Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

МАТЕРИАЛЬНАЯ ЖИЗНЬ (X—XIII вв.) 1 страница



Средневековый Запад—бедно оснащенный мир. Хочется сказать «технически отсталый». Следует, однако, повторить, что вряд ли допустимо говорить в данном случае об отсталости и тем более о неразвитости. Ибо если Византия, мусульманский мир и Китай явно превосходили тогда Запад по степени развития денеж­ного хозяйства, городской цивилизации и производству предме­тов роскоши, то и там технический уровень был весьма невысок. Конечно, Раннее Средневековье знало даже определенный регресс в этой области по сравнению с Римской империей. Лишь с XI в. появляются и распространяются важные технологические дости­жения. Однако в период между V и XIV вв. изобретательство про­являлось слабо. Но как бы то ни было, прогресс—в основном скорее количественный, нежели качественный,— не может не при­ниматься во внимание. Распространение орудий труда, механиз­мов, технических приспособлений, известных с античности, но остававшихся в большей или меньшей мере редкими исключения­ми, случайными находками, а не общими нововведениями,— таков позитивный аспект эволюции на средневековом Западе.

Из числа собственно «средневековых изобретений» два самых впечатляющих и революционных восходят в действительности к античности. Но для историка датой их рождения (то есть време­нем распространения, а не самого открытия) являются средние ве­ка. Так, водяная мельница была известна в Иллирии со II в. до н. э., а в Малой Азии с I в. до н. э. Она существовала в римском мире, ее описывает Витрувий, и его описание показывает, что ри­мляне внесли в устройство водяных мельниц существенное усо­вершенствование, заменив горизонтальные колеса на вертикаль­ные с зубчатой передачей, которая соединяла горизонтальную ось колеса с вертикальной осью жерновов. И все же правилом оста­вался ручной жернов, который вращали рабы или животные. В IX в. мельница уже распространена на Западе: 59 мельниц упомяну­ты в полиптихе богатого аббатства Сен-Жермен-де-Пре. Но еще в Х в. «Сен-Бертинские анналы» описывали сооружение аббатом водяной мельницы близ Сент-Омера как «дивное зрелище нашего времени». Интенсивное распространение водяных мельниц прихо­дится наXI—XIV вв. Так, в Х в. в одном из кварталов Руана суще­ствовали две мельницы, в XII в. появляются пять новых, в XIII— еще десять, в XIV в.—уже четырнадцать.

Средневековый плуг также почти несомненно происходит от колесного плуга, описанного еще вів. Плинием Старшим. Он распространялся и медленно совершенствовался в Раннее Средне­вековье. Филологические исследования позволяют считать весьма правдоподобным распространение плуга в славянских землях — в Моравии перед вторжением венгров в начале Х в. и, может быть, во всех землях славян до аварского вторжения 568 г., поскольку относящаяся к нему совокупность терминов является общей для различных славянских ветвей и, следовательно, предшествующей их разделению, которое последовало за продвижением аваров. Но еще для IX в. трудно сказать, какому виду орудия соответствова­ли сагшсае, упоминаемые каролингскими картуляриями и полип-тихами. Равным образом среди мелких орудий труда рубанок, на­пример, изобретение которого часто приписывают средним ве­кам, был известен сів.

С другой стороны, правдоподобно, что изрядное число «средне­вековых изобретений», которые не являются греко-римским на­следием, было заимствовано на Востоке. Это, вероятно, касается (хотя и не доказано) ветряной мельницы: она была известна еще в Китае, затем в Персии в VII в., ее знали в арабской Испании Х в., и лишь в конце XII в. она появляется на христианском Западе. Од­нако локализация первых ветряных мельниц, былое существова­ние которых прослеживается ныне в ограниченной зоне вокруг Ла-Манша (Нормандия, Понтье, Англия), а также типовые разли­чия между восточной мельницей, не имеющей крыльев, но обору­дованной сквозными проемами в стене, которые направляли ве­тер на большие вертикальные колеса, западной мельницей с четырь­мя длинными крыльями и мельницей средиземноморского типа с многими треугольными полотнищами, натянутыми с помощью тросов (как это можно видеть еще и поныне в Микенах и Португа­лии),—все это допускает возможность независимого появления ветряной мельницы в трех названных географических зонах.

Но какова бы ни была значимость распространения этих тех­нологических достижений, то, что характеризует, несмотря ни на что, технический универсум средневекового Запада в большей ме­ре, нежели недостаток изобретательского гения, так это его руди­ментарный характер. Совокупность технических недостатков, трудностей, узких мест — вот что прежде всего держало средневе­ковый Запад в примитивном состоянии. Совершенно очевидно, что в широком плане ответственность за эту бедность и техниче­ский застой нужно возложить на социальные структуры и мен­тальные установки.

Одно лишь господствующее меньшинство светских и церков­ных сеньоров испытывало и могло удовлетворять потребности в предметах роскоши, которые прежде всего импортировались из Византии или мусульманского мира (драгоценные ткани, пряно­сти). Часть сеньориальных потребностей удовлетворялась за счет продуктов, не требовавших ремесленной или промышленной переработки (охота давала дийь для питания и меха для одежды). Требовалось лишь небольшое количество изделий от некоторых

ЗО. СЕНТ-ОБЕР-СЮР-ОРН

31. БРА И ЮБЕР.ФОЛИ

ЗО, 31. БОКАЖИ И РАВНИНЫ

Еще известный нормандский поэт XII в. Вас определил два главных типа сельских пейзажей средневековой Нор­мандии: равнины (с открытыми вытя­нутыми полями) и бокажи (с полями неправильной конфигурации, окружен­ными изгородями из густого кустарни­ка и деревьев). Слева—пейзаж бокажа в Сент-Обер-сюр-Орн (30), справа— характерный ландшафт равнины г. Кана с поселениями Бра и Юбер-фоли (31). Эти планы были сняты в начале XVIII в., и они свидетельствуют о со­хранении со средневековых времен крайней дробности земельных владе­ний.

категорий специалистов (золотых дел мастеров, кузнецов). Основ­ная масса населения хотя и не поставляла сеньорам столь деше­вую и пригодную для эксплуатации рабочую силу, как античные рабы, но все же была довольно многочисленна и достаточно под­чинена экономически, чтобы, используя простейшие орудия тру­да, содержать господствующие классы и обеспечить собственное скудное существование. Это, однако, не означает, что господство светской и духовной аристократии имело одни лишь негативные, тормозящие последствия для развития техники. В некоторых сфе­рах потребности и вкусы господствующего класса стимулировали известный прогресс. Так, обязанность для лиц духовного звания, и особенно для монахов, иметь как можно меньше связей с внеш­ним миром, включая связи экономические; желание избавиться от материальных забот, чтобы посвятить себя opus Dei—собственно духовным занятиям (богослужение, молитвы), так же как и обет благотворительности, который обязывал их заботиться об эконо­мических нуждах не только своей многочисленной familia, но и о пришлых бедняках и нищих путем раздачи продовольствия— все это побуждало их развивать в какой-то мере техническое оснащение. Идет ли речь о первых водяных или ветряных мельни­цах, об усовершенствовании сельскохозяйственной техники—мы часто видим в авангарде монашеские ордена. Не случайно то тут, то там в Раннее Средневековье изобретение водяной мельницы приписывали святому, который поставил ее в данном районе,— например, Оренсу Ошскому, построившему в IV в. мельницу на озере Изаби, или Цезарию Арелатскому, который в VI в. соору­дил ее в Сен-Габриеле на Дюрансе.

Эволюция вооружения и военного искусства, имевших ва­жнейшее значение для военной аристократии, способствовала прогрессу металлургии и баллистики.

Церковь, как мы видели, была заинтересована в усовершен­ствовании измерения времени для нужд церковного календаря, а также в строительстве храмов—первых больших зданий Сред­невековья; она подхлестывала технический прогресс не только в строительном деле, но и в изготовлении инструментов, средств транспорта, в прикладных искусствах — таком, как искусство ви­тража.

И все же ментальность господствующих классов оставалась антитехнической. На протяжении почти всего Средневековья, до XIII в., отчасти и позже, орудие труда, инструмент, самый труд

32. ВЕСТОН ПИНХНИ

33. ВЕСТОН ПИНКНИ

32, 33. СЛЕДЫ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ НА ЛАНДШАФТЕ СОВРЕМЕННЫХ ОТКРЫТЫХ ПОЛЕЙ

заниєм имен держателей на каждой полосе полей. Справа (33)—со-

Вестон Пинкни (Англия) дает ре­дкий образец средневековой системы открытых полей с характерной сеткой временный аэрофотоснимок той же борозд и насыпей. Слева (32) план местности, выполненный в 1593 г., с указанием местности, позволяющий восстановить черты средневековой системы полей.

в своих технических аспектах появлялись в литературе или искус­стве только как символы. Нашим представлениям о мельнице, винном прессе и двуколке мы обязаны христологическим аллего^ риям мельницы и мистического пресса или колеснице Ильи-пророка, которые нам преподносит, в частности, "Hortus Delicia-rum" XII в. Некоторые орудия труда появляются в средневековой иконографии лишь как символический атрибут святого. Так, сапо­жное шило весьма часто изображается в качестве традиционного орудия пыток, которым подвергали некоторых мучеников— например, св. Бенигна Дижонского или даже самих святых покро­вителей сапожников Крепина и Крепиниана. Вот особенно пока­зательный факт. Вплоть до XIV в. св. Яков Младший изобра­жался с сукновальным вальком, которым один из палачей проло­мил ему в Иерусалиме череп. Позже изображение валька как ору­дия мученичества исчезает, его заменяет другой ремесленный ин­струмент, стальной чесальный гребень: изменилось общество и его ментальность.

Не существует, вне всяких сомнений, иной сферы средневеко­вой жизни, нежели техническая, в которой с такой антипрогрес­сивной силой действовала бы другая черта ментальности: отвра­щение к «новшествам». Здесь еще в большей мере, чем в прочих сферах, нововведение представлялось чудовищным грехом. Оно подвергало опасности экономическое, социальное и духовное рав­новесие. Новшества, обращенные на пользу сеньора, наталкива­лись, как мы увидим ниже, на яростное или пассивное сопротивле­ние масс.

В течение долгого времени на средневековом Западе не было написано ни одного трактата по технике; эти вещи казались недо­стойны пера, или же они раскрывали бы некий секрет, который не следовало передавать.

Когда в начале XII в. немецкий монах Теофил писал трактат «О различных ремеслах», то он стремился не столько обучить ре­месленников и художников, сколько показать, что техническое умение есть божий дар. Английские трактаты по агрикультуре XII в., как и руководства по ведению хозяйства (самое известное из которых принадлежит Уолтеру Хенли), а также «Флета» — всего лишь еще сборники практических советов. Только с появлением в начале XIV в. трактата «О выгодах сельского хозяйства» болон-ца Пьетро ди Крещении можно говорить о возобновлении тради­ции римских агрономов. Другие так называемые «труды по техни­ке»—всего лишь эрудитские, часто псевдонаучные компиляции, не имеющие большого документального значения для истории естественных знаний. Таковы трактаты «О названиях инструмен­тов» Александра Некхама, «О растениях» Альберта Великого и даже «Правила для сбережения земель», которые Робер Грос-стест составил в 1240 г. для графини Линкольн.

Слабость технического оснащения в средние века проявилась прежде всего в самых его основах. Это преобладание ручных орудий над механизмами, малая эффективность оборудования, убо­гое состояние сельскохозяйственного инвентаря и агротехники, результатом чего были очень низкие урожаи, скудость энергетиче­ского обеспечения, слабое развитие средств транспорта, а также техники финансовых и коммерческих операций.

Механизация практически не сделала никакого качественного прогресса в средние века. Почти все употреблявшиеся тогда меха­низмы были описаны учеными эллинистической эпохи, главным образом александрийскими, которые нередко намечали и их науч­ную теорию. Средневековый Запад, в частности, не ввел ничего нового в системы трансмиссий и преобразования движения. Пять «кинематических приводов»—винт, колесо, кулачок, стопор, шкив—были известны в античности. Еще один из таких приво­дов, кривошип, изобретен, кажется, в средние века. Он появился в Раннее Средневековье в простых механизмах (таких, как вра­щающийся жернов, описанный в утрехтской псалтыри в середине IX в.), но распространился, по-видимому, лишь к концу средних веков. Во всяком случае, его наиболее эффективная форма, систе­ма шатун-кривошип, появилась только в конце XIV в. Правда, многие из этих механизмов или тех машин, которые античность знала часто лишь в качестве курьезных игрушек—таковы алек­сандрийские автоматы,— получили распространение и приобрели реальную эффективность именно в средние века. Определенное эмпирическое умение средневековых работников позволяло им также восполнить в той или иной мере недостаток знаний. Так, комбинация кулачкового вала и пружины, которая позволяла приводить в действие ударные орудия — такие, как молоты и дро­билки (maillets),— заменяла в некоторой степени неизвестную си­стему шатун-кривошип.

Можно ли, если не объяснить ментальностью этот застой техники преобразования движения, то по меньшей мере связать его с некоторыми научными и теологическими концепциями? Не­смотря на труды Иордана Неморария и его школы в XIII в., ари-стотелева механика не была самым плодотворным научным вкла­дом философии, хотя и не следует приписывать Аристотелю, как это делали в средние века, трактат «О механике», автор которого остается неизвестным. Даже в XIV в. ученые, которые более или менее решительно критиковали физику и преимущественно ари-стотелеву механику—такие, как Бредвардин, Оккам, Буридан, Орем, теоретики «импульса» (impetus),—оставались, как и сам Аристотель, пленниками метафизической концепции, которая в корне подрывала их динамику. «Импульс», как и «запечатлен­ная сила» (virtus impressa), оставался именно «силой», «движущей способностью»—метафизическим понятием, из которого выво­дился процесс движения. Впрочем, в основе этих теорий движения по-прежнему лежали теологические вопросы.

Показательный пример такого подхода продемонстрировал в 1320 г. Франсуа де Ла МарЫ, который задался вопросом, «за­ключена ли в таинствах некая сверхъестественная сила, которая им формально присуща». Это побудило его поставить проблему о том, «может ли в искусственном инструменте находиться (или быть полученной от внешнего действователя) некая сила, вну­тренне присущая этому инструменту». В этой связи он исследо­вал случай свободно брошенного в воздух тела и заложил тем са­мым, как это справедливо было отмечено, основы физики «им­пульса».

К этому теологическому и метафизическому затруднению (handicap) присоединилось определенное безразличие по отноше­нию к движению, которое кажется мне еще в большей мере, чем безразличие ко времени, характерной чертой средневековой мен-тальности, хотя обе эти категории вроде бы связаны, поскольку для Фомы Аквинского так же, как для Аристотеля, «время есть число движения». Средневековый человек интересовался не тем, что движется, а тем, что неподвижно. Он искал покоя—quies. На­против, все то, что неспокойно, «искательно», казалось ему суетным—эпитет, обычно прилагаемый к этим словам,—и не­много дьявольским.

Не будем преувеличивать воздействия этих доктрин и экзи­стенциальных тенденций на технический застой. В слабом разви­тии средневековых «машин» проявилось прежде всего общее тех­нологическое состояние, связанное с определенной экономической и социальной структурой.

Когда некоторые усовершенствования и появлялись, как, на­пример, в станках с вращательным движением, то они либо во­зникали позднее—такова система вращения посредством криво­шипа, применяемая в прялках, появившихся около 1280 г. в рам­ках кризиса производства дорогих тканей (речь идет о прялке, приводимой в действие рукой пряхи, которая чаще всего работала стоя; ножная педаль появилась только с системой шатун-кривошип), либо же их применение было ограничено работой с не­прочными материалами, что объясняет, почему мы располагаем очень немногими предметами, выточенными в средние века.

Применение подъемных механизмов было стимулировано быстрым развитием строительства—особенно церквей и замков. Однако более обычным был, несомненно, подъем строительных материалов по наклонной плоскости. Подъемные машины, кото­рые нисколько не отличались (во всяком случае, по принципу) от античных—простые лебедки с возвратным блоком, краны типа «беличье колесо»,—оставались курьезами или редкостями, и использовать их могли одни лишь князья, города и некоторые церковные общины. Таков был малоизвестный механизм, назы­ваемый «ваза», которым пользовались в Марселе для спуска на воду кораблей. Монах Жерве восхищался в конце XII в. талан­том архитектора Гильома из Санса, который доставил из Кана знаменитый камень для реконструкции собора в Кентербери, уничтоженного пожаром в 1174 г. «Он построил хитроумные ма­шины, чтобы загружать и разгружать корабли, а также подни­мать камни и раствор». Удивление вызывал также подъемный кран, действовавший по принципу беличьего колеса, которым оборудовались в XIV в. некоторые порты. Будучи редкостью, он везде вызывал интерес и поэтому фигурирует на многочисленных картинах. Одним из первых обзавелся таким краном Брюгге, а в Люнебурге и Гданьске и сегодня еще можно увидеть его отре-ставрированные экземпляры. Любопытен также первый домкрат, известный по рисунку Виллара де Оннекура в первой половине XIII в.

До появления огнестрельного оружия в артиллерийском деле также продолжала действовать эллинистическая традиция, усо­вершенствованная римлянами. Предками средневековых мета­тельных орудий были скорее «скорпион» или «онагр», описанные в IV в. Аммианом Марцеллином, нежели катапульта или балли­ста. Одно из этих орудий, «требюше», метало снаряд поверх высо­ких стен, тогда как другое, «мангонно», посылало свои ядра ниже, но дальше; кроме того, его можно было лучше наводить. Но во всех случаях оставался в силе принцип пращи.

Само слово «машина» прилагалось, впрочем, на средневеко­вом Западе (как и в Поздней Римской империи, где под mechanic! понимались военные инженеры) лишь к осадным орудиям, кото­рые, в общем-то, были лишены всякой технической изобретатель­ности. Такую «машину» описал Сугерий в своем «Жизнеописании Людовика VI Толстого», рассказывая о штурме королем замка Гурне в 1107 г.:

«Чтобы разрушить замок, изготовляют, не мешкая, военные приспособления. Воздвигается высокая машина, возвышаясь своими тремя этажами над сражающимися; нависая над замком, она должна помешать лучникам и арбалетчикам первой линии передвигаться внутри замка и подниматься на стены. Вследствие этого осажденные, непрерывно, днем и ночью, стесняемые этими приспособлениями, не могли больше оставаться на стенах. Они благоразумно старались найти убежище в подземных норах и, ко­варно стреляя из луков, опережали смертельную угрозу со сторо­ны тех, кто возвышался над ними на первом зубчатом огражде­нии осадной башни. К этой машине, которая высилась в воздухе, пристроили деревянный мост, который, достаточно протягиваясь вверх и спускаясь полого к стене, должен был обеспечить бойцам легкий проход в башню...»

Оставалось использование для ремесленных (или, если угод­но, промышленных) нужд водяной мельницы. В этом, наряду с новой системой упряжи, состоял крупный технический прогресс Средневековья.

Средние века—это мир дерева. Древесина была универсаль­ным материалом. Часто посредственного качества, ее брусы в лю­бом случае были невелики по размеру и кое-как обработаны. Большие цельные брусы, которые служили для постройки зданий. корабельных мачт, несущих конструкций—то, что называлось 1е merrain,—трудно поддавалиіь рубке и обработке; это были до­рогие материалы, если не предметы роскоши. Сугерий, отыскивая в середине XII в. деревья достаточно большого диаметра и высоты для остова аббатства Сен-Дени, считал чудом, что ему удалось найти их в долине Шевреза.

Такое же чудо приписывали в начале XIV в. св. Иву. Лес был такой ценностью, а высокий ствол—вещью настолько редкой, что требовалось чудо, чтобы не погубить его небрежной обра­боткой.

«Святой Ив, увидев, что собор в Трегье грозит обрушиться, отправился к могущественному и славному сеньору Ростренену и изложил ему нужды церкви. Сеньор... наряду с другими вещами даровал ему всю необходимую древесину, какую можно найти в рощах и лесах. Святой послал дровосеков рубить и перевозить лучшие и желанные деревья. Так был срублен и доставлен строе­вой лес, потребный для сего благочестивого и святого дела... Ког­да приглашенный святым искусный архитектор определил разме­ры церкви, он приказал рубить балки, согласно правилам геоме­трии, в надлежащих, как ему казалось, пропорциях. Однако скоро он обнаружил, что балки оказались слишком короткими. И вот с причитаниями он рвет на себе волосы... и, красный от стыда, бе­рет веревку, идет к святому, падает перед ним на колени и говорит ему, перемежая речь воплями, слезами и стонами: «Что мне де­лать? Как посмею я снова предстать перед тобой? Как смогу пере­жить такое бесчестие и возместить великий ущерб, что причинил церкви Трегье? Вот мое тело, моя шея, а вот и веревка. Повесь меня, потому что своей оплошностью я погубил добытые твоими хлопотами лесины, велев укоротить их на две пяди». Святой, раз­умеется, его ободряет и удлиняет чудесным образом бревна до ну­жного размера.

Лес, наряду с продуктами земли, являлся в средние века столь драгоценным материалом, что он стал символом земных благ. «Золотая легенда» называет в числе душ, которые идут в чистили­ще, тех, «кто уносит с собой лесину, сено и солому, то есть тех, кто привязан к земным благам больше, чем к Богу».

Хотя найти высокие стволы было трудно, лес тем не менее оставался на средневековом Западе самым обычным продуктом. В «Романе о Лисе» говорится о том, что Лис и его товарищи, по­стоянно рыская в поисках материальных благ, имеют в избытке один-единственный ресурс—лес. «Они развели большой огонь, потому что в дровах не было недостатка». Очень рано лес на сред­невековом Западе стал одним из главных предметов экспорта. В нем нуждался мусульманский мир, где деревья (кроме лесов Ли­вана и Магриба) были, как известно, редкостью. Лес был самым великим «путешественником» западного Средневековья; его пе­ревозили на кораблях и сплавляли всюду, где были водные пути.

Другим предметом экспорта на Восток с каролингской эпохи было железо—вернее, франкские мечи, упоминаниями о которых изобилуют мусульманские источники Раннего Средневековья. Но в данном случае речь шла о предмете роскоши, изделии умелых варварских кузнецов, использовавших в технике металлообработ­ки опыт, пришедший дорогой степей из Центральной Азии, этого мира металлов. Само же железо в противоположность дереву было на средневековом Западе редкостью.

Не следует удивляться, что в VIII в. оно было еще настолько редко, что сен-галленский монах-летописец рассказывает о том, как лангобардский король Дезидерий, увидев в 773 г. со стен Па-вии ощетинившуюся железом армию Карла Великого, вскричал в изумлении и страхе: «О, железо! Увы, железо!» Но даже и в XIII в. францисканец Варфоломей Английский говорит в своей энциклопедии «De proprietatibus rebus» о железе как о драго­ценном предмете: «Со многих точек зрения железо более полезно для человека, нежели золото, хотя скаредные души алкают золо­та больше, чем железа. Без железа народ не смог бы ни защи­щаться от своих недругов, ни поддерживать господство общего права; благодаря железу обеспечивается защита невинных и ка­рается наглость злых. Точно так же и всякий ручной труд требу­ет применения железа, без которого нельзя ни обработать землю, ни построить дом».

Ничто не доказывает ценность железа в средние века лучше, чем то внимание, которое уделял ему св. Бенедикт, наставник в сред­невековой материальной и духовной жизни. В своем «Уставе» он отвел целую главу, двадцать седьмую, надлежащей заботе мона­хов о ferramenta—железных орудиях, которыми владел мона­стырь. Аббат должен был доверять их лишь тем монахам, «образ жизни и руки которых обеспечат им сохранность». Порча или по­теря этих инструментов являлись серьезным нарушением устава и требовали сурового наказания. Среди чудес св. Бенедикта, кото­рые поражали душу средневекового человека с тех пор, как Григо­рий Великий заповедовал их в качестве фундаментального настав­ления, есть одно, о котором сообщает Яков Ворагинский. Оно бросает яркий свет на ценность железа в средние века. Иногда это чудо приписывали Соломону, в чем нет ничего удивительного, ибо тот слыл в средние века великим знатоком технических и научных секретов; в Ветхом завете это чудо уже сотворил Ели­сей (4 Цар 6,5—7). Прочитаєм рассказ «Золотой легенды»:

«Однажды, когда некий человек скашивал с Божьей помо­щью колючки близ монастыря, с его косы соскочило лезвие и упа­ло в глубокое озеро, и человек этот сильно сокрушался. Но святой Бенедикт сунул черенок косы в озеро, и лезвие тотчас же всплыло и само наделось на рукоять».

В хронике первых нормандских герцогов, написанной в сере­дине IX в., Дудон Сен-Кантенский говорит, что эти князья доро­жили плугами с железным лемехом и установили примерные на­казания за кражу этих орудий. В своем фаблио «Виллан из Фар-бю» аррасский поэт Жан Бодель в конце XII в. рассказывает о том, как один кузнец положил у двери кусок раскаленного железа в ка­честве приманки для дураков. Проходивший мимо крестьянин ве­лел своему сыну схватить его, потому что такой кусок—удачная находка. При слабом производстве железа в средние века боль­шая его часть предназначалась для вооружения. То, что остава­лось для сошников, серпов, кос, лопат и других орудий, составляло лишь небольшую часть дефицитной продукции — хотя начиная сIX в. она постепенно росла. Но в целом для средних веков остаются справедливыми указания каролингских описей, кото­рые, перечислив поименно несколько железных орудий, обо всех остальных упоминают оптом под рубрикой «Ustensilia lignea ad ministrandum sufficienter» («Деревянные орудия в количестве, до­статочном для производства работ»).

Следует отметить также, что большая часть железных орудий служила для обработки дерева: скребки, топоры, буравы, садовые ножи. Не нужно забывать, наконец, что среди железных орудий преобладали инструменты небольших размеров и малой эффек­тивности. Главным же орудием не только столяра или плотника, но даже средневекового дровосека было тесло—очень старый, простой инструмент типа кирки, орудие великих средневековых расчисток, которые были нацелены скорее на молодые поросли и кустарники, чем на строевой лес, перед которым средневековый инвентарь оставался чаще всего бессильным.

Итак, нет ничего удивительного в том, что железо, как мы ви­дели, пользовалось таким вниманием, что его наделяли чудодей­ственными свойствами. Ничего удивительного и в том, что кузнец в Раннее Средневековье представлялся существом необыкновен­ным, близким к колдуну. Таким ореолом он, несомненно, был обязан прежде всего своей деятельности как оружейника, умению ковать мечи. Традиция, которая делала из оружейника, наряду: с золотых дел мастером, сакральное существо, была унаследована средневековым Западом от варварского, скандинавского и гер­манского общества. Саги прославляют этих могущественных кузнецов: Альберика, Мима, самого Зигфрида, выковавшего бес­подобный меч Нотхунг, и Велюнда, которого «Сага о Тидреке» показывает нам в работе:

«Король сказал: «Добрый меч»—и хотел взять его себе. Ве-люнд же отвечал: «Он еще недостаточно хорош, нужно, чтобы он стал еще лучше, и я не успокоюсь, пока не добьюсь этого». Велюнд вернулся в свою кузницу, взял напильник, сточил меч в мел­кую стружку и смешал ее с мукой. Потом он накормил этой сме­сью прирученных птиц, которых три дня держал без пищи. Он расплавил птичий помет в горне, получил железо, очистил его от окалины и снова выковал меч размером меньше первого. Меч этот хорошо прилегал к руке; первые же изготовленные Велюн-дом мечи были больше обычных. Король, разыскав Велюнда, по­хвалил меч и заверил, что это самый острый и лучший из всех ме­чей, какие он когда-либо видел. Они спустились к реке. Велющ взял клок шерсти толщиной в три пяди и такой же длины и бросю его в воду. Он спокойно погрузил в реку меч, и лезвие рассеклс шерсть так же легко, как оно рассекало само течение...»

Следует ли искать символику в эволюции образа св. Иосифа. в котором в Раннее Средневековье склонны были видеть faber fer-rarius, кузнеца, и который затем, в эпоху «деревянного» Средневе­ковья, стал воплощением человеческого существа—плотником' Или же здесь нужно снова поразмыслить о возможном воздействии на техническую эволюцию некоей ментальности, связанной с религиозным символизмом? В иудаистской традиции дерево — это добро, железо—зло; дерево—животворящее слово, желе­зо—грешная плоть. Железо нельзя употреблять само по себе, его следует соединять с деревом, которое отнимает у него вредонос­ность и заставляет служить добру. Плуг, таким образом,—это символ Христа-пахаря. Средневековые орудия труда изготовля­лись главным образом из дерева и были, следовательно, мало­производительными и непрочными.

Впрочем, истинным соперником дерева в средние века было не железо: его употребляли обычно в небольших количествах и лишь во вспомогательных целях (для изготовления режущих ин­струментов, гвоздей, подков, болтов и оттяжек, которыми укре­пляли стены).

Соперником дерева был камень. Эта пара составляла основу средневековой техники. Архитекторов называли равным образом carpentarii et lapidarii (плотниками и каменщиками), строительные рабочие часто именовались operarii lignorum et lapidum (рабочие по дереву и камню).

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.