♦ затраты на преобразование ожиданий потребителя по качеству в технические характеристики материала, процесса, продукта.
2. Управление процессом:
♦затраты на установление средств управления процессом;
♦ затраты на изучение возможностей процесса;
♦ затраты на осуществление технической поддержки производственному персоналу в применении (осуществлении) и поддержании процедур и планов по качеству.
3. Планирование качества другими подразделениями:
♦затраты, связанные с деятельностью по планированию качества, выполняемой персоналом, не подчиняющимся Управляющему по качеству/Уполномоченному высшего руководства по качеству.
4. Контрольное и измерительное оборудование:
♦затраты, связанные с разработкой и усовершенствованием всего контрольного и измерительного оборудования (приборов);
♦ затраты, связанные с обслуживанием и калибровкой всего оборудования (приборов);
♦ затраты, связанные с обслуживанием и калибровкой технологической оснастки, приспособлений, шаблонов и образцов, имеющих прямое отношение к качеству продукции.
5. Обеспечение качества поставок:
♦затраты на оценку потенциальных поставщиков и материалов перед заключением договоров на поставки;
♦ затраты, связанные с технической подготовкой проверок и испытаний закупленных материалов;
♦ затраты на техническую поддержку поставщиков, направленную на помощь в достижении ими требуемого качества.
6. Аудит системы качества:
♦затраты на внутренний аудит системы качества;
♦ затраты на аудит системы качества потребителем;
♦ затраты на аудит системы качества третьей стороной (сертификация).
7. Программа улучшения качества:
♦затраты, связанные с внедрением программ улучшения, наблюдением за ними и составлением отчетов, включая затраты на сбор и анализ данных, составление отчета по затратам на качество.
8. Обучение вопросам качества:
♦затраты на внедрение, развитие и функционирование программы обучения персонала всех уровней вопросам качества.
9. Затраты, не учтенные где-либо еще,такие как:
♦ заработная плата секретарей и служащих, организационные расходы и т. п., которые непосредственно связаны с предупредительными мероприятиями.
Затраты на контроль
1. Проверки и испытания:
♦оплата работ инспекторов и испытательного персонала, при плановых проверках производственных операций.
Повторные проверки отбракованных элементов, их испытания, сортировки и т. д. не включается.
2. Проверки и испытания поставляемых материалов:
♦оплата работ инспекторов и испытательного персонала, связанных с закупленными у поставщиков материалами, включая инспекторов и служащих различного уровня;
♦ затраты на лабораторные испытания, выполняемые для оценки качества поставляемых материалов;
♦ затраты, связанные с работой инспекторов и испытательного персонала, проводящих оценку материалов на производстве поставщика.
3. Материалы для тестирования и проверок:
♦стоимость расходных материалов, используемых при контроле и испытаниях;
♦ стоимость материалов, образцов и т. п., подвергнутых разрушающему контролю.
Стоимость испытательного оборудования не включается.
4. Контроль процесса:
♦оплата труда персонала, не подчиняющегося управляющему по качеству, выполняющего контроль и испытания на производственных линиях.
5. Прием продукции заказчика:
♦затраты на запуск и тестирование готовой продукции на производстве для сдачи ее заказчику перед поставкой;
♦ затраты на приемочные испытания продукции у заказчика до ее сдачи.
6. Проверка сырья и запасных частей:
♦затраты на контроль и испытание сырья, запасных частей и т. п., связанные с изменениями технических требований проекта, чрезмерным временем хранения или неуверенностью, вызванной другими проблемами.
7. Аудит продукта:
♦ затраты на проведение аудита качества технологических операций либо в процессе производства, либо по конечному продукту;
♦ затраты на все испытания на надежность, проводимых на произведенных изделиях;
♦ затраты на подтверждение качества продукта внешними органами, такими как страховые компании, правительственные агенты и т. д.
Внутренние потери
1. Отходы:
♦стоимость материалов, которые не отвечают требованиям качества и затраты на их утилизацию и вывоз.
Ликвидационная стоимость отходов производства не включается.
Не учитывается стоимость отходов, вызванных перепроизводством, моральным устареванием продукции или изменением конструкции по требованию заказчика.
2. Переделки и ремонт:
♦затраты, возникшие при восстановлении изделий (материалов) до соответствия требованиям по качеству посредством либо переделки, либо ремонта, либо и тем и другим;
♦ затраты на повторное тестирование и инспекции после переделок или ремонта.
3. Анализ потерь:
♦затраты на определение причин возникших несоответствий требованиям по качеству.
4. Взаимные уступки:
♦затраты на допуск к применению тех материалов, которые не отвечают техническим требованиям.
5. Снижение сорта:
♦затраты, возникшие вследствие снижения продажной цены на продукцию, которая не отвечает первоначальным техническим требованиям.
6. Отходы и переделки, возникшие по вине поставщиков:
♦затраты, понесенные в том случае, когда после получения от поставщика обнаружилось, что поставленные материалы оказались не годными.
Внешние потери
1. Продукция, не принятая потребителем:
♦затраты на выявление причин отказа заказчика принять продукцию;
♦ затраты на переделки, ремонт или замену не принятой продукции.
2. Гарантийные обязательства:
♦затраты на замену неудовлетворительной продукции в течение гарантийного периода;
♦ затраты на ремонт неудовлетворительной продукции, на восстановление требуемого качества, на компенсации.
3. Отзыв и модернизация продукции:
♦затраты на проверку, модификацию или замену уже поставленной потребителю продукции, когда имеется подозрение или уверенность в существовании ошибки проектирования или изготовления.
4. Жалобы:
♦затраты, вовлеченные в исследование причин возникновения жалоб потребителей на качество продукции;
♦ затраты, привлеченные для восстановления удовлетворенности потребителя;
♦ затраты на юридические споры и выплаты компенсаций, Итак, невозможно полностью исключить затраты на качество, однако они могут быть приведены к приемлемому уровню.
Некоторые виды затрат на качество являются явно неизбежными, в то время как некоторых других можно избежать. Последние — это те, которые могут исчезнуть, если будет отсутствовать дефект, или которые будут уменьшаться, если количество дефектов уменьшится. Так, можно избежать затрат на:
♦ задержки, излишнее производственное время, вызванные дефектным продуктом;
♦ дополнительные проверки и контроль для выявления уже известного процента дефектов;
♦ риски, в том числе по гарантийным обязательствам;
♦ потери продаж, связанные с неудовлетворенностью потребителя.
Неизбежные затраты — это те, которые необходимы в качестве своего рода страховки, даже если уровень дефектности очень низкий. Они используются для поддержания достигнутого уровня качества, для обеспечения сохранения низкого уровня дефектов.
Неизбежные затраты могут включать в себя затраты на:
♦ функционирование и аудит системы качества;
♦ обслуживание и калибровку испытательного оборудования;
♦ оценку поставщиков;
♦ обучение вопросам качества;
♦ минимальный уровень проверок и контроля.
Затраты на качество могут быть минимизированы, однако надежда на то, что они могут быть сведены к нулю — заблуждение. К нулю можно свести только одну составляющую затрат — затраты на несоответствие, или внутренние и внешние потери.
Затраты на качество
Сумма всех затрат на качество составляет общие затраты на качество.
Взаимосвязь между всеми затратами на качество, общими затратами на качество и уровнем достигнутого качества обычно представляют так, как это показано на рис.37.
Общие затраты на качество складываются из затрат на предупредительные мероприятия, затрат на контроль и потери (внешние и внутренние). С изменением достигнутого уровня качества изменяются и величины составляющих затрат, и соответственно, их сумма — общие затраты на качество.
Снижение общих затрат
Из рис. 37. видно, что достигаемый уровень качества изменяется в интервале «много дефектов» — «нет дефектов» («совершенство»). Рассматривая левую сторону графика («много дефектов»), мы видим, что общие затраты на качество высоки — в основном, потому, что высоки затраты на устранение дефектов и контроля. Затраты на предупредительные мероприятия очень малы.
Если двигаться вправо по графику, то достигаемый уровень качества будет увеличиваться (снижение дефектов). Это происходит за счет увеличения объема предупредительных мероприятий; затраты на них растут. Потери (затраты на дефекты), снижаются, как результат предупредительных действий. Как показано на графике, на этой стадии затраты на потери падают быстрее, нежели возрастают затраты на предупредительные мероприятия. Как результат — общие затраты на качество снижаются.
Рис. 37. Взаимосвязь между затратами на качество и достигнутым уровнем качества
Вместе с тем рис. 37. демонстрирует некоторую идеализированную динамику затрат и результатов. На практике следует иметь в виду, что так называемое экономическое равновесие изменчиво во времени и зависит от рода затратных факторов (новые разработки и др.).
Соответственно трудно (и неверно) полагать, что стремление к ситуации «нет дефектов» (совершенство) может оказаться экономически нецелесообразным.
Исследования, выполненные авторами на строительных объектах Москвы (жилищно-гражданское строительство) и объектах нефтегазового строительства, позволили определить, применительно к отечественным условиям, диапазон цены качества: для 50% организаций-респондентов — 10 — 24% оборота; для 7% — до 10% оборота; для 18% — 25—35% оборота.
На этой основе реализуется Программа качества, которая дает, по зарубежным источникам, эффект, показанный на рис. 38. Наряду с общим снижением затрат изменяется их структура — доля предупредительных затрат увеличивается, а всех других снижается.
Рис. 38. Структура затрат на качество
Типичная структура затрат на качество в области машиностроения выглядит следующим образом (рис. 39).
Рис. 39. Типичная структура элементов затрат на качество
Предположим, что указанные затраты на качество составляют 10% оборота. Далее предположим, что за счет увеличения объема предупредительных мероприятий, и следовательно, увеличения предупредительных затрат, удалось снизить общие затраты на качество на 6% оборота. В результате общие затраты на качество составили 60% их перовой величины:
Затраты на потери (внешние и внутренние)
=
50% новой величины общих затрат на качество
Затраты на контроль
=
25% новой величины общих затрат на качество
Затраты на предупредительные мероприятия
=
25% новой величины общих затрат на качество
Соответственно по отношению к первоначальным общим затратам на качество новое их распределение выглядит следующим образом:
Затраты на потери (внешние и внутренние)
=
30% новой величины общих затрат на качество
Затраты на контроль
-
15% новой величины общих затрат на качество
Затраты на предупредительные мероприятия
=
15% новой величины общих затрат на качество
Экономия
=
40% начальной величины общих затрат на качество
Рис. 40. Структура элементов затрат на качество после проведения мероприятий
Таким образом, важнейшим объектом анализа в любой компании должно быть процентное соотношение общих затрат на качество и общего объема продаж.