедийной сценки до трагикомедии

10. Принципиально новый образ автора. Его автор ироничен. Кто-то говорил, что в его авторе главное – доброта. Был добрым, но очень требовательным.

За что ругали и упрекали его: бытовизм и мелкотенье. Притчи из быта поясняют нравственные заповеди. Попытка изменения масштаба жизненного материала впервые была предпринята Вампиловым в пьесе «Старший сын».

Когда жизнь идет враздробь, надежда и человека только на самого себя. Вампилов был за таких людей. Которые могут противостоять всему миру. В чем ущербность сегодняшнего мира? Это один из вопросов Вампилова. «Провинциальные анекдоты». Анекдот – это не выдуманный, экстраординарный случай с парадоксальной концовкой. У Вампилова это анекдоты, сделанные на локальном материале в локальном пространстве. Главные герои – персонажи, немаркированные временем. «Двадцать минут с ангелом». Главные герои: Хомутов – агроном, Анчугин – шофер (анчутка – человек без креста, маленький сатана), Угаров – экспедитор. Поселились в гостинице они, пьянствовали и не давали никому спать. А утром у них нет денег, чтобы опохмелиться. Они думают, кому позвонить. Работа, соседи, уборщица не подходят. Один из них садится на подоконник и кричит о помощи, что он умирает, помогите, мол, ему деньгами. Тут приходит человек и дает сто рублей – агроном Хомутов. Все связали его, думаю, что он сумасшедший провокатор. Рассказывает историю о матери, к которой не ездил 6 лет, носил все это время деньги с собой, так и не отправил деньги и только что похоронил мать. После этого те двое признали его за своего, то есть не принимают доброту, а подлость принимают и прощают. Всякий человек достоин любви и прощения – Вампилов всегда пытается найти основание, чтобы простить.

 

«Провинциальные анекдоты» — это две одноактные пьесы: «История с метранпажем» и «Двадцать минут с ангелом», которые были написаны Александром Вампиловым в начале шестидесятых годов, много раньше, чем объединены в «Провинциальные анекдоты», что произошло, вероятно, в первой половине 1968 года.

 

История с метранпажем[править | править исходный текст]

Кто что ни говори, а подобные происшествия бывают на свете,— редко, но бывают. Н. В. Гоголь

Действующие лица[править | править исходный текст]

· Калошин — администратор гостиницы «Тайга».

· Потапов — командированный, по профессии метранпаж.

· Рукосуев — врач, приятель Калошина.

· Камаев — молодой человек, преподаватель физкультуры.

· Марина — жена Калошина, официантка ресторана «Тайга».

· Виктория — девушка, устраивающаяся на работу.

Двадцать минут с ангелом[править | править исходный текст]

Действующие лица[править | править исходный текст]

· Хомутов — агроном.

· Анчугин — шофер.

· Угаров — экспедитор (командированный из города Лопацка).

· Базильский — скрипач, прибывший на гастроли.

· Ступак — инженер.

· Фаина — студентка (молодожёны).

· Васюта — коридорная гостиницы «Тайга».

Место в творчестве[править | править исходный текст]

«Провинциальные анекдоты» можно рассматривать как своеобразную новую ступень в творчестве молодого драматурга — переход от комедийной лирики к социальной сатире, к глубоким пластам социальной психологии, к сюжетам, одновременно простым и виртуозным, чреватым острыми, парадоксальными ходами. Более того, «трагикомическое представление в двух частях» позволяет говорить, о растущем интересе Вампилова к нравственно-философской проблематике, недаром так настойчиво возвращается драматург к рубежным ситуациям жизни и смерти в своих наиболее зрелых и наиболее значительных пьесах: «Утиной охоте» и «Прошлым летом в Чулимске».

У него есть зарисовка «Настоящий студент». Преподаватель читает лекции и смотрит только на одного студента, Потехина, который кажется ему самым серьезным, а остальные – беззаботными. Потом лектор случайно подслушал разговор этого студента с товарищем и понял, что этот студент тоже его не понимает и не слушает, как и все. Следующие лекции он читал все, потупив взор.

 

32. Творчество И.А. Бродского: жанровая и стилистическая эволюция. Анализ одного из ключевых произведений (по выбору студента).

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.