Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Методические рекомендации



ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА СЕВАСТОПОЛЯ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА СЕВАСТОПОЛЯ «СЕВАСТОПОЛЬСКИЙ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ»

 

 

Курс лекций

по изучениюдисциплины «Основы бухгалтерского учета»

Специальность: 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям

 

 

Севастополь, 2015

 

 

Курс лекций составлен в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования по специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям), рабочей программой учебной дисциплины «Основы бухгалтерского учета».

В методической разработке рассмотрены основные темы курса, даны рекомендации студентам по изучению теоретического материала. Для закрепления изученного материала студентам предложено выполнить практические задания и дать ответы на контрольные вопросы.

 

 

Разработчик: Жмурко В.В., преподаватель Севастопольского торгоо–экономического техникума

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

Раздел 1. Общая характеристика бухгалтерского учета…………………………………………….4

1.1. Общая характеристика бухгалтерского учета…………………………………………………..4

1.2. Классификация хозяйственных средств по составу, размещению и источникам их поступления……………………………………………………………………………………………6

Раздел 2. Бухгалтерский баланс …………………………………………………………………….11

2.1. Бухгалтерский баланс……………………………………………………………………………11

2.2. Изменения в балансе под влиянием хозяйственных операций………………………………11

Раздел 3. Система счетов бухгалтерского учета и двойная запись……………………………….16

3.1. Счета и двойная запись………………………………………………………………………….16

Раздел 4. Принципы учета основных хозяйственных операций…………………………………37

4.1. Учет процесса снабжения………………………………………………………………………..37

4.2. Учет процесса производства…………………………………………………………………….39

4.3. Учет процесса реализации……………………………………………………………………….41

Раздел 5. Документация хозяйственных операций. Регистры, формы и техника бухгалтерского учета……………………………………………………………………………………………………44

5.1. Документация хозяйственных операций……………………………………………………….44

5.2. Учетные регистры и формы бухгалтерского учета…………………………………………….49

Раздел 6. Основы бухгалтерской отчетности……………………………………………………….57

6.1. Основы бухгалтерской отчетности……………………………………………………………...57

Раздел 7. Международные стандарты финансового учета и отчетности…………………………62

7.1. Международные стандарты финансового учета и отчетности………………………………..62

Список использованных источников………………………………………………………………..63

 

Раздел 1. Общая характеристика бухгалтерского учета

Тема 1.1. Общая характеристика бухгалтерского учета

Методические рекомендации

При изучении данной темы студентам необходимо выяснить: понятие об учете и его роль в системе управления, виды хозяйственного учета (виды бухгалтерского учета; функции, предмет и объекты бухгалтерского учета; метод бухгалтерского учета и его составные части)

.Вопрос 1. Сущность хозяйственного учёта.

Производственная деятельность – основа существования и развития любого общества. Её результатом являются общественные блага: средства производства и предметы потребления.

Средствами производстваявляются здания, машины, оборудование, сырьё и материалы.

К предметам потребленияотносятся продукты, одежда, обувь и т.д.

Созданные на производстве материальные блага распределяются, происходит их обмен и потребление. Эти процессы, протекающие непрерывно, в единстве составляют процесс воспроизводства, для нормального осуществления которого необходимо за его ходом вести постоянное наблюдение и контроль на всех стадиях с помощью хозяйственного учёта.

Учёт ведётся для того, чтобы контролировать хозяйственную деятельность предприятия и активно влиять на её результаты. При помощи учёта отражают и контролируют состояние и движение средств, а также хозяйственные процессы, связанные с производством, распределением, обменом и потреблением материальных благ. Следовательно, необходимость учёта возникает прежде всего из потребностей производственной деятельности и является важнейшей функцией управления.

Основными функциями хозяйственного учёта являются наблюдение, измерение и регистрация отдельных явлений, из которых складывается хозяйственная деятельность предприятий.

Хозяйственный учёт представляет собой количественное отражение и качественную характеристику хозяйственной деятельности в целях контроля за ходом выполнения бизнес-плана и управления деятельностью предприятия.

Требования, предъявляемые к учёту:

- Точность и правдивость – все учтённые данные должны верно отражать действительность, исчислять без ошибок;

- Своевременность – учёт должен в установленные сроки представлять все необходимые данные о хозяйственной деятельности предприятий, которые используются для выявления и устранения недостатков, составления отчётности;

- Сопоставимость – для контроля за составлением и выполнением бизнес-планов;

- Полнота – учёт должен охватывать все стороны хозяйственной деятельности предприятия;

- Экономичность – минимум обоснованных затрат на его ведение.

Единицы измерения, применяемые в учёте:

- Натуральные - они служат для получения сведений посредством пересчёта, взвешивания, перемеривания (килограмм, метр, литр и т.д.);

- Трудовые – используются для подсчёта количества затраченного труда (рабочие дни, часы, норма выработки);

- Денежные – применяются для определения и отражения хозяйственных явлений, выраженных в единицах измерения, в едином однородном выражении.

С их помощью получают обобщающие показатели о разнородных хозяйственных процессах (например, финансовый результат (прибыль или убыток) по различным видам деятельности предприятия).

На каждом отдельном предприятии могут осуществляться как один, так и несколько видов деятельности – например, производственная, торговая, образовательная и т.д.

При этом в соответствии с законодательством предприятие обязано обеспечить отдельный учёт каждого вида деятельности и обособленно определить прибыль или убыток по каждому из этих видов. Эти и иные задачи решаются посредством бухгалтерского учёта, который, как оперативный и статистический учёт, является составной частью хозяйственного учёта.

Бухгалтерский учёт– процесс выявления, измерения, регистрации, накопления, обобщения, хранения и передачи информации о деятельности предприятия внешним и внутренним пользователям для принятия решений. Бухгалтерский учёт является строго документальным, т.е каждая хозяйственная операция отражается только на основании документов, оформленных надлежащим образом.

Оперативный учёт –это вид хозяйственного учёта, обеспечивающий оперативной управленческой информацией руководство предприятия для принятия обоснованных управленческих решений. Он ведётся только по некоторым хозяйственным операциям на месте и в момент их совершения (например, оперативные данные о выполнении договоров с покупателями и заказчиками, поступлении и реализации товаров и другие), используется для ежедневного контроля и руководства хозяйственными процессами, не является строго документальным и сплошным.

Статистический учёт – это вид хозяйственного учёта, обеспечивающий количественное измерение отдельных изучаемых общественных явлений во взаимосвязи с их качественной стороной (например, статистические данные о средней заработной плате в Украине и численности трудоспособного населения и т.п.).

На предприятиях ведется также и налоговый учет. Налоговый учётслужит одной цели – определению суммы налогов, подлежащих перечислению в доход государства.

Таким образом, в Российской Федерации в настоящее время принято выделять следующие виды учёта: бухгалтерский, оперативный, статистический, налоговый.

В большинстве же стран с развитой рыночной экономикой существует разделение бухгалтерского учёта на управленческий, финансовый и налоговый учёт.

Управленческий учёт –это учёт в рамках отдельного предприятия, цель которого – обеспечить управленческий аппарат именно этого предприятия информацией, используемой для планирования, управления и контроля за его деятельностью. Он включает выявление, измерение, сбор, анализ, подготовку, передачу и приём информации, необходимой руководителям предприятия для принятия обоснованных решений.

Управленческий, или его ещё называют внутрихозяйственный учёт, отличается большим разнообразием, т.к. государство не устанавливает жёстких ограничений по методике его ведения. Каждое предприятие создаёт свою систему управленческого учёта. Здесь могут использоваться самые различные приёмы планирования, учёта, контроля и анализа.

Объектами этого вида учёта являются:

- Затраты предприятия по их целевому назначению, например, сгруппированные по видам продукции и т.д.;

- Доходы предприятия, сгруппированные как по видам продукции, так и по сферам деятельности и т.д.;

- Финансовые результаты как по видам продукции, так и по сферам деятельности и т.д.

Управленческий учёт является конфиденциальным и защищается от конкурентов. Ознакомление с данными регистров и внутренней отчётности внутрихозяйственного (управленческого) учёта возможно только с разрешения владельца или руководителя предприятия или по решениям органов суда или прокуратуры.

Финансовый учёт –это учёт, который формирует реальную картину финансового состояния предприятия и результатов его деятельности (балансовая прибыль, убыток), независимо от требований и правил налогового законодательства, но в соответствии с Международными стандартами бухгалтерского учёта (МСБУ).

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.