Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

ПОНЯТИЙНЫЙ АППАРАТ ЛОГИСТИКИ



Логистика

 

 

Конспект лекций

для студентов специальности

7.050107 «Экономика предприятия»

 

Керчь, 2009 г.


Авторы: Москвин A.M., к.т.н., доцент кафедры экономики предприятия Керченского государственного морского технологического университета (КГМТУ); Серёгин С.С, к.э.н., доцент кафедры экономики предприятия КГМТУ; Пиньчук Н.А., ассистент кафедры экономики предприятия КГМТУ.

 

 

Рецензенты:

 

Конспект лекций рассмотрен и одобрен на заседании кафедры экономики предприятия КГМТУ, протокол № 6 от 19.01.08 г.

 

Конспект лекций рассмотрен и рекомендован к утверждению на заседании методической комиссии ТФ КГМТУ, протокол № 7 от 25.06.08 г.

 

Конспект лекций утвержден на заседании Методического совета КГМТУ, протокол № 2от 7.10.08 г.

 

© Керченский государственный морской технологический университет

 


СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ. 5

1. ПОНЯТИЙНЫЙ АППАРАТ ЛОГИСТИКИ.. 6

1.1. Объект, предмет, основные понятия и задачи логистики. 6

1.2. Ключевые проблемы и решения логистики в государственном и частном секторах 8

1.3. Факторы развития логистики. 9

1.4. Функциональные области логистики и их характеристики. 12

2. ТРАНСПОРТНЫЕ АСПЕКТЫ ЛОГИСТИКИ.. 13

2.1. Транспортно-экспедиционное обеспечение распределения товаров. 13

2.2. Выбор вида транспорта. 15

2.3. Материально-техническая база различных видов транспорта. 15

2.3.1. Железнодорожный транспорт.. 15

2.3.2. Водный транспорт.. 16

2.3.3. Автомобильный транспорт.. 17

2.4. Транспортные характеристики и маркировка грузов. 18

2.5. Транспортные тарифы и правила их применения. 19

2.6. Базисные условия поставки. 22

2.7. Логистические системы сбора и распределения грузов. 25

2.8. Выбор перевозчика фирмой. 27

2.9. Методы выбора перевозчика 2.9.1. Метод Feddin J.H. 29

2.9.2. Метод матриц. 29

2.9.3. Метод стоимостной оценки. 30

2.9.4. Метод абстрактного перевозчика. 30

2.9.5. Метод, учитывающий технологические параметры.. 31

2.9.6. Метод элиминирования по параметрам. 31

3. ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ЛОГИСТИКА.. 32

3.1. Сущность и задачи производственной логистики. 32

3.2. Расчет длительности производственного цикла партии деталей. 33

3.3. Расчет оптимального размера партии. 34

3.4. Расчет длительности производственного цикла изделия. 35

3.5. Анализ ABC.. 36

4. ИНФОРМАЦИОННАЯ ЛОГИСТИКА.. 37

4.1. Информационная инфраструктура. 37

4.2. Использование в логистике технологии автоматизированной идентификации штриховых кодов. 40

4.3. Функции логистической информационной системы.. 42

4.4. Управление информационной системой с обратной связью.. 42

5. ЗАКУПОЧНАЯ ЛОГИСТИКА.. 43

5.1. Сущность, задачи и функции закупочной логистики. 43

5.2. Служба снабжения на предприятии. 44

5.3. Механизм функционирования закупочной логистики. 46

5.3.1. Традиционная система снабжения. 46

5.3.2. Системы оперативного снабжения. 47

5.3.3. Сопоставление традиционной и оперативной систем снабжения. 48

5.4. Анализ, определение потребности и расчеты количества заказываемых материалов 49

5.5. Определение метода закупок. 49

5.6. Закупки или организация собственного производства. 51

5.7. Получение и оценка предложений. 52

5.8. Основные требования к выбору поставщика. 55

5.9. Оценка результатов работы с поставщиками. 55

5.10. Документальное оформление заказа и поставок. 56

5.11. Проверка качества и количества полученной продукции. 58

5.12. Правовые основы закупок. 58

6. ЛОГИСТИКА ЗАПАСОВ.. 59

6.1. Назначение и виды товарно-материальных запасов. 59

6.2. "Толкающие и "тянущие" системы управления запасами. 62

6.2.1. "Толкающая" система МРП (MRP) 62

6.2.2. "Тянущие" системы - Канбан и ОПТ. 63

6.3. Система с фиксированным размером заказа. 65

6.4. Система с фиксированным интервалом времени между заказами. 67

6.5. Система с установленной периодичностью пополнения запасов до постоянного уровня. 68

6.6. Система "Минимум-максимум". 70

6.7. Преимущества и недостатки различных систем управления запасами. 71

7. РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНАЯ ЛОГИСТИКА.. 71

8. СКЛАДСКАЯ ПЕРЕРАБОТКА ПРОДУКЦИИ В ЛОГИСТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ 73

8.1. Склады и их классификация. 73

8.2. Функции складов. 73

8.3. Координация деятельности посреднических складских предприятий и транспортных складских баз. 74

8.4. Собственный склад фирмы или склад общего пользования. 76

8.5. Количество складов и размещение складской сети. 76

8.6. Система складирования как основа рентабельности работы склада. 78

8.7. Особенности складской подсистемы "Здание". 78

8.8. Грузовая единица - элемент логистики. 79

8.9. Расчет площади складов. 81

8.10. Подъемно-транспортное оборудование и определение его потребности 83

8.11. Показатели работы складов. 85

9. ОРГАНИЗАЦИЯ ЛОГИСТИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ.. 87

9.1. Основные функции и формы организации логистического управления. 87

9.2. Механизм межфункциональной координации управления материальными потоками 91

9.3. Контроллинг в логистических системах. 94

9.4.Экономические методы государственного регулирования. 95

10. ЛОГИСТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОПТИМИЗАЦИИ ТРАНСПОРТНЫХ ПОТОКОВ НА МОРСКОМ ТРАНСПОРТЕ. 98

10.1. Логистические основы морских транспортно-экспедиционных компаний 98

10.2. Проблемы реализации логистических технологий в условиях морского транспорта 102

10.3. Организация морских перевозок собственными усилиями предприятий 106

10.4. Основы управления морской транспортно-экспедиторской и агентской деятельностью.. 107

10.5. Роль управленческих компаний в судоходстве. 109

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.. 111


ВВЕДЕНИЕ

Объектом изучения новой научной и учебной дисциплины «Логистика» являются материальные и связанные с ними информационные потоки. Актуальность дисциплины и резко возрастающий интерес к ее изучению обусловлены потенциальными возможностями повышения эффективности функционирования материалопроводяших систем, которые открывает использование логистического подхода. Логистика позволяет существенно сократить временной интервал между приобретением сырья и полуфабрикатов и поставкой готового продукта потребителю, способствует резкому сокращению материальных запасов, ускоряет процесс получения информации, повышает уровень сервиса.

Деятельность в области логистики многогранна. Она включает управление транспортом, складским хозяйством, запасами, кадрами, организацию информационных систем, коммерческую деятельность и многое другое. Каждая из перечисленных функ­ций глубоко изучена и описана в соответствующей отраслевой дисциплине. Принципиальная новизна логистического подхода - органичная взаимная связь, интеграция вышеперечисленных областей в единую материалопроводящую систему. Цель логистического подхода - сквозное управление материальными потоками.

Управление материальными потоками всегда являлось существенной стороной хозяйственной деятельности. Однако лишь сравнительно недавно оно приобрело положение одной из наиболее важных функций экономической жизни. Основная причи­на — переход от рынка продавца к рынку покупателя, вызвав­ший необходимость гибкого реагирования производственных и торговых систем на быстро изменяющиеся приоритеты потребителя.

Данная работа позволит студентам более качественно подготовиться к зачету, написанию контрольной работы по выбранной теме.

Представленная работа включает введение, тематический план, вопросы для самоконтроля, организационно-методическое обеспечение самостоятельной работы студента, список рекомендуемой литературы.

Использование достижений логистики в морском транспорте является залогом повышения эффективности отечественного транспортного комплекса и активизации его интеграции в мировую транспортную систему.

Целью курса «Логистика в морском транспорте» является изучение действия объективных экономических законов и форм их проявления в рыночной экономике и в морском транспортном комплексе в частности.

Студент должен знать основные теоретические и практические аспекты стремительно развивающихся ныне форм и методов логистического управления производством и распределением товаров и транспортных услуг, рациональную организацию материальных потоков от поставщиков (грузоотправителей) сырья через предприятие-изготовитель, клиентам (грузополучателям).

Студент должен уметь выявить организацию рациональных грузопотоков, и их обработку в специализированных логистических центрах, предложить методы повышения эффективности таких потоков, снижения непроизводительных издержек и затрат.

 

ПОНЯТИЙНЫЙ АППАРАТ ЛОГИСТИКИ

1.1. Объект, предмет, основные понятия и задачи логистики

Логистика- интегрированная система активного управления материальными потоками на основе применения современных информационных технологий и оптимизационных экономических решений, рассматривающая в единстве материалопотоки между хозяйствующими субъектами и внутри них и направленная на достижение высоких конечных результатов деятельности.

Целью логистикиявляется обеспечение получения (доставки) продукции (товара) потребителю в нужное время и место при минимально возможных совокупных затратах трудовых, материальных, финансовых ресурсов.

Поставка материалов, сырья, готовой продукции точно в срок оказывает благоприятное влияние на функционирование всей экономической системы, позволяет существенно сократить материальные запасы и затраты по их формированию и содержанию, общие издержки производства и обращения. Логистика, как и маркетинг, исходит из интересов потребителя.

Цель логистической деятельности считается достигнутойпри выполнении шести

условий:

1) нужный товар

2) необходимого качества

3) в необходимом количестве доставлен

4) в нужное время

5) в нужное место

6) с минимальными затратами.

Объектом изучения логистикиявляются материальные и соответствующие им финансовые, информационные потоки, сопровождающие производственно-коммерческую деятельность.

Поскольку логистический подход требует введения нового объекта изучения (потока), приведем его определение. Потокпредставляет собой систему перемещаемых объектов, множество элементов, воспринимаемое как единое целое. Поток характеризуется следующими параметрами: начальная и конечная точки, скорость, время, траектория, длина пути, интенсивность. Интенсивностьпотока - количество объектов потока, проходящих через пункты в единицу времени.

Логистика может иметь дело с многообразными потоками - материальными, транспортными, финансовыми, энергетическими, информационными, людскими. Наиболее часто в логистике приходится иметь дело с материальными потоками.

Материальный поток- совокупность грузов, деталей, товарно-материальных ценностей, рассматриваемая в процессе приложения к ней ряда логистических (транспортировка, складирование) и технологических (механообработка, сборка) операций.

Материальный поток характеризуется такими процессами, как транспортировка, погрузочно-разгрузочные операции, обработка продукции, складирование и хранение. Предметом изучения логистикиявляется оптимизация материальных и соответствующих им финансовых, информационных потоков, сопровождающих производственно-коммерческую деятельность. Осуществляется системная оптимизация с позиции единого целого, т.е. минимизации затрат во всей логистической системе, а не в отдельном блоке.

Логистическая системавключает такие укрупненные блоки, как снабжение (закупка) с транспортным обеспечением (доставка продукции предприятиям), производство, сбыт продукции с транспортным обеспечением (доставка продукции потребителям). В соответствии с этим выделяются следующие функциональные области логистики: логистика, связанная с заготовкой или закупкой продукции (логистика закупок,или заготовительная логистика); производственная логистика;логистика, специализирующаяся на сбыте, реализации продукции (распределительная логистика). Производственная логистика- область логистики, охватывающая процессы движения материалопотоков внутри предприятия (фирмы).

Термин коммерческая логистикаозначает не только сферу использования (коммерческая деятельность по закупке сырья и материалов, сбыт готовой продукции), но и прагматическую цель, заключающуюся в снижении издержек, увеличении прибыли, повышении конкурентоспособности организации (фирмы).

С точки зрения обработки материального потока можно выделить следующие области в логистике: запасы, транспортировка продукции, складирование, складская обработка и информационное обеспечение материального потока.

Логистическая цепь- совокупность логистических звеньев, через которые проходит движение материального потока, с выделением следующих главных звеньев: поставка материалов, сырья и полуфабрикатов; хранение продукции и сырья; производство товаров; распределение, включая отправку товаров со склада готовой продукции вплоть до места ее потребления.

Возможность планирования различных операций и проведения анализа уровней элементов логистической системы предопределила ее разделение на макрологистику, мезологистику и микрологистику. Макрологистика- область логистики, решающая вопросы, связанные с анализом рынка поставщиков и потребителей, выработкой общей концепции распределения, размещением складов на полигоне обслуживания, выбором вида транспорта и транспортных средств, организацией транспортного процесса, рациональных направлений материальных потоков, пунктов поставки сырья, материалов и полуфабрикатов, с организацией пунктов доставки готовой продукции, с выбором транзитного или складского способа товародвижения.

Мезологистика- область логистики, осуществляющая интеграцию в одну систему нескольких фирм одной отрасли.

Микрологистика- область логистики, решающая локальные вопросы в рамках отдельных звеньев и элементов логистики и осуществляющая управление материальными и информационными потоками на внутрипроизводственном (внутрифирменном) уровне.

Примером может служить планирование в пределах предприятия различных логистических операций, таких, как погрузочно-разгрузочные, транспортно-складские и др. Микрологистика обеспечивает операции по планированию, подготовке, реализации и контролю за процессами перемещения продукции внутри предприятий.

До применения логистического подхода критерий оценки эффективности в системе "снабжение - производство-перевозка" был таким, что целевая функция ориентировалась на минимум издержек в каждом из звеньев:

 

L = min Зс + min Зп + min 3T, (1.1)

 

где Зс, Зп, Зт- затраты соответственно на снабжение, производство, транспортировку.

Логистический подход ориентирован на отказ от изолированного рассмотрения издержек, поэтому на смену пришел новый критерий - критерий минимума суммы указанных затрат, в котором применим критерий оптимальности В.Парето, что позволяет проверить, улучшает ли предложенное решение по конкретному объекту общее состояние системы. Этот критерий применяется при решении таких задач, когда оптимизация одних показателей считается достаточной при условии, что другие показатели при этом не ухудшаются. Оптимум (эффективная точка) по В.Парето - решение, которое не может быть улучшено с точки зрения какого-либо одного критерия без того, чтобы при этом оно не было бы ухудшено относительно других критериев.

В этом случае целевая функция принимает следующий вид:

 

L = min с + 3, + 3). (1.2)

 

Таким образом, логистика нацелена на рационализацию всей сферы обращения и производства в совокупности.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.