Если Иисус является воплощением образа истины, что же являет собой образ лжи? Как истине необходимо иметь образ для выражения, силы и утверждения, так и ложь должна иметь свой образ, иначе она станет бессильной.
На самом деле мы постоянно находимся под влиянием этого образа лжи. Его отблески встречаются повсюду. Он являет себя по телевидению и в кинотеатрах, мерцает с обложек журналов и каталогов. Большинство из нас ежедневно сталкиваются с ним на том или ином уровне. Этот образ сотворен тысячами экспертов рекламы и средств массовой информации, которые создают и поддерживают культурное влияние, оказываемое на нас. Это образ идеальной женщины настоящего времени. Сама по себе она ничто, но вот то, что она представляет, несет для нас опасность.
Она представлена множеством портретов. Она присутствует во всех этнических группах. Она женщина совершенная, уверенная в себе. Она чувствует себя легко и свободно в любой ситуации. Ею восхищаются мужчины, ей завидуют женщина. Все женщины грубы и неблаговидны в сравнении с этой безымянной леди. Она не стареет. Выставляя свое совершенство, она тем самым насмехается над всеми остальными, подчеркивая в них все их недостатки.
Ее кожа безупречна. Она великолепного цвета и в отличном состоянии. У нее прямой нос – не слишком большой, но и не маленький. Ее глаза сияют, они совершенной формы, без всяких темных кругов. На ее лице нет ни одной морщинки. У нее полные губы, будто нарисованные рукой художника. Ее зубы безупречны и сверкают белизной. Ее волосы намного лучше наших.
Она прекрасно сложена. У нее длинные и ровные ноги. Ее грудь не знает возраста (или кормления?). Чаще всего эта грудь просто ненастоящая. Эта женщина или выше или ниже нас – совершенный рост!
Она – образ, которого нам никогда не достичь. Она стоит недостижимая для нас, насмехаясь своими соблазнительными глазками. И все же, кто она?
Ее имя в принципе не важно. Она не настоящая. Она – образ, смоделированный этим миром. Если ей чего-то не хватает, это охотно восполнит пластическая хирургия. Поколение компьютеров не оставит никакого несовершенства – при желании всегда можно чуть снизить бедра, приподнять грудь, исправить любой недостаток, убрав всякий признак несовершенства с ее тела. Она – мертвый, слепой и немой идол.
И, хотя все понимают, что она ненастоящая, молодые девчонки и взрослые женщины смотрят на нее с благоговейным страхом. Молодые с воодушевлением, взрослые с тоской.
Почему же кто-то, с кем мы никогда не встречались, способен оказывать на нас столь сильное воздействие?
Потому что мы не позволили Богу влиять на нас столь же глубоко, как мы позволили этой ей. Не имея высокого Божьего стандарта, мы приняли соблазнительный, мертвый образ этого мира.
Делающие идолов все ничтожны, и вожделеннейшие их не приносят никакой пользы, и они сами себе свидетели в том. Они не видят и не разумеют, и потому будут посрамлены.
Исаия 44:9
Делать что-то означает творить, моделировать или производить. В Библии слова образ и идол взаимозаменяемы. Поэтому мы можем вернуться к прочитанному стиху и пересказать его современным языком:
Сделанный или смоделированный идол или модный образ – все они пусты и безжизненны. Их ценность никому не принесет плода.
(Перефразирование автора).
Во второй части этого стиха Исаия объясняет почему “они не видят и не разумеют, и потому будут посрамлены”. (В Английском переводе – “Не удивительно, что поклоняющиеся им будут посрамлены” – прим. переводчика). Древние идолы и образы были сделаны рукой художника, сделавшего их из камня или дерева. Иногда их обкладывают драгоценными материалами и камнями. Но все равно, они не более, чем безжизненное мертвое дерево или камень. Неважно, насколько они украшены снаружи – внутри они не имеют жизни.
Люди творят себе идолов, а потом сами же поклоняются делу своих рук. Эти образы сделаны из камня, дерева или драгоценных металлов, и они сделаны теми, кто сам был сотворен, то есть людьми. И затем эти сотворенные подчиняют себя сделанному, взывая к бездыханным идолам.
Имеющие глаза спрашивают у слепых идолов куда идти. Имеющие уста, голос и дыхание взывают к немым идолам. Имеющие уши, чтобы слышать кричат в мертвые уши камня. Они приносят еду и воскуряют ладан идолам, у которых нет ни обоняния, ни вкуса.
Творение желает поклоняться делу своих рук, хотя идолы никогда и пальцем не пошевельнут в ответ. Творение не может творить. Оно может только изобразить или изваять. Изображение не может даже ничего изобразить.
Для многих из нас это покажется глупостью, большинство из нас никогда не склоняли колен перед идолом и не искали мудрости у истуканов. Так имеет ли это отношение к нам?
Когда мы поклоняемся делам наших рук или делам нашей плоти, мы поклоняемся образу творения, а не Творца.
Обратимся к Новому завету и выясним, насколько этот разговор уместен сегодня.
Но как они, познав Бога, не прославили Его, как Бога, и не возблагодарили, но осуетились в умствованиях своих, и омрачилось несмысленное их сердце;
Римл. 1:21
Они знали, что Бог есть Творец всего, но они не захотели прославить Его или признать Его главенство через благодарение. Они отвернули свои глаза от Бога и стали поклоняться образам. Вскоре их сердца стали подобны идолам, которым они поклонялись – темны и безумны. Здесь можно провести параллель со стихом из Исаии об идолах.
Ты станешь таким же, как тот образ, к которому ты стремишься – не внешне, но внутренне.
Это дальше объясняется апостолом Павлом в Послании к Римлянам:
называя себя мудрыми, обезумели, и славу нетленного Бога изменили в образ, подобный тленному человеку, и птицам, и четвероногим, и пресмыкающимся
Римл. 1:22-23
Идолопоклонники претендуют на место мудрых творцов. Но когда ты преклоняешься перед чем-то, что равно (человек) или стоит ниже (идол) тебя, ты деградируешь, унижаешься и обольщаешь себя. Если ты служишь тому, что не имеет жизни, ты умрешь.
то и предал их Бог в похотях сердец их нечистоте, так что они сквернили сами свои тела. Они заменили истину Божию ложью, и поклонялись, и служили твари вместо Творца, Который благословен во веки, аминь.
Римл. 1:24-25
Они захотели служить делам своей плоти, поэтому Бог позволил им стать хозяевами своей плоти. Они служили образам, которых сделали исходя из своих желаний, поэтому Бог обратил их к их первоначальным желаниям. Где есть идолопоклонство, там всегда обнаруживается сексуальный грех. Это приходит в форме беспорядочных связей или извращения. Сексуальная нечистота сопровождается все возрастающим выставлением напоказ своей сексуальности. Обнаженность стала нормальной. То, что было предназначено для интимных отношений, ныне открыто на обозрение всем. Мужчины и женщины, созданные для обитания в них Святого Духа, стали храмами порочности и сексуальных извращений. В нашей сегодняшней культуре сексуальность используется для продажи чего угодно. Цель падшей культуры – сексуальная привлекательность. Изучая любую падшую древнюю культуру, ты обнаружишь, что это является истиной для каждой из них. В сегодняшней культуре те, кто не выглядит сексуально привлекательным, не принимается в счет. А непривлекательные – старые, полные и плохо сложенные.
Если ты боялась сексуального оскорбления, ты, возможно, пыталась спрятать себя за стенами избытка плоти, либо морила голодом, пытаясь вернуться в детство. В нашей культуре сексуальная извращенность и беспорядочность воспринимается лишь физически. К сожалению, это мышление тела проползло даже в церковь. Но существует гораздо более глубокая и сильная связь, объединяющая физически-сексуальную действительность с действительностью духовной и действительностью поклонения.
Мы заменяем истину ложью всякий раз, когда поклоняемся творению вместо Творца.
Прежде чем продолжить, позвольте описать идолопоклонство современным языком, потому что все равно, это звучит как какое-то заморское слово. Идол – это что-то, чему ты отдаешь свою силу или откуда ты черпаешь ее. Это то, на что ты расходуешь себя, свое время, силы и мысли. Это движущая сила твоих действий.
Иллюстрированный библейски словарь Нельсона дает такое определение идола: “что-то, что мы сами делаем богом”. Это может быть что угодно, что стоит между нами и Богом – Его замена.
Как христианам нам очень важно определить служим ли мы образу Бога или Богу. Есть три возможных варианта:
- непроизвольно мы сотворили свой собственный образ и служим ему
- мы можем склониться перед кем-то, кого нам охотно предлагает наша культура
- мы можем взывать к Богу с просьбой явить Себя (мы поклоняемся Ему).
Наше собственное ,,представление о Боге есть образ, который будет обслуживать нас. Это мой бог. Это попытка подладить Бога под наш образ. Он может быть строгим начальником или “сладким папочкой”. Все зависит от нашего личного опыта. Он ограничен нашим прошлым опытом и представлениями. Он основан на нашем мышлении, а мы уже уяснили, что Бог смотрит на вещи абсолютно иначе, нежели мы (Ис. 55:8-9).
То, что мы служим богам и идолам этого мира, мы можем осознать по нашему желанию соответствовать мирскому образу. Мы будем желать принятия со стороны нашей культуры. Мы будем желать того, что желает эта культура. Мы будем искать ее награды и ее системы социальной и финансовой безопасности. Этот образ всегда будет стоять перед нашими глазами, соблазняя и предлагая стать такой, как он. Если мы будем смотреть в том же направлении, мы будем оценивать наш успех или неудачи согласно тому посланию, которое мы получили от этих идолов.
Если мы служим Богу, а не лишь какому-то образу, мы будем переживать постоянно прогрессирующее преобразование в Его образ. Пребывающее освобождение, исцеление или перемены начинаются с внутреннего преобразования.
Если мы честны, то признаем, что обращались и к богу плоти, и к богу души и к Богу духа, таким образом, как бы посещая сразу три храма.
Существует много книг, содержащих информацию о внешности – книги с диетами, комплексами упражнений, предложения по улучшению гардероба, советы по визажу. Это другая книга. Когда Бог что-то делает в твоей жизни, это будет пребывать. Время коротко, послание срочно. Бог призывает тебя к радикальным преобразованиям.
Ты знала ложь, ты познакомилась с истиной. Наступило время честно признаться: какому образу ты служишь?
Þ Когда-нибудь ты взывала к сотворенным образам или идолам?
Þ Хотела ли ты иметь такие же формы, размер или облик?
Þ Думала ли ты, что они принесут тебе любовь и счастье?
Þ Смешивала ли ты эти термины – быть прекрасной и быть привлекательной?
Þ Меняла ли ты чистоту на сексуальную привлекательность?
Þ Готова ли ты покаяться в восхищении идолами и образами этого мира?
Þ Служила ли ты богу в образе, сотворенном тобой?
Þ Думала ли ты, что такое преобразование слишком затруднительно для Бога и поэтому продолжала сражаться собственными силами?
Þ Готова ли ты покаяться в принижении образа Бога до уровня твоего понимания, знания, мышления, способностей и опыта?
Þ Готова ли ты отказаться держаться за человеческую религию и объять Бога так, как Он этого хочет?
Покаянием ты отвергнешь влияние идолов в твоей жизни. Это будет акт подчинения Богу и акт агрессии против духовной твердыни твоей культуры. Пожалуйста, чувствуй себя свободно, ты можешь добавить свои слова к молитве, отпечатанной на этой странице.
Отец, я прихожу к Тебе во имя Иисуса, во имя Истины. Господь, я раскаиваюсь в том, что смотрела вслед мертвых идолов и образов этого мира, когда должна была приходить к Тебе. Я отвергаю их влияние в моей жизни. Я изгоняю их образы и впечатления из моего разума и их иллюстрации с моих глаз. Отец, убери пелену с моих глаз. Я хочу видеть Тебя и только Тебя. Пусть Твой образ затмит в моей жизни все остальное. Пусть твоя истина запечатлеется глубоко внутри меня. Глубже, чем любая ложь и лжебоги этого века. Я отворачиваюсь от образа лжи и поворачиваюсь к познанию Твоего Сына. Яви Себя мне глубоко и очень реально. Я позволяю Тебе прийти и взять полный контроль в этой очень личной сфере моей жизни. Во имя Иисуса, аминь.
Тот образ, который ты создаешь в себе – есть защитное средство и, выставляя его напоказ, ты защищаешь свое настоящее “я”.
Образ себя
В предыдущей главе мы раскрыли образ лжи или идол лжи. Однако, есть еще сфера “поклонения образу”, которую необходимо рассмотреть на пути к свободе. Мы были пленниками господ-обольстителей – тех, которые заманили нас в ловушку, бросили в темницу и теперь требуют постоянно исполнять их прихоти. Через покаяние мы вышли из под их юрисдикции и теперь свободны жить под властью и защитой, обещанным нам в Божьем Царстве.
Избавившего нас от власти тьмы и введшего нас к участию в наследии святых во свете.
Кол. 1:13
Все формы рабства находятся во власти тьмы. Когда мы объявили свою независимость от тьмы и от всего сердца попросили Господа простить любое расположение или склонность к их проявлению, сила Его Сына пришла спасти нас от образов, державших нас в рабстве. Отказавшись от всякой склонности к образам этого мира, пришло время сделать следующий шаг и отказаться от другого распространенного образа.
Этот образ едва различим, но широко распространен в большинстве религий, хотя и не значится в Царстве. На самом деле, эта религиозная идея одной из первых предстает нашему вниманию. Но, к сожалению, проблема религий и традиций в том, что они не имеют силы освобождать. Иисус так объяснил это:
Ибо вы, оставив заповедь Божию, держитесь предания человеческого, омовения кружек и чаш, и делаете многое другое, сему подобное.
И сказал им: хорошо ли, что вы отменяете заповедь Божию, чтобы соблюсти свое предание?
Устраняя слово Божие преданием вашим, которое вы установили; и делаете многое сему подобное.
Марка 7:8-9, 13
Это лишь еще один пример обращения от живых заповедей Бога к мудрости и традициям человеческим, от Творца к творению. Иисус объяснил, что, поступая так, они аннулировали (заменили, уничтожили) ту самую силу, в которой они так нуждались. Сила находится не в принципах, но сокрыта в глубине Божьего Слова. Религиозные деятели, современники Иисуса, заменили истину ложью, жизнь смертью, силу напыщенностью.
Нам необходимо Слово Бога, так как скрытые в нем многообразные истины и являются силой Бога. И хотя человеческое слово может содержать форму и структуру, без Божьей силы оно бесполезно. Оно не может преобразовать наши сердца, хотя может угодить разуму. Необходимы взаимоотношения, чтобы постичь это. Необходимо содрать еще одну завесу – завесу поклонения себе.
Возможно, ты сразу же отвергнешь это: “Что ты! Я не поклоняюсь себе! Я жалею себя, я не уверена в себе. У меня такая низкая самооценка!”
На это я отвечу так: “Каждый раз, когда ты подстраиваешь себя под образ, сформированный тобой, этот образ становится твоим господином”.
Сейчас я хочу рассмотреть один из типичнейших обманов: “Если бы я могла быть довольна собой, я была бы полностью удовлетворена”.
Бог не хочет удовлетворить тебя в перспективе тебя. Он хочет наполнить тебя через Себя. Слово Божье дано нам не для того, чтобы мы чувствовали себя лучше. Оно дано, чтобы явить нам благого Бога. Чтобы чувствовать себя хорошо нужно быть хорошими. Но даже Иисус не подчеркивал Своей зависимости от Своей благости.