Организация может варьировать параметры комплекса маркетинга с целью наиболее эффективного воздействия на рынок, потребителей и достижения поставленных целей.
Задача службы маркетинга заключается в том, чтобы на основе концепции маркетинговой смеси построить соответствующую только этой фирме маркетинговую формулу, т.е. определить, какие затраты, в каких объемах (в каких пропорциях) и, самое главное, по каким направлениям следует осуществить, чтобы успех на рынке по этому товару был максимальным.
Эволюция содержания и видов маркетинга.
Основу маркетинга составляют разработка программы производства товара, исследование рынка, налаживание коммуникации, организация доставки, установление цен и т. п.
Изучение рынка осуществляется с двух позиций: с позиции его характерных способностей, потребностей и возможностей и с позиции его ёмкости, степени насыщенности, состояния конкуренции, вероятности появления товаров-аналогов и товаров-заменителей и т. п. Предпочтение той или иной позиции приводит либо к маркетингу, ориентированному на продукт, либо к маркетингу, ориентированному на потребления. Маркетинг, ориентированный на продукт, применяется, когда деятельность предприятия нацелена на создание нового товара или усовершенствование выпускаемого. Основная задача в этом случае сводится к побуждению потребителей приобретать новые или усовершенствованные товары.
Маркетинг, ориентированный на потребителя, используется, если деятельность предприятия нацелена на удовлетворение потребностей, непосредственно исходящих от рынка. Здесь главная задача маркетинга – изучение потенциальных потребностей, поиск «рыночной ниши». Комбинированные оба типа деятельности называются интегрированный маркетинг.
В зависимости от видов спроса применяются и другие виды маркетинга:
Демаркетинг – вид маркетинга, направленный на уменьшение спроса на товары или услуги, который не может быть удовлетворён из-за недостаточного уровня производственных возможностей, ограниченности товарных ресурсов и сырья. Для уменьшения могут применяться, такие приёмы, как повышение цены на товар или услугу, отказ от рекламы и стимулирования продаж и др.
Конверсионный маркетинг – маркетинг при негативном спросе, т.е. при такой ситуации на рынке, когда все или большинство его сегментов отвергают данный товар или услугу.
Противодействующий маркетинг – реализуется с целью обеспечения благополучия потребителя или общества в том случае, когда спрос на ряд товаров или услуг может считаться иррациональным.
Развивающий маркетинг – применим в условиях формирующегося спроса на товары, т.е. когда процесс превращения потенциального спроса в реально предъявляемый является главной задачей.
Ремаркетинг– необходим в ситуации снижения спроса, характерного для всех видов товаров и любого периода времени в зависимости от фазы жизненного цикла товара.
Синхромаркетинг- ориентирован на условия, когда спрос значительно превышает производственные мощности, или наоборот, объём производства данного товара оказывается больше потребности рынка.
Концентрированный маркетинг – предполагает сосредоточение маркетинговых усилий на большой дом одного или нескольких субрынков.
Массовый маркетинг – связан с обеспечением массового производства, распространения и стимулирования объёма одного и того же товара для различных покупателей. Промышленный маркетинг – обеспечивает взаимодействие фирмы с организациями-потребителями, приобретающими товары и услуги для их дальнейшего использования в производстве или перепродаже другим потребителям. Пробный маркетинг – связан с реализацией продукта в одном или нескольких выбранных регионах и наблюдением за реальным развитием событий в рамаркетингах предполагаемого плана маркетинга.
Концепции маркетинга.
Маркетинг – результат многолетней эволюции взглядов менеджеров на цели, задачи и методы развития промышленности и торговли, в которой можно выделить три этапа в рамаркетингах которых сформировались следующие концепции маркетинга:
1) Первый этап:
− концепция совершенствования производства;
− концепция совершенствования товара;
− активизации сбытовых усилий;
2) Второй этап: маркетинговая концепция;
3) Третий этап: концепция социально-этического маркетинга .
1 этап. (1902-1935г.) Первый этап эволюции маркетинга получивший название производственного – этап развития организации с ориентацией на производство.
Концепция совершенствования производства утверждает, что потребители будут благожелательны к товарам, которые широко распространены и доступны по цене, а следовательно, руководство должно сосредоточить свои усилия на совершенствовании производства и повышении эффективности системы распределения.
Концепция совершенствования товара – утверждает, что потребители будут благосклонны к товарам, предлагающим наивысшее качество, лучшие эксплуатационные свойства и характеристики, а следовательно, организация должна сосредоточить свою энергию на постоянном совершенствовании товара.
Концепция интенсификации коммерческих усилий утверждает, что потребители не будут покупать товары организации в достаточных количествах, если она не предпримет достаточных усилий в сфере сбыта и стимулирования.
2 этап. (1959 -1960 г.) маркетинговая концепция управления превращается в систему рыночной ориентации производства: предприятию надо производить то, что нужно потребителю. Рынок продавца превращается в рынок потребителя, т.е. предложение превышает спрос. Конкуренция ужесточается. Растет не только потребность, в связи с увеличением доходов, но и растет выбор предметов производства.
Концепция маркетинга утверждает, что залогом достижения целей организации являются определение нужд и потребностей целевых рынков и обеспечение желаемой удовлетворённости более эффективными и более продуктивными, чем у конкурентов, способами.
Концепция социально-этичного маркетинга утверждает, что задачей организации является установление нужд, потребностей и интересов целевых рынков и обеспечение желаемой удовлетворённости более эффективными и более продуктивными (чем у конкурентов) способами с одновременным сохранением или укреплением благополучия потребителя и общества в целом.
Первоначально фирмы основывали свои рыночные решения главным образом на соображениях извлечения прибыли. Затем они стали осознавать стратегическую значимость удовлетворения покупательских потребностей, в результате чего и появилась концепция маркетинга. Ныне при принятии решений они начинают думать об интересах общества. Концепция социально-этичного маркетинга требует сбалансирования всех трёх факторов: прибылей фирмы, покупательских потребностей и интересов общества. Благодаря принятию данной концепции некоторые компании уже добились значительного роста продаж и доходов.