Функционально-стоимостной анализ(ФСА) — метод определения стоимости и других характеристик изделий, услуг и потребителей, использующих в качестве основы функции и ресурсы, задействованные в производстве, маркетинге, продаже, доставке, технической поддержке, оказании услуг, обслуживании клиентов, а также обеспечении качества.
Метод ФСА разработан как «операционно-ориентированная» альтернатива традиционным финансовым подходам. В частности, в отличие от традиционных финансовых подходов метод ФСА:
♦ предоставляет информацию в форме, понятной для персонала предприятия, непосредственно участвующего в бизнес-процессе;
♦ распределяет накладные расходы в соответствии с детальным расчетом использования ресурсов, подробным представлением о процессах и их влиянием на себестоимость, а не на основании прямых затрат или учета полного объема выпускаемой продукции.
ФСА- метод — один из методов, позволяющий указать на возможные пути улучшения стоимостных показателей. Цель создания ФСА- модели для совершенствования деятельности предприятий — достичь улучшений в работе предприятий по показателям стоимости, трудоемкости и производительности. Проведение расчетов по ФСА- модели позволяет получить большой объем ФСА- информации для принятия решения.
В основе метода ФСА лежат данные, которые обеспечивают менеджеров информацией, необходимой для обоснования и принятия управленческих решений при применении таких методов, как:
♦ «точно вовремя»;
♦ всеобщий менеджмент качества;
♦ непрерывное улучшение;
♦ реинжиниринг бизнес — процессов .
Концепция ФСА позволяет представить управленческую информацию в виде финансовых показателей. Используя в качестве единиц измерения финансовых показателей американские доллары или рубли, ФСА- метод отображает финансовое состояние компании лучше, чем это делает традиционный бухгалтерский учет. Это происходит потому, что ФСА- метод физически отражает функции людей, машин и оборудования. ФСА- метод отображает уровень потребления ресурсов функциями, а также причины, по которым эти ресурсы используются.
ФСА-информацию можно использовать как для текущего (оперативного) управления, так и для принятия стратегических решений. На уровне тактического управления информацию из ФСА-модели можно использовать для формирования рекомендаций по увеличению прибыли и повышению эффективности деятельности организации. На стратегическом уровне ФСА — модель оказывает помощь в принятии решений относительно реорганизации предприятия, изменения ассортимента продуктов и услуг, выхода на новые рынки, диверсификации и т. д. ФСА- информация показывает, как можно перераспределить ресурсы с максимальной стратегической выгодой, помогает выявить возможности тех факторов (качество, обслуживание, снижение стоимости, уменьшение трудоемкости), которые имеют наибольшее значение, а также определить наилучшие варианты капиталовложений.
Основные направления использования ФСА- модели для реорганизации бизнес-процессов — это повышение производительности, снижение стоимости, трудоемкости, времени и повышение качества.
Повышение производительности включает в себя три этапа.
На первом этапе осуществляется анализ функций для определения возможностей повышения эффективности их выполнения.
На втором — выявляются причины непроизводительных расходов и пути их устранения.
И, наконец, на третьем этапе осуществляется мониторинг и ускорение нужных изменений с помощью измерения основных параметров производительности.
Что касается снижения стоимости, трудоемкости и времени, то с помощью ФСАметода можно так реорганизовать деятельность, чтобы было достигнуто их устойчивое сокращение. Для этого необходимо сделать следующее:
♦ сократить время, необходимое для выполнения функций;
♦ устранить ненужные функции;
♦ сформировать ранжированный перечень функций по стоимости, трудоемкости или времени;
♦ выбрать функции с низкой стоимостью, трудоемкостью и временем;
♦ организовать совместное использование всех возможных функций;
♦ перераспределить ресурсы, высвободившиеся в результате усовершенствований.
Очевидно, что вышеперечисленные действия улучшают качество бизнес-процессов.
Повышение качества бизнес-процессов осуществляется за счет проведения сравнительной оценки и выбора рациональных (по стоимостному или временному критерию) технологий выполнения операций или процедур.
В основе управления, основанного на функциях, лежат несколько аналитических методов, использующих ФСА- информацию. Это — стратегический анализ, стоимостной анализ, временной анализ, анализ трудоемкости, определение целевой стоимости и исчисление стоимости, исходя из жизненного цикла продукта или услуги.
Одним из направлений использования принципов, средств и методов ФСА является планирование бюджета, основанное на функциях. Планирование бюджета использует ФСА-модель для определения объема работ и потребности в ресурсах. Можно выделить два пути использования:
♦ выбор приоритетных направлений деятельности, увязанных со стратегическими целями;
♦ разработка реалистичного бюджета.
ФСА-информация позволяет принимать осознанные и целенаправленные решения о распределении ресурсов, опирающиеся на понимание взаимосвязей функций и стоимостных объектов, стоимостных факторов и объема работ.
Функционально-стоимостной анализ позволяет выполнить следующие виды работ:
♦ определение и проведение общего анализа себестоимости бизнес-процессов на предприятии (маркетинг, производство продукции и оказание услуг, сбыт, менеджмент качества, техническое и гарантийное обслуживание и др.);
♦ проведение функционального анализа, связанного с установлением и обоснованием выполняемых структурными подразделениями предприятий функций с целью обеспечения выпуска высокого качества продукции и оказания услуг;
♦ определение и анализ основных, дополнительных и ненужных функциональных затрат;
♦ сравнительный анализ альтернативных вариантов снижения затрат в производстве, сбыте и управлении за счет упорядочения функций структурных подразделений предприятия;
♦ анализ интегрированного улучшения результатов деятельности предприятия.
В настоящее время метод ФСА стал всеобъемлющим инструментом оценки систем, процессов и концепций.
Приведем различные типы функционально-стоимостных оценок технологий работы предприятия на примере условной российской компании.
Моделирование и оценка технологий работы любых компаний позволяет решить следующий круг задач:
♦ грамотно и наглядно представить технологию работы каждого структурного подразделения компании;
♦ определить документооборот и информационные потоки;
♦ выделить основные, вспомогательные и управляющие функции подразделений;
♦ грамотно распределить функции между подразделениями и сотрудниками;
♦ снизить временные и стоимостные затраты, связанные с выполнением бизнес-процессов;
♦ повысить качество оперативного управления.
Так, в компании, занимающейся реализацией на внутреннем рынке косметики, парфюмерии и хозяйственной химии, выделим следующие основные бизнес-процессы:
♦ планирование деятельности;
♦ снабжение компании товаром;
♦ реализация товаров через торговые подразделения компании;
♦ выполнение финансовых операций;
♦ проведение анализа деятельности компании.
В результате функционально-стоимостного моделирования были получены следующие оценки, представленные на рис.27.
Из рис.27 видно, что более половины всех трудозатрат приходятся на выполнение основного бизнес-процесса торговой компании — реализацию товаров через торговые подразделения компании.
На рис.28 приведенные примеры оценки временных и стоимостных затрат компании являются обобщенными для всей компании. Их можно использовать для принятия стратегических решений.
Недостатками данного подхода к оценке являются следующие:
♦ непрозрачность стоимостных и временных затрат, связанных с выполнением основных, вспомогательных и управляющих бизнес-процессов;
♦ непрозрачность стоимостных и временных затрат структурных подразделений торговой компании;
♦ невозможность оперативного управления торговой компанией.
Рис.27. Оценка месячных трудозатрат, связанных с выполнением бизнес-процессов торговой компании
Рис. 28. Оценка стоимостных затрат торговой компании за месяц