Способ транспортировки, погрузочно-разгрузочные механизмы, а также тип вагона, судна, автомобиля, режим хранения груза, меры по технике безопасности и пожарной безопасности определяются физико-химическими свойствами груза и формой предъявления его к перевозке. С учетом особенностей грузов созданы соответствующие грузовые устройства (подъемные краны, погрузчики, транспортеры, насосы, грейферы, захваты и др.) и транспортные средства (вагоны, суда, автомобили). Совокупность свойств груза, определяющая условия и технику его перевозки, перегрузки и хранения, носит название транспортной характеристики груза.Характеристика груза — это физико-химические свойства, размеры, объем, масса, способ упаковки, перегрузки и перевозки, форма предъявления к перевозке и режим хранения. Если груз упакован в соответствующую по условиям перевозки тару, замаркирован согласно правилам, находится в надлежащем кондиционном состоянии и может быть сохранно перевезен, то считается, что он находится в транспортабельном состоянии.Все грузы, принимаемые к перевозке, независимо от вида сообщения должны иметь маркировку, которая на всех видах транспорта одинаковая. Маркировкойназывают различного вида знаки, рисунки, надписи или условные обозначения, наносимые на грузы, устанавливающие порядок их учета и меры по сохранности при транспортировке. Поэтому маркировку наносят так, чтобы она была видна и сохранялась до конца перевозки.
Различают маркировку товарную, отправительскую, специальную и транспортную. Товарная (фабричная) маркировка- маркировка, содержащая наименование изделия и название производителя товара, его адрес, заводскую марку, указание сорта, ГОСТ и другие необходимые сведения о товаре.
Отправительская маркировка- маркировка, содержащая номер места (в числителе) и число мест (в знаменателе), наименование отправителя и получателя, пункт отправления и назначения.
Специальная (предупредительная) маркировка- маркировка, указывающая способ хранения груза и обращения с ним в пути и во время грузовых операций. На опасные грузы наносят дополнительную маркировку знаками, надписями и цветными наклейками согласно правилам о перевозке этих грузов. Транспортная маркировка- маркировка, наносимая отправителем в виде дроби (в числителе — порядковый номер, за которым данная отправка принята к перевозке по книге отправления, в знаменателе — число мест данной отправки), рядом с дробью номер грузовой накладной, например 500/20=345584.
Транспортную маркировку наносят на грузовые места независимо от отправительской маркировки. На тарно-штучных грузах указывается масса брутто и нетто.
При отправлении продукции большое значение имеет определение массыгруза. Для этого пользуются различными способами: прямым взвешиванием, счетом грузовых мест, обмером штабелей, а на водном транспорте — и по осадке судна.
Массу некоторых грузов (нефтепродуктов, машин) определяют расчетным путем. Так, массу продукта, налитого в цистерну, Q (т) можно рассчитать по формуле:
Q = V × d
(2.3)
где V - объем налитого нефтепродукта, м3;
d - плотность нефтепродукта, т/м3
Выпускаемые отечественной промышленностью и применяемые на транспорте весоизмерительные приборы характеризуются предельной грузоподъемностью, которая колеблется от 25 кг до 200 т. Применяемые на грузовых станциях весы подразделяют на следующие группы: настольные, платформенные (товарные) передвижные и стационарные, автомобильные стационарные и передвижные, вагонные, крановые и др. Типы весов и их предельную грузоподъемность определяют исходя из того, какая продукция будет взвешиваться.
Принимая к перевозке огромные материальные ценности, транспортные структуры несут ответственность за их сохранность. Один из показателей сохранности груза -неизменность его массы.
Отправители ряда грузов по массе, указанной в перевозочных документах, учитывают выполнение производственных заданий, а также плановых поставок сырья, материалов и готовой продукции. По массе отправленной продукции ведутся расчеты между предприятиями, определяется грузооборот транспорта и взыскиваются провозные платежи.