Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Метод функционально-стоимостного



Анализа

 

Функционально-стоимостной анализ(ФСА) — метод определения стоимости и других характеристик изделий, услуг и потребителей, использующих в качестве основы функции и ресурсы, задействованные в производстве, маркетинге, продаже, доставке, технической поддержке, оказании услуг, обслу­живании клиентов, а также обеспечении качества.

Метод ФСА разработан как «операционно-ориентированная» альтернатива традиционным финансовым подходам. В частности, в отличие от традиционных финансовых подходов метод ФСА:

♦ предоставляет информацию в форме, понятной для персо­нала предприятия, непосредственно участвующего в биз­нес-процессе;

♦ распределяет накладные расходы в соответствии с деталь­ным расчетом использования ресурсов, подробным пред­ставлением о процессах и их влиянием на себестоимость, а не на основании прямых затрат или учета полного объема выпускаемой продукции.

ФСА- метод — один из методов, позволяющий указать на воз­можные пути улучшения стоимостных показателей. Цель создания ФСА- модели для совершенствования деятельности предприятий — достичь улучшений в работе предприятий по показателям стоимо­сти, трудоемкости и производительности. Проведение расчетов по ФСА- модели позволяет получить большой объем ФСА- информации для принятия решения.

В основе метода ФСА лежат данные, которые обеспечивают менеджеров информацией, необходимой для обоснования и при­нятия управленческих решений при применении таких методов, как:

♦ «точно вовремя»;

♦ всеобщий менеджмент качества;

♦ непрерывное улучшение;

♦ реинжиниринг бизнес — процессов .

Концепция ФСА позволяет представить управленческую ин­формацию в виде финансовых показателей. Используя в качестве единиц измерения финансовых показателей американские долла­ры или рубли, ФСА- метод отображает финансовое состояние ком­пании лучше, чем это делает традиционный бухгалтерский учет. Это происходит потому, что ФСА- метод физически отражает функции людей, машин и оборудования. ФСА- метод отображает уровень потребления ресурсов функциями, а также причины, по которым эти ресурсы используются.

ФСА-информацию можно использовать как для текущего (оперативного) управления, так и для принятия стратегических ре­шений. На уровне тактического управления информацию из ФСА-модели можно использовать для формирования рекомендаций по увеличению прибыли и повышению эффективности деятельности организации. На стратегическом уровне ФСА — модель оказывает помощь в принятии решений относительно реорганизации пред­приятия, изменения ассортимента продуктов и услуг, выхода на новые рынки, диверсификации и т. д. ФСА- информация показывает, как можно перераспределить ресурсы с максимальной страте­гической выгодой, помогает выявить возможности тех факторов (качество, обслуживание, снижение стоимости, уменьшение тру­доемкости), которые имеют наибольшее значение, а также опреде­лить наилучшие варианты капиталовложений.

Основные направления использования ФСА- модели для ре­организации бизнес-процессов — это повышение производитель­ности, снижение стоимости, трудоемкости, времени и повышение качества.

Повышение производительности включает в себя три этапа.

На первом этапе осуществляется анализ функций для определения возможностей повышения эффективности их выполнения.

На вто­ром — выявляются причины непроизводительных расходов и пути их устранения.

И, наконец, на третьем этапе осуществляется мони­торинг и ускорение нужных изменений с помощью измерения ос­новных параметров производительности.

Что касается снижения стоимости, трудоемкости и времени, то с помощью ФСАметода можно так реорганизовать деятельность, чтобы было достигнуто их устойчивое сокращение. Для этого необ­ходимо сделать следующее:

♦ сократить время, необходимое для выполнения функций;

♦ устранить ненужные функции;

♦ сформировать ранжированный перечень функций по сто­имости, трудоемкости или времени;

♦ выбрать функции с низкой стоимостью, трудоемкостью и временем;

♦ организовать совместное использование всех возможных функций;

♦ перераспределить ресурсы, высвободившиеся в результате усовершенствований.

Очевидно, что вышеперечисленные действия улучшают каче­ство бизнес-процессов.

Повышение качества бизнес-процессов осуществляется за счет проведения сравнительной оценки и выбо­ра рациональных (по стоимостному или временному критерию) тех­нологий выполнения операций или процедур.

В основе управления, основанного на функциях, лежат несколь­ко аналитических методов, использующих ФСА- информацию. Это — стратегический анализ, стоимостной анализ, временной анализ, ана­лиз трудоемкости, определение целевой стоимости и исчисление сто­имости, исходя из жизненного цикла продукта или услуги.

Одним из направлений использования принципов, средств и методов ФСА является планирование бюджета, основанное на фун­кциях. Планирование бюджета использует ФСА-модель для опре­деления объема работ и потребности в ресурсах. Можно выделить два пути использования:

♦ выбор приоритетных направлений деятельности, увязанных со стратегическими целями;

♦ разработка реалистичного бюджета.

ФСА-информация позволяет принимать осознанные и целе­направленные решения о распределении ресурсов, опирающиеся на понимание взаимосвязей функций и стоимостных объектов, сто­имостных факторов и объема работ.

Функционально-стоимостной анализ позволяет выполнить следующие виды работ:

♦ определение и проведение общего анализа себестоимости бизнес-процессов на предприятии (маркетинг, производ­ство продукции и оказание услуг, сбыт, менеджмент каче­ства, техническое и гарантийное обслуживание и др.);

♦ проведение функционального анализа, связанного с уста­новлением и обоснованием выполняемых структурными подразделениями предприятий функций с целью обеспече­ния выпуска высокого качества продукции и оказания ус­луг;

♦ определение и анализ основных, дополнительных и ненуж­ных функциональных затрат;

♦ сравнительный анализ альтернативных вариантов сниже­ния затрат в производстве, сбыте и управлении за счет упо­рядочения функций структурных подразделений предпри­ятия;

♦ анализ интегрированного улучшения результатов деятель­ности предприятия.

В настоящее время метод ФСА стал всеобъемлющим инстру­ментом оценки систем, процессов и концепций.

Приведем различные типы функционально-стоимостных оце­нок технологий работы предприятия на примере условной россий­ской компании.

Моделирование и оценка технологий работы любых компаний позволяет решить следующий круг задач:

♦ грамотно и наглядно представить технологию работы каж­дого структурного подразделения компании;

♦ определить документооборот и информационные потоки;

♦ выделить основные, вспомогательные и управляющие фун­кции подразделений;

♦ грамотно распределить функции между подразделениями и сотрудниками;

♦ снизить временные и стоимостные затраты, связанные с вы­полнением бизнес-процессов;

♦ повысить качество оперативного управления.

Так, в компании, занимающейся реализацией на внутреннем рынке косметики, парфюмерии и хозяйственной химии, выделим следующие основные бизнес-процессы:

♦ планирование деятельности;

♦ снабжение компании товаром;

♦ реализация товаров через торговые подразделения компа­нии;

♦ выполнение финансовых операций;

♦ проведение анализа деятельности компании.

В результате функционально-стоимостного моделирования были получены следующие оценки, представленные на рис.27.

Из рис.27 видно, что более половины всех трудозатрат при­ходятся на выполнение основного бизнес-процесса торговой ком­пании — реализацию товаров через торговые подразделения ком­пании.

На рис.28 приведенные примеры оценки временных и сто­имостных затрат компании являются обобщенными для всей ком­пании. Их можно использовать для принятия стратегических ре­шений.

Недостатками данного подхода к оценке являются следующие:

♦ непрозрачность стоимостных и временных затрат, связан­ных с выполнением основных, вспомогательных и управ­ляющих бизнес-процессов;

♦ непрозрачность стоимостных и временных затрат структур­ных подразделений торговой компании;

♦ невозможность оперативного управления торговой компа­нией.

 

 

Рис.27. Оценка месячных трудозатрат, связанных с выполнением бизнес-процессов торговой компании

 

Рис. 28. Оценка стоимостных затрат торговой компании за месяц

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.